Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Урок русского языка для 1 класса на тему «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком»

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Выборочный диктант

— Запишите только те слова, в которых есть мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

(Учитель диктует слова парами.)

Лена — Маша, лес — луг, звёзды — луна, парта — пенал, огород — поле.

— Прочитайте слова, которые вы записали. (Лена, лес, звёзды, пенал, поле.)

— Назовите мягкие согласные звуки.

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука на письме? (Е, Ё, Ю, Я, И.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 10 на с. 44—47).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записано слово нить.)

— Прочитайте слово. Что вы заметили? Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Все согласные звуки мягкие.)

— Как обозначена мягкость согласных звуков? (Буквами ИиЬ.)

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками — угольки.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении мягкости согласных звуков мягким знаком.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над словами с мягким знаком на конце

(На доске запись.)

... раз отмерь, один раз отрежь.

— Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? Какое слово пропущено? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

— Объясните смысл данной пословицы. Когда так говорят?

— Назовите звуки в слове семь.

— Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Звуки [С] и [М’] мягкие.)

— Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [С’]? (Гласной буквой Е.)

— Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [M’j? (Ь.) (Учитель показывает мел, учащиеся записывают это слово.)

— Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими. (Мель.)

(На доске запись.)

Мел — мель.

— Сравните эти слова. Какими звуками они различаются? (В слове мел твёрдый звук [Л], а в слове мель мягкий звук [Л’].)

— Как обозначили мягкость согласного звука [Л’]? (Буквой Ь.)

— Одинаково ли значение этих слов? (Мел — мягкий белый известняк. Мель — мелководное место в реке, водоёме.)

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 87)

— Прочитайте. О каком растении идёт речь в стихотворении? Почему его так назвали?

Материал для учителя

Подснежник называют так из-за того, что он растёт и развивается под снегом зимой и появляется ранней весной. Первый вестник весны большую часть зимы растёт очень медленно и не боится морозов, так как снег защищает его от холода.

— Найдите слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете?

Упр. 2 (с. 87)

— Прочитайте. Сравните слова по значению и по написанию. (Слова имеют разное значение и разное написание.)

— Как обозначена мягкость согласных звуков?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте сведения о языке на с. 88.

— Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?

V. Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже —

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Сесть на место.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 88)

— Прочитайте пары слов.

— Произнесите звуки, которые выделены в словах.

— Как обозначить эти звуки на письме?

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (Обозначает мягкость согласного звука.)

Упр. 4 (с. 88)

— Прочитайте.

— Распределите данные слова по группам.

— Назовите слова из группы «Звери», «Рыбы», «Птицы».

— Выполните последнее задание.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 45)

— Прочитайте текст.

— Почему этот текст вызывает улыбку?

— Подберите заголовок к тексту.

— Выполните задание.

— Назовите слова, в которых вы подчеркнули букву мягкий знак.

Упр. 2 (с. 45)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые нашли в каждом слове.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 43; СУ, задания на с. 45; Тр., задания на с. 48,49).)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Деньки, конь, небо, окунь.

— Сравните слова. Чем похожи все слова? (Во всех словах звук [Н’] мягкий.)

— Какое слово лишнее? Почему? (Небо — во всех остальных словах мягкость согласного звука [H’] обозначена мягким знаком.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что может обозначать мягкий знак на письме?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук ы. Буква Ы

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!