Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Русская народная сказка «Рукавичка»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Учебные задачи: сравнивать сказки на одну тему, понимать смысл пословиц и соотносить их с текстом.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, карточки с загадками, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Пересказ сказки Е. Чарушина «Теремок» со своим продолжением.)
III. Речевая разминка
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)
— Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, восхищенно.
— Прочитайте загадку выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, вам нравится отгадывать загадки? (Ответы детей.)
— Тогда отгадайте новую загадку. Отгадками будут рифмующиеся слова.
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под... (кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зеленая... (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий... (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, —
И кабан туда попал,
И лиса, и... (мишка).
Всем хватило места в нем.
Вот какой чудесный... (дом).
Дзинь-ля-ля — поет синичка!
Это сказка... («Рукавичка»).
В. Степанов, И. Батый
- Верно, это сказка «Рукавичка». Кто ее автор? (Это не авторская, а народная сказка.)
Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой. Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, пересказывать сказку по составленному плану.
- Откройте учебник на с. 37, назовите Учебные задачи.
V. Работа по теме урока
(Первичное чтение сказки.)
— Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?
VI. Физкультминутка
Утро
В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. (Наклоняют голову набок, подкладывая руки.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять ударов. (Хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться. (Показывают.) Одевшись, идут к крану мыться. (Показывают, как чистят зубы, моют руки, лицо, шею и т. д.) Потом идут к столу завтракать. (Показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят.) Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на работу. Гудит гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у-у!».)
Загудели, заработали моторы огромных машин. (Имитируют звук машин: «Дз-у, дз-у».) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Движениями соединенных рук показывают, как движутся пилы.) Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски.) Слышен гудок паровоза. (Гудят: «У-у-у-у!».) Он медленно приближается к складу. (Подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...») Распиленные бревна грузят в вагоны. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» повторяют движения, имитирующие погрузку.)
На заводе опять гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у!».) Пора обедать.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
- Назовите действующих лиц сказки.
(Беседа по вопросам учебника 1,2 на с. 40.)
— Выберите с другом любой диалог и прочитайте его выразительно.
- Попробуйте пересказать сказку, пользуясь планом на с. 40 учебника (задание 4).
— Определите главную мысль сказки. Прочитайте пословицы в задании 5 на с. 40—41. Объясните их смысл. Какую из них можно соотнести по смыслу со сказкой «Рукавичка»?
— Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются? Воспользуйтесь планом, предложенным в учебнике на с. 41.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
(Учащиеся выполняют задания на с. 32.)
VIII. Рефлексия
- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока
- Какую сказку читали на уроке? Кто ее написал?
- Чему учит эта сказка?
- Чем отличаются авторские сказки от народных?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить рассказ на тему одной из пословиц (с. 40-41 учебника). Придуманная история должна заинтересовать слушателей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения в 1 классе. Сладков «Лисица и Еж»
Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»
Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Нет комментариев. Ваш будет первым!