Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе плана, определять главную мысль сказки, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Учебные задачи: сравнивать сказки на одну тему, понимать смысл пословиц и соотносить их с текстом.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, карточки с загадками, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Пересказ сказки Е. Чарушина «Теремок» со своим продолжением.)

III. Речевая разминка

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять — так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)

— Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, восхищенно.

— Прочитайте загадку выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, вам нравится отгадывать загадки? (Ответы детей.)

— Тогда отгадайте новую загадку. Отгадками будут рифмующиеся слова.

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под... (кустом).

Рада мышка-поскребушка

И зеленая... (лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий... (зайчик).

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, —

И кабан туда попал,

И лиса, и... (мишка).

Всем хватило места в нем.

Вот какой чудесный... (дом).

Дзинь-ля-ля — поет синичка!

Это сказка... («Рукавичка»).

В. Степанов, И. Батый

- Верно, это сказка «Рукавичка». Кто ее автор? (Это не авторская, а народная сказка.)

Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой. Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, пересказывать сказку по составленному плану.

- Откройте учебник на с. 37, назовите Учебные задачи.

V. Работа по теме урока

(Первичное чтение сказки.)

— Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

VI. Физкультминутка

Утро

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. (Наклоняют голову набок, подкладывая руки.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять ударов. (Хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться. (Показывают.) Одевшись, идут к крану мыться. (Показывают, как чистят зубы, моют руки, лицо, шею и т. д.) Потом идут к столу завтракать. (Показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят.) Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на работу. Гудит гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у-у!».)

Загудели, заработали моторы огромных машин. (Имитируют звук машин: «Дз-у, дз-у».) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Движениями соединенных рук показывают, как движутся пилы.) Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски.) Слышен гудок паровоза. (Гудят: «У-у-у-у!».) Он медленно приближается к складу. (Подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...») Распиленные бревна грузят в вагоны. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» повторяют движения, имитирующие погрузку.)

На заводе опять гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у!».) Пора обедать.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

- Назовите действующих лиц сказки.

(Беседа по вопросам учебника 1,2 на с. 40.)

— Выберите с другом любой диалог и прочитайте его выразительно.

- Попробуйте пересказать сказку, пользуясь планом на с. 40 учебника (задание 4).

— Определите главную мысль сказки. Прочитайте пословицы в задании 5 на с. 40—41. Объясните их смысл. Какую из них можно соотнести по смыслу со сказкой «Рукавичка»?

— Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются? Воспользуйтесь планом, предложенным в учебнике на с. 41.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Учащиеся выполняют задания на с. 32.)

VIII. Рефлексия

- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

- Покажите учителю и друг другу.

IX. Подведение итогов урока

- Какую сказку читали на уроке? Кто ее написал?

- Чему учит эта сказка?

- Чем отличаются авторские сказки от народных?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить рассказ на тему одной из пословиц (с. 40-41 учебника). Придуманная история должна заинтересовать слушателей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»

Урок литературного чтения в 1 классе. Сладков «Лисица и Еж»

Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов

Нет комментариев. Ваш будет первым!