Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Т. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Сказки А.С. Пушкина. Буква Т т»

Цели: познакомить учащихся с буквой Т т; развивать способность узнавать изученные буквы, выделять звуки в словах, читать сочетания букв, слова, предложения; развивать речь, память, внимание, фонематический слух; закрепить знания о правописании заглавной буквы; обучать безотрывному письму; воспитывать интерес к чтению.

Формируемые УУД: определять интонацию предложения; дополнять предложение новой информацией; ориентироваться в информационных потоках, выделять существенное; самостоятельно работать с разрезной азбукой; озаглавливать текст; выделять ключевые слова в тексте.

Пропедевтика: безударные гласные, не проверяемые ударением; понятие «словарная работа»; вопросительные слова.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какими буквами и звуками вы познакомились на предыдущем уроке?

— Вылепите эти буквы из пластилина. Покажите, какие они у вас получились.

(Ученики повторно читают по ролям диалог в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 32. Затем дети в парах читают слоги (задание 8 на с. 31): один ученик вполголоса читает, а второй следит, затем по команде учителя они меняются ролями. Следует выделить по одной минуте на чтение слогов каждым ребёнком. Такую работу рекомендуется проводить ежедневно. Также ученики повторно выполняют задание 9.)

— Откройте тренажёр на с. 30. Потренируемся в письме букв, слогов и предложений по образцу.

II. Актуализация знаний

(На доске записаны слова.)

Киска, каска, коса, осинка, косынка.

— Прочитайте слова. Что у них общего? (В них имеются одинаковые буквы.)

— Какое слово можно считать лишним? Почему? (Осинка — начинается не с буквы к.)

— Какая буква показывает, что при произнесении буква, стоящая перед ней, обозначает мягкий согласный звук?

— Может ли буква быть мягкой или твёрдой? (Нет, твёрдыми или мягкими могут быть только согласные звуки. Буква — это лишь знак для обозначения звуков.)

— Откройте рабочие тетради. Я буду называть буквы, а вы записывайте только те, что обозначают согласные звуки: и, н, а, у, к, о, ы, с, и, у, с, к, а, о, н.

— В чём отличие гласного звука от согласного?

— А теперь напишите заглавные буквы Н, К, С.

— Прочитайте слова и предложения в учебнике на с. 50, 51.

— Какой рассказ мы составили на предыдущем уроке по иллюстрациям, на которых изображены бабушка и котёнок?

— Каким вы представили котёнка? (Забавным, весёлым, шустрым, игривым, шаловливым.)

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как тикают часы? (Тик-так.)

— Какие звуки мы слышим в начале каждой части? (Звуки [т] и [т’].)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [т] и [т’]

— Откройте учебник на с. 53. Что нарисовано в красной рамке? (Кубики.)

— Сколько кубиков над первой схемой слова?

— Сколько кубиков над второй схемой слова?

— В чём сходство и различие схем? (Примерный ответ. Общее: в обеих схемах по три звука — один гласный и два согласных. Различие: в первой схеме мягкий и твёрдый согласные звуки, во второй схеме два твёрдых согласных звука.)

— Выполним фонетический разбор слов «три» и «пять».

Итак, сделаем вывод. Звуки |т] и [т’] согласные, глухие (произносятся без голоса). Буква т может обозначать твёрдый и мягкий звук.

— Найдите место звуков [т] и [т’] в словах «тигр», «кот», «тарелка», «стекло», «тетрадь», «пятница».

2. Знакомство с буквой Т т

— Откройте тренажёр на с. 31.

— Сравните печатные и письменные буквы Т, т.

— Потренируйтесь писать элементы строчной буквы т.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 20. Что здесь изображено?

— О чём вам хочет сообщить мальчик, который звонит по телефону? (Он хочет рассказать, как нужно правильно писать элементы строчной буквы т.)

— Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону? (Нужно поздороваться, говорить чётко и ясно. Не следует перебивать собеседника. Диалог вести вежливо.)

— Напишите указанные элементы.

— Напишите три строчки буквы т.

(Давая образец написания строчной буквы т, следует обратить особое внимание детей на необходимость соблюдения параллельного написания элементов, из которых состоит буква. При работе с Пр. 2: с. 20, 21 тетради 2.)

Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А. Шибаев

(Ученики выполняют задание 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 33: читают хором, парами, по рядам, по вариантам, индивидуально. Затем дети выполняют задания 6 и 7 на с. 34.)

— Прочитайте слоги в красной рамке в учебнике на с. 53.

— Напишите слоги и слова в прописях на с. 20.

(Каждое слово необходимо проанализировать. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 20, 21 тетради 2. Затем учитель проводит анализ предложения «А кот тут как тут!», и дети записывают его в прописях.)

— А теперь проанализируем предложение «У Тани нитки». (Учитель записывает предложение на доске.)

— Спишите это предложение с доски, записав его на последней строчке в прописях.

