Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела «Хорошие соседи, счастливые друзья». С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: рассказ, герой рассказа; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозаписи песен С. Михалкова «Песенка друзей», М. Танича «Когда мои друзья со мной», текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Петушок
Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: «Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!»
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
В. Орлов
— Прочитайте медленно жужжащим чтением.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с сердитой интонацией.
— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Подумайте и скажите, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)
— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется.
— Составьте фразу.
ДРУЗЬЯ, ХОРОШИЕ, СОСЕДИ, СЧАСТЛИВЫЕ
(Хорошие соседи, счастливые друзья!)
IV. Работа по теме урока
— Произведения на какую тему вы поместили бы в этот раздел? (Предположения детей.)
— В учебнике на с. 38 прочитайте, какие понятия узнаем, изучая этот раздел. (Рассказ, герой рассказа.)
— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
— Согласны ли вы с ними?
— Как вы считаете, без чего невозможно быть счастливым? Что вам нужно для счастья?
— Объясните смысл пословицы.
• Хорошее братство лучше богатства.
— Прочитайте в учебнике на с. 39 стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей» самостоятельно.
— В каком темпе, с каким настроением следует его читать?
— Прочитайте строчки, в которых говорится о том, как друзьям хорошо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Послушайте эту песенку.
(Учитель включает аудиозапись.)
— Попробуем ее спеть.
— Рассмотрите в учебнике на с. 40 фотографии детей. Что вы видите? (Все дети разные.)
— Прочитайте диалог Ани и Вани. Сможете ли вы определить по фотографиям, о ком говорили ребята?
— Расскажите одноклассникам о своих друзьях.
V. Физкультминутка
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Продолжение работы по теме урока
— В учебнике на с. 41 прочитайте заголовок. («Когда мои друзья со мной».)
— Слышали ли вы такую песню? А может быть, вы ее знаете?
— Прочитаем слова этой песни.
(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)
— С чего начинается стихотворение?
— Как вы понимаете строчки:
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
— Объясните слова припева.
— Как лучше справляться с трудностями?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Послушайте песню.
— Споем ее вместе.
Материал для учителя
Михаил Исаевич Танич (1923-2008) — поэт-песенник. Родился в Таганроге. Отец Михаила Танича в конце 1930-х гг. был объявлен врагом народа, расстрелян в лагерях.
22 июня 1941 г. Танич заканчивает школу. Семья эвакуируется на Северный Кавказ. Михаил поступает в военное училище.
Танич проходит всю войну артиллеристом и заканчивает ее в Берлине. Неоднократно ранен и контужен. Вернувшись с войны, Танич поступает на архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону.
В 1947 г. Михаил Танич был осужден по статье 58, пункт 10 («антисоветская агитация»; по этой статье в лагеря отправлялись большинство репрессированных). С этого времени до 1953 г. Танич работает на лесоповале в Соликамске. В этом же лагере в 1938 г. был расстрелян его отец.
После смерти Сталина, в 1953 г., объявлена амнистия, и Танич освобожден. Он приезжает в Москву и устраивается работать на радио. Его стихи печатаются в московских изданиях, причем первое из них — в «Литературной газете».
В 1959 г. выходит первый сборник стихов Михаила Танича. В этом же году в соавторстве с композитором Яном Френкелем написана песня «Текстильный городок», прославившая поэта.
В последующие десятилетия написано огромное количество песен, ставших популярными. Песни Михаила Танича в разные годы исполняли Майя Кристалинская, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Алена Апина и другие. Известность получила также созданная им группа «Лесоповал».
Поэт Танич на протяжении жизни выпустил 15 книг.
— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 42 о дружбе и друзьях. Объясните их смысл.
(Учитель читает стихотворение А. Барто «Сонечка» в учебнике нас. 43.)
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Почему А. Барто назвала это стихотворение «Сонечка», а не «Соня»?
— Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное?
— Чьи слова вы прочитаете с жалобной, плаксивой интонацией?
— А как будут звучать слова мальчиков: решительно, угрожающе или насмешливо, с юмором?
— Нравятся ли вам такие плаксивые девочки?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел учебника?
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
— Трудно ли вам было на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России
Урок литературного чтения в 1 классе. Песенки разных народов
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Л. Толстой «Не лениться», «Косточка»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению 1 класс введение в раздел «О братьях наших меньших»
Нет комментариев. Ваш будет первым!