Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Т. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Сказки А.С. Пушкина. Буква Т т»
Цели: познакомить учащихся с буквой Т т; развивать способность узнавать изученные буквы, выделять звуки в словах, читать сочетания букв, слова, предложения; развивать речь, память, внимание, фонематический слух; закрепить знания о правописании заглавной буквы; обучать безотрывному письму; воспитывать интерес к чтению.
Формируемые УУД: определять интонацию предложения; дополнять предложение новой информацией; ориентироваться в информационных потоках, выделять существенное; самостоятельно работать с разрезной азбукой; озаглавливать текст; выделять ключевые слова в тексте.
Пропедевтика: безударные гласные, не проверяемые ударением; понятие «словарная работа»; вопросительные слова.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какими буквами и звуками вы познакомились на предыдущем уроке?
— Вылепите эти буквы из пластилина. Покажите, какие они у вас получились.
(Ученики повторно читают по ролям диалог в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 32. Затем дети в парах читают слоги (задание 8 на с. 31): один ученик вполголоса читает, а второй следит, затем по команде учителя они меняются ролями. Следует выделить по одной минуте на чтение слогов каждым ребёнком. Такую работу рекомендуется проводить ежедневно. Также ученики повторно выполняют задание 9.)
— Откройте тренажёр на с. 30. Потренируемся в письме букв, слогов и предложений по образцу.
II. Актуализация знаний
(На доске записаны слова.)
Киска, каска, коса, осинка, косынка.
— Прочитайте слова. Что у них общего? (В них имеются одинаковые буквы.)
— Какое слово можно считать лишним? Почему? (Осинка — начинается не с буквы к.)
— Какая буква показывает, что при произнесении буква, стоящая перед ней, обозначает мягкий согласный звук?
— Может ли буква быть мягкой или твёрдой? (Нет, твёрдыми или мягкими могут быть только согласные звуки. Буква — это лишь знак для обозначения звуков.)
— Откройте рабочие тетради. Я буду называть буквы, а вы записывайте только те, что обозначают согласные звуки: и, н, а, у, к, о, ы, с, и, у, с, к, а, о, н.
— В чём отличие гласного звука от согласного?
— А теперь напишите заглавные буквы Н, К, С.
— Прочитайте слова и предложения в учебнике на с. 50, 51.
— Какой рассказ мы составили на предыдущем уроке по иллюстрациям, на которых изображены бабушка и котёнок?
— Каким вы представили котёнка? (Забавным, весёлым, шустрым, игривым, шаловливым.)
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как тикают часы? (Тик-так.)
— Какие звуки мы слышим в начале каждой части? (Звуки [т] и [т’].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [т] и [т’]
— Откройте учебник на с. 53. Что нарисовано в красной рамке? (Кубики.)
— Сколько кубиков над первой схемой слова?
— Сколько кубиков над второй схемой слова?
— В чём сходство и различие схем? (Примерный ответ. Общее: в обеих схемах по три звука — один гласный и два согласных. Различие: в первой схеме мягкий и твёрдый согласные звуки, во второй схеме два твёрдых согласных звука.)
— Выполним фонетический разбор слов «три» и «пять».
Итак, сделаем вывод. Звуки |т] и [т’] согласные, глухие (произносятся без голоса). Буква т может обозначать твёрдый и мягкий звук.
— Найдите место звуков [т] и [т’] в словах «тигр», «кот», «тарелка», «стекло», «тетрадь», «пятница».
2. Знакомство с буквой Т т
— Откройте тренажёр на с. 31.
— Сравните печатные и письменные буквы Т, т.
— Потренируйтесь писать элементы строчной буквы т.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 20. Что здесь изображено?
— О чём вам хочет сообщить мальчик, который звонит по телефону? (Он хочет рассказать, как нужно правильно писать элементы строчной буквы т.)
— Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону? (Нужно поздороваться, говорить чётко и ясно. Не следует перебивать собеседника. Диалог вести вежливо.)
— Напишите указанные элементы.
— Напишите три строчки буквы т.
(Давая образец написания строчной буквы т, следует обратить особое внимание детей на необходимость соблюдения параллельного написания элементов, из которых состоит буква. При работе с Пр. 2: с. 20, 21 тетради 2.)
Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
А. Шибаев
(Ученики выполняют задание 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 33: читают хором, парами, по рядам, по вариантам, индивидуально. Затем дети выполняют задания 6 и 7 на с. 34.)
— Прочитайте слоги в красной рамке в учебнике на с. 53.
— Напишите слоги и слова в прописях на с. 20.
(Каждое слово необходимо проанализировать. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 20, 21 тетради 2. Затем учитель проводит анализ предложения «А кот тут как тут!», и дети записывают его в прописях.)