(Затем проводится анализ слов «канат» и «кит». Обратить внимание детей на то, что написание слова «канат» следует запомнить. Ввести понятие «словарные слова».)

3. Работа с учебником и прописями

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 52 учебника. Кто изображён в центре?

— Опишите внешность кота.

— Чем занят кот?

— Что это за дерево?

— Как в сказках зовут старичка, который изображён на картинке?

— Во что он одет и что у него в руках?

— Прочитайте стихотворение под картинкой.

— Вы прочитали только четверостишие А.С. Пушкина. Я вам прочитаю целиком этот отрывок из этой сказки.

(Учитель читает отрывок.)

— Нарисуйте избушку на курьих ножках — такую, какой вы её себе представили, пока слушали стихотворение.

— Прочитайте слова в столбиках и текст на с. 53 учебника.

— О ком говорится в тексте?

— Назовите слова, отвечающие на вопрос «кто?».

— Почему в середине предложений встречаются слова, написанные с заглавной буквы?

— Назовите имена собственные.

— Проанализируем предложение «У Тани кот».

— Как нужно писать предложение?

— Почему слово «Тани» написано с заглавной буквы?

— Найдите ударный слог в слове «Тани».

— Поставьте над словом простым карандашом знак ударения.

— Подчеркните точку в конце предложения.

(Аналогично разбираются все предложения.)

В слове «коток» слабая позиция первой буквы о. Слышим звук [а], но пишем букву о, как в проверочном слове «кот» или «котик».

(Повторное чтение текста и слов.)

— В красных рамочках внизу с. 53 учебника вы видите слова. Прочитайте их. Эти слова помогают нам задавать вопросы другим людям.

— Потренируемся задавать вопросы по содержанию текста, начиная с этих слов. (Кто вскочил на окно? Как зовут хозяйку кота ? Как зовут детей, у которых есть окуни?)

— Откройте прописи нас. 21.

— Напишите заглавную букву Т.

(Затем дети анализируют и записывают предложения. Следует ввести правило: в предложении все слова пишутся на одинаковом расстоянии друг от друга. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 20, 21 тетради 2.)

— А теперь спишите предложение «У Тани кот» из учебника, записав его на свободной строчке в прописях.

(Дети, которые быстро справятся с заданием, могут списать также последнее предложение текста.)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 53 учебника. Что изображено справа? (Окно.)

— Почему цветок упал с подоконника?

(Анализ одного-двух предложений. Чтение текста с чётким выделением звука [о].)

В слове «окно» слабая позиция у первой буквы о. При произнесении слышим звук [а], но пишем о, как в проверочном слове «окна»: [о] под ударением.

— Прочитайте слова и предложения на с. 54 учебника.

(Учитель знакомит учащихся со словарными словами «канат», «осока», «осина», «аист». С этого дня можно начать проектную деятельность - составление словарика. Это должна быть общая тетрадь. Рядом с записанным словом ребята дома нарисуют изображение словарного слова или наклеят вырезанный откуда-либо рисунок. Желательно, чтобы детям оказывали помощь родители. Можно сразу разделить страницу на прямоугольники. В левом прямоугольнике дети пишут словарное слово, а рядом размещают рисунок. К окончанию 4-го класса у них получится очень интересный словарик.)

— Запишите в прописях: «Тит. Тот. Тут кит и кот».

— Кто запомнит больше слов со звуками [т] и [т’]? Послушайте текст.

Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил телефон. Тявкал Тузик. Такой тарарам.

Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:

— Тише!

Тишина. Только теперь тоскливо. (Л. Яхнин)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Свеча-3», «Пятёрка».)

«Свеча-3». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.

«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнение «Лошадка», а затем задания 2 и 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 33. Задание 3: повторное чтение слогов, наблюдение за артикуляцией губ, языка.)

«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.

3. Работа над дикцией

(Дети выполняют задание 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 34: составляют чистоговорки с опорой на рисунок.)

Тат-тат-тат — ... (есть у Тани самокат).

Тут-тут-тут — ... (вот красивый изумруд).

Тит-тит-тит — ... (у Валюши был магнит).

(Затем ученики выполняют задание 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 34.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Дети выполняют задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 35: читают текст в парах. Затем несколько учеников читают вслух и/или по цепочке.)

— Отгадайте загадки и разделите слова-отгадки на слоги.

1. Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор.)

 

2. Почки липучие,

Листья пахучие,

Плоды летучие. (Тополь.)

 

3. Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча.)

 

4. Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. {Туман.)

— Что объединяет все отгадки? (Все они начинаются с буквы т.)

— Какой звук мы слышим в конце слова «вежливость»?

— Послушайте стихотворение.

Тигрята домой возвратились с игры,

Вдруг слышат чириканье: «Будьте добры,

Простите, пожалуйста, можно воды?

Ближайшие за три квартала пруды.

Из вашей тарелки, позвольте, попью...»

А вы разрешили б попить воробью?

В. Кожевников

— Ответьте на вопрос стихотворения.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!