Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Урок русского языка для 1 класса на тему «Слог как минимальная произносительная единица»

Цель: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать слова и слоги; определять количество слогов в слове.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Близкие и противоположные по смыслу слова

— Отгадайте загадки. Подбери к словам-отгадкам слова, близкие по значению.

1) Я бываю деревянный,

Из пластмассы я — литой,

Я скачу в игре всемирной.

Догадались, кто такой? (Конь —лошадь.)

 

2) Если кто-то занеможет,

Он немедленно поможет.

Есть сироп, зелёнка, йод.

Голова болит? Живот?

Хочешь градусник? Уколы?

Нет, болеть не стоит в школе...

Всё же заболел? Не плачь!

Вмиг тебе поможет... (Врач — доктор.)

 

3) Он стоит, простой и строгий,

В однотонном пиджаке,

У него карманов много,

Провода в его руке,

И глаза его, как блюдца,

То потухнут, то мигают.

И до неба дотянуться

Он пытается руками. (Дом — здание.)

— Я называю слово, а вы подберите к нему слово с противоположным значением.

День, жара, лето, мир, горе, верх.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 3 на с. 14-17; ПКР, задания на с. 11-15).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

(Ученик, отгадавший загадку, записывает отгадку на доске.)

1) На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладёшь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну конечно, я — ... (пенал).

 

2) Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

 

3) Слаще мёда, мягче пуха.

Отдохни! — всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (Лень.)

 

4) Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

 

5) Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

 

6) Стоит дом,

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

(В итоге на доске запись.)

Пенал, мел, лень, резинка, кисточка, школа.

— На какие три группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу слов в отдельный столбик. (Из одного слога — мел, лень; из двух слогов — пенал, школа; из трёх слогов — резинка, кисточка.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слогах.)

— Откройте учебники на с. 31. Прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с понятием слог

— Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

— Что такое слог? (Часть слова.)

Слог — это один или несколько звуков, произнесённых одним дыхательным толчком.

— Как узнать, сколько в слове слогов?

— Подчеркните гласные в словах первого столбика. Сколько гласных в каждом из них? (По одной.)

— Подчеркните гласные в словах второго столбика. Сколько гласных в каждом из них? (По две.)

— Подчеркните гласные в словах третьего столбика. Сколько гласных в каждом из них? (По три.)

— Так как же узнать количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 32)

— Прочитайте.

— Проведём опыт. Для этого необходимо приблизить ладонь ко рту и произнести слово мама.

— Сколько слогов в этом слове? (Два.)

— Как вы определили?

— А теперь определите, сколько слогов в слове малина.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как произносится каждый слог? (Одним выдыхательным толчком.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Как определить количество слогов в слове?

Упр. 2 (с. 32)

— Прочитайте. Сравните слова в столбиках. Что вы заметили?

— Чем отличаются слова во втором столбике от остальных? (Первый слог состоит из одного гласного звука.)

— К каждому столбику подберите по два слова с таким же количеством слогов.

— Найдите трёхсложные слова. Запишите их, разделяя на слоги. Посмотрите в учебнике, как отделить один слог от другого.

V. Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 33)

— Рассмотрите рисунки. Произнесите каждое слово — название предмета.

— Что вы заметили? Какой одинаковый слог есть в каждом слове?

— Разделите слова на слоги. Сколько слогов в каждом слове?

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Из каких звуков могут состоять слоги?

Упр. 4 (с. 33)

— Рассмотрите рисунки.

— Что расположено на лепестках цветов? (Слоги.)

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 16)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 16)

— Прочитайте.

— Какие съедобные грибы вы знаете? Назовите.

— Назовите ядовитые грибы.

— Выполните задание.

Материал для учителя

Из грибов можно приготовить много вкусных блюд. Можно купить грибы в магазине или на рынке, а можно собрать в лесу. Это занятие очень интересное. Но надо помнить, что существуют ядовитые грибы. Поэтому очень важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

(Учитель может использовать задания из пособия (см. РТ, задания 1, 2 на с. 12).)

VII. Рефлексия

Игра «Слоги»

(Каждый ряд получает листочки. Первый ученик пишет слово, состоящее из двух или более слогов, и передаёт листок следующему ученику. Каждый должен записать слово так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следующего. Выигрывает тот ряд, который первым напишет цепочку слов. Например: го-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша и т. д.

Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 17).)

— Как определить количество слогов в слове?

— Научились ли вы делить слова на слоги?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о слове, о слоге?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Нет комментариев. Ваш будет первым!