Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов
Конспект урока литерного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела. Песенки разных народов
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; закрепить основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки; ознакомить учащихся с песенками разных народов, сравнить их; обучать выразительному чтению текстов с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; сравнивать произведения разных народов; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
Путаница
Вот мы ви-дим ма-му.
А у ма-мы мы-ло.
Ма-ма мо-ет ра-му,
Что-бы чис-то бы-ло.
Мама моет аккуратно,
И все просто и понятно.
А если вдруг все части
Местами поменять.
То ничего мы с вами
Не станем понимать.
Вот мы дим-ви му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы.
В. Волина
— Прочитайте стихотворение с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро и постепенно замедляя темп.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?
— Когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова и т. д.)
— Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Прочитайте его название.
(Запись на доске: «Радуга-дуга».)
— Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Ответы детей.)
— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 28. Прочитайте ключевые слова раздела. (Песенки, пословицы, загадки, считалки).
Это малые литературные жанры. Их относят к устному народному творчеству. Вот его-то мы и начнем изучать.
— Прочитайте, что говорят об этом Аня и Ваня.
— Прочитайте пословицу.
• Без пословицы речь не молвится.
— Как вы понимаете ее смысл?
IV. Работа по теме урока
В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться.
Сегодня мы познакомимся с народными песнями.
— Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Урожай, погода, природа.)
А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
— Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)
(Чтение русских народных песенок в учебнике на с. 29 — 30.)
— К кому обращены слова каждой из песенок? Подумайте, в какое время года и почему они исполнялись.
V. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на цветке качаюсь,
(Раскачиваются вправо, влево.)
Низко-низко наклоняюсь».
(Наклоняются.)
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
(Похлопывают себя по карманам.)
Ой, упал, упал мой жук,
(Наклоняются.)
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
(Машут руками.)
VI. Продолжение работы по теме урока
(Дети читают песенки разных народов России в учебнике нас. 31 —32. Находят в них общее с русскими песнями.)
— А сейчас вы познакомитесь с зарубежными песенками. (Дети читают песенки народов других стран мира в учебнике на с. 33-34.)
— Сравните эти песенки с теми, которые только что читали. (Ученики читают, называя страну.)
— Прочитайте мордовскую песенку-потешку, перечислите всех героев песни.
— Приготовьтесь читать выразительно.
VII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.
— Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
VIII. Подведение итогов урока
— Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
— Как называется раздел, в который авторы включили эти произведения?
Домашнее задание
Выбрать из прочитанных понравившуюся больше других песенку. Выучить ее наизусть.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России
Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Л. Толстой «Не лениться», «Косточка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!