— А теперь проанализируем предложение «У Тани нитки». (Учитель записывает предложение на доске.)
— Спишите это предложение с доски, записав его на последней строчке в прописях.
(Затем проводится анализ слов «канат» и «кит». Обратить внимание детей на то, что написание слова «канат» следует запомнить. Ввести понятие «словарные слова».)
3. Работа с учебником и прописями
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 52 учебника. Кто изображён в центре?
— Опишите внешность кота.
— Чем занят кот?
— Что это за дерево?
— Как в сказках зовут старичка, который изображён на картинке?
— Во что он одет и что у него в руках?
— Прочитайте стихотворение под картинкой.
— Вы прочитали только четверостишие А.С. Пушкина. Я вам прочитаю целиком этот отрывок из этой сказки.
(Учитель читает отрывок.)
— Нарисуйте избушку на курьих ножках — такую, какой вы её себе представили, пока слушали стихотворение.
— Прочитайте слова в столбиках и текст на с. 53 учебника.
— О ком говорится в тексте?
— Назовите слова, отвечающие на вопрос «кто?».
— Почему в середине предложений встречаются слова, написанные с заглавной буквы?
— Назовите имена собственные.
— Проанализируем предложение «У Тани кот».
— Как нужно писать предложение?
— Почему слово «Тани» написано с заглавной буквы?
— Найдите ударный слог в слове «Тани».
— Поставьте над словом простым карандашом знак ударения.
— Подчеркните точку в конце предложения.
(Аналогично разбираются все предложения.)
В слове «коток» слабая позиция первой буквы о. Слышим звук [а], но пишем букву о, как в проверочном слове «кот» или «котик».
(Повторное чтение текста и слов.)
— В красных рамочках внизу с. 53 учебника вы видите слова. Прочитайте их. Эти слова помогают нам задавать вопросы другим людям.
— Потренируемся задавать вопросы по содержанию текста, начиная с этих слов. (Кто вскочил на окно? Как зовут хозяйку кота ? Как зовут детей, у которых есть окуни?)
— Откройте прописи нас. 21.
— Напишите заглавную букву Т.
(Затем дети анализируют и записывают предложения. Следует ввести правило: в предложении все слова пишутся на одинаковом расстоянии друг от друга. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 20, 21 тетради 2.)
— А теперь спишите предложение «У Тани кот» из учебника, записав его на свободной строчке в прописях.
(Дети, которые быстро справятся с заданием, могут списать также последнее предложение текста.)
— Рассмотрите иллюстрации на с. 53 учебника. Что изображено справа? (Окно.)
— Почему цветок упал с подоконника?
(Анализ одного-двух предложений. Чтение текста с чётким выделением звука [о].)
В слове «окно» слабая позиция у первой буквы о. При произнесении слышим звук [а], но пишем о, как в проверочном слове «окна»: [о] под ударением.
— Прочитайте слова и предложения на с. 54 учебника.
(Учитель знакомит учащихся со словарными словами «канат»,
— Запишите в прописях: «Тит. Тот. Тут кит и кот».
— Кто запомнит больше слов со звуками [т] и [т’]? Послушайте текст.
Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил телефон. Тявкал Тузик. Такой тарарам.
Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:
— Тише!
Тишина. Только теперь тоскливо. (Л. Яхнин)
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Свеча-3», «Пятёрка».)
«Свеча-3». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.
«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнение «Лошадка», а затем задания 2 и 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 33. Задание 3: повторное чтение слогов, наблюдение за артикуляцией губ, языка.)
«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют задание 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 34: составляют чистоговорки с опорой на рисунок.)
Тат-тат-тат — ... (есть у Тани самокат).
Тут-тут-тут — ... (вот красивый изумруд).
Тит-тит-тит — ... (у Валюши был магнит).
(Затем ученики выполняют задание 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 34.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Дети выполняют задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 35: читают текст в парах. Затем несколько учеников читают вслух и/или по цепочке.)
— Отгадайте загадки и разделите слова-отгадки на слоги.
1. Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор.)
2. Почки липучие,
Листья пахучие,
Плоды летучие. (Тополь.)
3. Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча.)
4. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. {Туман.)
— Что объединяет все отгадки? (Все они начинаются с буквы т.)
— Какой звук мы слышим в конце слова «вежливость»?
— Послушайте стихотворение.
Тигрята домой возвратились с игры,
Вдруг слышат чириканье: «Будьте добры,
Простите, пожалуйста, можно воды?
Ближайшие за три квартала пруды.
Из вашей тарелки, позвольте, попью...»
А вы разрешили б попить воробью?
В. Кожевников
— Ответьте на вопрос стихотворения.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!