Урок литературного чтения в 1 классе. Сладков «Лисица и Еж»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. Н. Сладков «Лисица и Еж»; В. Осеева «Плохо»
Цели: познакомить с произведениями Н. Сладкова «Лисица и Еж», В. Осеевой «Плохо»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Учебные задачи: узнать, чем рассказ о животных отличается от сказки, давать оценку поступкам героев, пересказывать текст по иллюстрации, узнать особенности научно-познавательного ; текста и сравнить его с художественным текстом.
Оборудование: текст речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II, Актуализация умений
(Выразительное чтение стихотворений, выставка иллюстраций к произведениям. Дети комментируют содержание своих рисунков.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Еж морской на дне морском
Пел о ежике лесном:
Ах ты еж, братец еж,
Как без моря ты живешь?
Еж живет в глуши лесной,
Елка — дом его родной...
Б. Тимофеев
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко, удивленно, восхищенно, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Постановка целей и учебной задачи урока
— Отгадайте загадку.
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Еж.)
— Ребята, что вы знаете о ежах?
Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о еже.
— Откройте учебник на с. 61. Назовите Учебную задачу. (Узнаем, чем рассказ о животных отличается от сказки.)
V. Работа по теме урока
Материал для учителя
Ежи живут в лесах, чаще смешанных и лиственных, степях и пустынях, питаются насекомыми, червями и лягушками, при случае — полевками, змеями, ящерицами, птичьими яйцами и птенцами. Не откажутся они и от падали, опавших ягод и плодов.
Вопреки широко распространенному поверью ежи не умеют специально носить что-либо на колючках. Охотятся они чаще по ночам, в основном на слух. За ночь ежи проходят несколько сот метров, собирая корм с земли или неглубоко раскапывая почву. Хотя ежик кажется безобидным увальнем, при встрече с крупной добычей, например с крысой или змеей, он проявляет неожиданную быстроту и ловкость, убивая жертву молниеносным укусом в затылок.
Ежи легко расправляются со змеями, даже с гадюками, так как их яд для ежа абсолютно безвреден. Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.
Колючки и сворачивание в клубок — это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает — некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. Алиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.
Неправда, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действительно очень любят молоко, и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.
Ни в коем случае нельзя брать ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи — разносчики опаснейших для человека клещей.
— Прочитайте на с. 61, кто автор следующего произведения.
— Прочитайте название. Почему слово «еж» написано с заглавной буквы?
— Подумайте, какое произведение мы будем читать, сказку или рассказ?
(Чтение произведения учителем. Беседа по вопросам учебника на с. 61. Выразительное чтение в лицах.)
— Чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе происходят реальные события, а в сказке — вымышленные.)
— Прочитайте вывод в учебнике. Правы ли мы были?
VI. Физкультминутка
Катились колеса, колеса, колеса.
(Вращательные движения вперед согнутыми в локтях руками.)
Катились колеса все влево, все косо.
(Вращательные движения назад согнутыми в локтях руками.)
Скатились колеса на луг, под откос,
(Наклоны туловища влево и вправо, руки на поясе.)
И вот что осталось от этих колес.
(Выпрямиться, развести руки в стороны.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте написанные на доске слова. Составьте из них пословицу.
Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят. (Сто малодушных не заменят одного мужественного.)
— Как вы понимаете слово «малодушный»?
Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, мужества.
Малодушный — проявляющий малодушие, слабовольный.
— Объясните смысл этой пословицы.
Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное.
— Откройте учебник на с. 62. Прочитайте, кто автор рассказа. (В. Осеева.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Осеевой (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 55).)
— Прочитайте первое предложение рассказа.
— Как вы думаете, о чем будет рассказ?
— Что означает слово «яростно»?
Ярость — сильный гнев.
(Чтение рассказа учителем.)
— Что произошло в рассказе?
— Как автор описал собаку?
— Найдите описание котенка.
— Кто спас котенка?
— За что женщина осудила ребят? (За бездействие.)
— Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они помочь? Каким образом?
(Здесь необходимо объяснить детям опасность ситуации. Ведь разъяренная собака могла накинуться и на самих ребят. Поэтому, чтобы спасти котенка, нужно было позвать на помощь взрослых.)
— Прочитайте рассказ выразительно.
— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В. Осеевой.
— Оказывается, можно пересказать рассказ и по рисунку. Откройте учебник на с. 20 и прочитайте о том, как это сделать.
(Пересказ текста по предварительно составленному плану.)
План
1. Котенок в беде.
2. Женщина спасла котенка.
3. «Мы ничего не делали!»
VIII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало?
— Почему?
— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)
— Прочитайте об этом на с. 64.
— Что нового вы узнали о собаках?
— Сравните этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Плохо». Какой текст написал ученый, а какой - писатель?
Тот текст, который написан научным языком, называется научным текстом.
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Чему вы учились на уроке?
— Что нового вы узнали?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить рассказ о своем любимом питомце. Если домашних животных нет, то подготовить пересказ текста В. Осеевой «Плохо» и выразительное чтение сказки Н. Сладкова «Лисица и Еж».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов
Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!