Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Слог как минимальная произносительная единица»

Цель: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать слова и слоги; определять количество слогов в слове.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Близкие и противоположные по смыслу слова

— Отгадайте загадки. Подбери к словам-отгадкам слова, близкие по значению.

1) Я бываю деревянный,

Из пластмассы я — литой,

Я скачу в игре всемирной.

Догадались, кто такой? (Конь —лошадь.)

 

2) Если кто-то занеможет,

Он немедленно поможет.

Есть сироп, зелёнка, йод.

Голова болит? Живот?

Хочешь градусник? Уколы?

Нет, болеть не стоит в школе...

Всё же заболел? Не плачь!

Вмиг тебе поможет... (Врач — доктор.)

 

3) Он стоит, простой и строгий,

В однотонном пиджаке,

У него карманов много,

Провода в его руке,

И глаза его, как блюдца,

То потухнут, то мигают.

И до неба дотянуться

Он пытается руками. (Дом — здание.)

— Я называю слово, а вы подберите к нему слово с противоположным значением.

День, жара, лето, мир, горе, верх.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 3 на с. 14-17; ПКР, задания на с. 11-15).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

(Ученик, отгадавший загадку, записывает отгадку на доске.)

1) На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладёшь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну конечно, я — ... (пенал).

 

2) Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

 

3) Слаще мёда, мягче пуха.

Отдохни! — всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (Лень.)

 

4) Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

 

5) Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

 

6) Стоит дом,

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

(В итоге на доске запись.)

Пенал, мел, лень, резинка, кисточка, школа.

— На какие три группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу слов в отдельный столбик. (Из одного слога — мел, лень; из двух слогов — пенал, школа; из трёх слогов — резинка, кисточка.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слогах.)

— Откройте учебники на с. 31. Прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с понятием слог

— Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

— Что такое слог? (Часть слова.)

Слог — это один или несколько звуков, произнесённых одним дыхательным толчком.

— Как узнать, сколько в слове слогов?

— Подчеркните гласные в словах первого столбика. Сколько гласных в каждом из них? (По одной.)

— Подчеркните гласные в словах второго столбика. Сколько гласных в каждом из них? (По две.)

— Подчеркните гласные в словах третьего столбика. Сколько гласных в каждом из них? (По три.)

— Так как же узнать количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 32)

— Прочитайте.

— Проведём опыт. Для этого необходимо приблизить ладонь ко рту и произнести слово мама.

— Сколько слогов в этом слове? (Два.)

— Как вы определили?

— А теперь определите, сколько слогов в слове малина.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как произносится каждый слог? (Одним выдыхательным толчком.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Как определить количество слогов в слове?

Упр. 2 (с. 32)

— Прочитайте. Сравните слова в столбиках. Что вы заметили?

— Чем отличаются слова во втором столбике от остальных? (Первый слог состоит из одного гласного звука.)

— К каждому столбику подберите по два слова с таким же количеством слогов.

— Найдите трёхсложные слова. Запишите их, разделяя на слоги. Посмотрите в учебнике, как отделить один слог от другого.

V. Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 33)

— Рассмотрите рисунки. Произнесите каждое слово — название предмета.

— Что вы заметили? Какой одинаковый слог есть в каждом слове?

— Разделите слова на слоги. Сколько слогов в каждом слове?

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Из каких звуков могут состоять слоги?

Упр. 4 (с. 33)

— Рассмотрите рисунки.

— Что расположено на лепестках цветов? (Слоги.)

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 16)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 16)

— Прочитайте.

— Какие съедобные грибы вы знаете? Назовите.

— Назовите ядовитые грибы.

— Выполните задание.

Материал для учителя

Из грибов можно приготовить много вкусных блюд. Можно купить грибы в магазине или на рынке, а можно собрать в лесу. Это занятие очень интересное. Но надо помнить, что существуют ядовитые грибы. Поэтому очень важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

(Учитель может использовать задания из пособия (см. РТ, задания 1, 2 на с. 12).)

VII. Рефлексия

Игра «Слоги»

(Каждый ряд получает листочки. Первый ученик пишет слово, состоящее из двух или более слогов, и передаёт листок следующему ученику. Каждый должен записать слово так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следующего. Выигрывает тот ряд, который первым напишет цепочку слов. Например: го-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша и т. д.

Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 17).)

— Как определить количество слогов в слове?

— Научились ли вы делить слова на слоги?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о слове, о слоге?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Нет комментариев. Ваш будет первым!