Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Урок литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела «Хорошие соседи, счастливые друзья». С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка»

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: рассказ, герой рассказа; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозаписи песен С. Михалкова «Песенка друзей», М. Танича «Когда мои друзья со мной», текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Петушок

Отправляла мама-квочка

В школу милого сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

В. Орлов

— Прочитайте медленно жужжащим чтением.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с сердитой интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Подумайте и скажите, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)

— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется.

— Составьте фразу.

ДРУЗЬЯ, ХОРОШИЕ, СОСЕДИ, СЧАСТЛИВЫЕ

(Хорошие соседи, счастливые друзья!)

IV. Работа по теме урока

— Произведения на какую тему вы поместили бы в этот раздел? (Предположения детей.)

— В учебнике на с. 38 прочитайте, какие понятия узнаем, изучая этот раздел. (Рассказ, герой рассказа.)

— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

— Согласны ли вы с ними?

— Как вы считаете, без чего невозможно быть счастливым? Что вам нужно для счастья?

— Объясните смысл пословицы.

• Хорошее братство лучше богатства.

— Прочитайте в учебнике на с. 39 стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей» самостоятельно.

— В каком темпе, с каким настроением следует его читать?

— Прочитайте строчки, в которых говорится о том, как друзьям хорошо.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Послушайте эту песенку.

(Учитель включает аудиозапись.)

— Попробуем ее спеть.

— Рассмотрите в учебнике на с. 40 фотографии детей. Что вы видите? (Все дети разные.)

— Прочитайте диалог Ани и Вани. Сможете ли вы определить по фотографиям, о ком говорили ребята?

— Расскажите одноклассникам о своих друзьях.

V. Физкультминутка

Потрудились — отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Продолжение работы по теме урока

— В учебнике на с. 41 прочитайте заголовок. («Когда мои друзья со мной».)

— Слышали ли вы такую песню? А может быть, вы ее знаете?

— Прочитаем слова этой песни.

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

— С чего начинается стихотворение?

— Как вы понимаете строчки:

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много!

— Объясните слова припева.

— Как лучше справляться с трудностями?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Послушайте песню.

— Споем ее вместе.

Материал для учителя

Михаил Исаевич Танич (1923-2008) — поэт-песенник. Родился в Таганроге. Отец Михаила Танича в конце 1930-х гг. был объявлен врагом народа, расстрелян в лагерях.

22 июня 1941 г. Танич заканчивает школу. Семья эвакуируется на Северный Кавказ. Михаил поступает в военное училище.

Танич проходит всю войну артиллеристом и заканчивает ее в Берлине. Неоднократно ранен и контужен. Вернувшись с войны, Танич поступает на архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону.

В 1947 г. Михаил Танич был осужден по статье 58, пункт 10 («антисоветская агитация»; по этой статье в лагеря отправлялись большинство репрессированных). С этого времени до 1953 г. Танич работает на лесоповале в Соликамске. В этом же лагере в 1938 г. был расстрелян его отец.

После смерти Сталина, в 1953 г., объявлена амнистия, и Танич освобожден. Он приезжает в Москву и устраивается работать на радио. Его стихи печатаются в московских изданиях, причем первое из них — в «Литературной газете».

В 1959 г. выходит первый сборник стихов Михаила Танича. В этом же году в соавторстве с композитором Яном Френкелем написана песня «Текстильный городок», прославившая поэта.

В последующие десятилетия написано огромное количество песен, ставших популярными. Песни Михаила Танича в разные годы исполняли Майя Кристалинская, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Алена Апина и другие. Известность получила также созданная им группа «Лесоповал».

Поэт Танич на протяжении жизни выпустил 15 книг.

— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 42 о дружбе и друзьях. Объясните их смысл.

(Учитель читает стихотворение А. Барто «Сонечка» в учебнике нас. 43.)

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Почему А. Барто назвала это стихотворение «Сонечка», а не «Соня»?

— Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное?

— Чьи слова вы прочитаете с жалобной, плаксивой интонацией?

— А как будут звучать слова мальчиков: решительно, угрожающе или насмешливо, с юмором?

— Нравятся ли вам такие плаксивые девочки?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел учебника?

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Трудно ли вам было на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Л. Толстой «Не лениться», «Косточка»

Нет комментариев. Ваш будет первым!