Урок литературного чтения в 1 классе. Сладков «Лисица и Еж»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Н. Сладков «Лисица и Еж»; В. Осеева «Плохо»

Цели: познакомить с произведениями Н. Сладкова «Лисица и Еж», В. Осеевой «Плохо»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Учебные задачи: узнать, чем рассказ о животных отличается от сказки, давать оценку поступкам героев, пересказывать текст по иллюстрации, узнать особенности научно-познавательного ; текста и сравнить его с художественным текстом.

Оборудование: текст речевой разминки, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II, Актуализация умений

(Выразительное чтение стихотворений, выставка иллюстраций к произведениям. Дети комментируют содержание своих рисунков.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Еж морской на дне морском

Пел о ежике лесном:

Ах ты еж, братец еж,

Как без моря ты живешь?

Еж живет в глуши лесной,

Елка — дом его родной...

Б. Тимофеев

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Постановка целей и учебной задачи урока

— Отгадайте загадку.

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Еж.)

— Ребята, что вы знаете о ежах?

Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о еже.

— Откройте учебник на с. 61. Назовите Учебную задачу. (Узнаем, чем рассказ о животных отличается от сказки.)

V. Работа по теме урока

Материал для учителя

Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае — полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.

Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют специально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.

Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.

Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. Алиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.

Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действительно очень любят молоко, и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.

Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи — разносчики опаснейших для человека клещей.

— Прочитайте на с. 61, кто автор следующего произведения.

— Прочитайте название. Почему слово «еж» написано с заглавной буквы?

— Подумайте, какое произведение мы будем читать, сказку или рассказ?

(Чтение произведения учителем. Беседа по вопросам учебника на с. 61. Выразительное чтение в лицах.)

— Чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе происходят реальные события, а в сказке — вымышленные.)

— Прочитайте вывод в учебнике. Правы ли мы были?

VI. Физкультминутка

Катились колеса, колеса, колеса.

(Вращательные движения вперед согнутыми в локтях руками.)

Катились колеса все влево, все косо.

(Вращательные движения назад согнутыми в локтях руками.)

Скатились колеса на луг, под откос,

(Наклоны туловища влево и вправо, руки на поясе.)

И вот что осталось от этих колес.

(Выпрямиться, развести руки в стороны.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте написанные на доске слова. Составьте из них пословицу.

Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят. (Сто малодушных не заменят одного мужественного.)

— Как вы понимаете слово «малодушный»?

Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, мужества.

Малодушный — проявляющий малодушие, слабовольный.

— Объясните смысл этой пословицы.

Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное.

— Откройте учебник на с. 62. Прочитайте, кто автор рассказа. (В. Осеева.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Осеевой (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 55).)

— Прочитайте первое предложение рассказа.

— Как вы думаете, о чем будет рассказ?

— Что означает слово «яростно»?

Ярость — сильный гнев.

(Чтение рассказа учителем.)

— Что произошло в рассказе?

— Как автор описал собаку?

— Найдите описание котенка.

— Кто спас котенка?

— За что женщина осудила ребят? (За бездействие.)

— Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они помочь? Каким образом?

(Здесь необходимо объяснить детям опасность ситуации. Ведь разъяренная собака могла накинуться и на самих ребят. Поэтому, чтобы спасти котенка, нужно было позвать на помощь взрослых.)

— Прочитайте рассказ выразительно.

— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В. Осеевой.

— Оказывается, можно пересказать рассказ и по рисунку. Откройте учебник на с. 20 и прочитайте о том, как это сделать.

(Пересказ текста по предварительно составленному плану.)

План

1. Котенок в беде.

2. Женщина спасла котенка.

3. «Мы ничего не делали!»

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало?

— Почему?

— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 64.

— Что нового вы узнали о собаках?

— Сравните этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Плохо». Какой текст написал ученый, а какой - писатель?

Тот текст, который написан научным языком, называется научным текстом.

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Чему вы учились на уроке?

— Что нового вы узнали?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить рассказ о своем любимом питомце. Если домашних животных нет, то подготовить пересказ текста В. Осеевой «Плохо» и выразительное чтение сказки Н. Сладкова «Лисица и Еж».

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России

Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Нет комментариев. Ваш будет первым!