Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чуковский

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «К.И. Чуковский»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского; формировать умение определять жанр и тему произведения; учить краткому и подробному пересказу; помочь ученикам в работе над выразительностью речи, интонацией; учить выявлять в тексте реальное и фантастическое, смешное и комическое.

Формируемые УУД: речевые и читательские умения; обобщать, анализировать, конкретизировать и доказывать; участвовать в коллективной деятельности.

Пропедевтика: стремление к здоровому образу жизни.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Чем мы занимались на предыдущем уроке?

— Что вы запомнили о К.Д. Ушинском?

— К чему стремился К.Д. Ушинский как педагог?

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Постановка целей и определение темы урока

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал.

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

В. Берестов

- О ком это стихотворение?

- Почему Корней Иванович Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок? (Потому что он их сам написал, когда был уже взрослым.)

Сегодня на уроке мы с вами вспомним известные сказки К.И. Чуковского и продолжим знакомство с его творчеством.

IV. Работа по теме урока

- Нам с вами даже представить трудно, что когда-то этих сказок не было. Давайте проверим, какие сказки К.И. Чуковского вы знаете. Я буду читать отрывки, а вы отгадывать, что это за произведение.

1. Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой... («Мойдодыр».)

 

2. Ох, нелёгкая это работа —

Из болота тащить бегемота! («Телефон».)

 

3. Воробышек прискакал

И коровой замычал: «Му-у-у!» («Путаница».)

 

4. И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!» («Федорино горе».)

 

5. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперёд. («Тараканище».)

 

6. Пришла Муха на базар

И купила самовар. («Муха-цокотуха».)

Сказки у К.И. Чуковского родились не случайно. Первой он написал сказку «Крокодил», когда заболел его маленький сын. Чуковский вёз его домой в ночном поезде и, чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил —

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

А знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.

— Прочитаем произведения К.И. Чуковского на с. 96, 97 учебника.

(Диалог из «Телефона» читают так: учитель спрашивает, класс хором отвечает. После прочтения «Путаницы» учитель задаёт вопросы.)

— Какое чувство вызывают эти строки?

— Что напутал автор?

— А для чего писатель всё перепутал?

— Какие строки были самые весёлые?

— Кто стал мяукать? хрюкать? квакать? крякать?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Сказки А.С. Пушкина и К.И. Чуковского называются литературными. Если автор русских народных сказок неизвестен, то у литературной сказки есть автор, и изменить её содержание нельзя.

— Отгадайте загадки К.И. Чуковского.

1. Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)

 

2. Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами.

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр.)

 

3. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

 

4. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива.)

 

5. Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)

VII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Чему научились?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Нет комментариев. Ваш будет первым!