Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Школа России Поговорим о самом главном. К. Ушинский

Цели: познакомить с произведениями К. Ушинского «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Что хорошо и что дурно?»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать поучительные произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; знать понятия: добро, милосердие, благодарность; сравнивать произведения, посвященные одной теме.

Оборудование: портрет и книги К. Ушинского, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

(Пересказ текста «Саша-дразнилка».)

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку.

Мышки сушек насушили,

Мышки мышек пригласили.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

— Найдите в тексте слова, которые обозначают действия мышек. (Насушили, пригласили, кушать стали, сломали.)

— Прочитайте скороговорку, произнося эти слова с вопросительной интонацией.

— Прочитайте, произнося эти слова с утвердительной интонацией.

— Прочитайте скороговорку удивленно, восхищенно, раздраженно, весело.

— А сейчас прочитайте быстро, еще быстрее.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Обсудите в группах, что означают слова «добро», «благодарность», «милосердие». (Слова выписаны на доске.)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями, поговорим о самом главном и прочитаем рассказы К. Ушинского.

V. Работа по теме урока

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К. Ушинского.)

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10—11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу — «Родное слово». Она была адресована детям 6—9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»

— Откройте учебник на с. 22. Прочитайте название первого рассказа. Как вы думаете, о чем он может быть? (Ответы детей.)

— Прочитайте текст.

— Какие слова и выражения были непонятны?

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери. Кума — крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу. Также кумом и кумой могут называть в шутку друзей и знакомых. Уменьшительно-ласкательные формы от этих слов: куманек и кумушка.

— Что можно сказать о сороке?

— А о вороне?

— Какой диалог у них получился?

— Почему ворон не поверил сороке?

— Как называют людей, которые много говорят?

— Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?

(Чтение произведения по ролям.)

VI. Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте название следующего рассказа.

— Вас что-нибудь удивило в этом названии? (Это пословица.) (Чтение рассказа учителем.)

— Ответьте на вопрос автора. Любили ли Гришу товарищи?

— Почему вы так считаете? Докажите свой ответ строчками из текста.

— Почему автор выбрал в качестве названия рассказа такую пословицу? Отражает ли она основной смысл рассказа?

2. Работа по карточкам

(Дети получают карточки с тремя текстами К. Ушинского. Им нужно прочитать эти рассказы и определить, какая пословица соответствует каждому рассказу. По усмотрению учителя дети работают либо самостоятельно, либо парами, либо в группах.)

Текст 1

Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.

• Не корми завтраками, а сделай сегодня.

• После дела за советом не ходят.

Всякой вещи свое место.              

Текст 2

Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой торчмя торчит?»

— Который колос полон, — отвечал отец, — тот к земле гнется; а который пустой, тот торчит кверху.

• В пустой голове хорошее эхо.

Гроша не стоит, а глядит рублем.                  

• Лучше низом, нежели горою.

Текст 3

Без пищи человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища — хлеб. Самое необходимое здоровое питье — чистая вода.

• Хлеб всему голова.

• Живи просто — доживешь лет до ста.

Хлеб да вода — наша еда.                  

3. Работа по учебнику

— Прочитайте название следующего рассказа. (Что хорошо и что дурно?)

— Как вы понимаете это выражение?

— На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится в людях. (Ответы детей.)

— Что вам не нравится в людях? (Ответы детей.)

— Прочитайте текст К. Ушинского. Какие отрицательные качества мы не назвали?

— Все ли положительные качества мы назвали?

— Распределите слова из текста на две группы.

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Покажите учителю и друг другу.

— Что вас огорчило?

— Что порадовало?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их автор?

— Чему учат нас эти произведения?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить выразительное чтение рассказов К. Ушинского.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России

Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов

Урок литературного чтения в 1 классе. Сладков «Лисица и Еж»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»

Нет комментариев. Ваш будет первым!