Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Щ. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Русские народные сказки. Буква Щ щ»
Цели: познакомить учащихся с буквой Щ щ; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать умения фантазировать, сопоставлять по сказкам вымысел и реальность.
Формируемые УУД: планировать свою учебную деятельность на уроке.
Пропедевтика: понятие «технический прогресс».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Кто принёс фотографии на выставку?
— Кто из вас любит путешествовать?
— В каких местах вам хотелось бы побывать с родителями?
— С какой новой буквой вы познакомились на предыдущих уроках?
— Какой звук она обозначает?
II. Актуализация знаний
— Что такое экскаватор?
— А что такое эскалатор?
(Учитель записывает слова на доске.)
— В чём заключается различие в написании слов «экскаватор» и «эскалатор»?
— Дайте характеристику звука [э].
— Прочитаем тексты на с. 58 учебника.
(Учитель проводит конкурс «Лучший диктор», рассказывает о дикторе Ю. Левитане.)
— Прочитайте стихотворение «Где обедал, воробей?» на с. 60 учебника.
— У кого в гостях побывал воробей? Перечислите. (У льва лисицы, моржа, слона, журавля, носорога, кенгуру, медведя крокодила.)
— Кто его встретил агрессивно?
— Теперь прочитаем отдельными предложениями, у кого он чем угостился.
— Запишите в ваш словарик слова «обед», «воробей», «морковка», «кенгуру», «крокодил», «решётка».
Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением: «зверей», «моржа», «водицы», «слона», «носорога», «хвостатых», «проглотил».
— Найдите слова с буквой е. Подчеркните их.
— На что указывает в них буква е? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука и обозначает звук [э].)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [щ’]
— Рассмотрите картинки в красной рамке на с. 63 учебника.
— Выделите новый звук из слов «щука», «лещ».
(Учитель объясняет детям артикуляцию при произнесении нового звука, даёт его характеристику.)
Итак, сделаем вывод. Звук [щ’] согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
(Работа с вопросами в синих прямоугольниках.)
— Придумайте слова с новым звуком. (Примерный ответ. Клещ, щипцы, щётка, щавель, щека, щедрость, щи, щуриться, щупать, щипать, вращение, защёлка.)
— Кто запомнит больше слов со звуком [щ’]? Послушайте текст.
У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет:
— Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдёт. Мышонок Миша советует:
— Смешайте щетину и щепотку соли.
А поросёнок утверждает:
— Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
Ежонок не выдержал:
— Зубной щёткой надо зубы чистить. (По Г. Юдину)
2. Знакомство с буквой Щщ
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 27. К нам в гости пришла девочка. Что у неё в руках? (Щётка.)
— Она показывает вам с помощью стрелочек последовательность написания строчной буквы щ. Посмотрите внимательно, напишите по образцу.
— В тренажёре на с. 89 обведите по контуру строчную букву щ.
— Напишите печатную букву щ.
— Откройте прописи на с. 29. У нас в гостях мальчик со щенком. Они пришли к нам, чтобы показать последовательность написания заглавной буквы Щ. Обведите элементы по образцу.
— Напишите строчку заглавной буквы Щ.
(При работе с Пр. 2: с. 34, 35 тетради 4.)
— Теперь в тренажёре на с. 90 по контуру обведите букву Щ и допишите строчки.
— Какие буквы-родственницы есть у буквы IIP. (Буквы И, Ц, Ш)
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 63 учебника.
— Запишите слоги в прописях на с. 27 и в тренажёре на с. 89 и 90.
— Напишите слоги печатными буквами в тренажёре на с. 89.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 63. Что на ней изображено?
— Что случилось со щукой?
— Почему это произошло?
— Почему в реки, моря, ручейки, океаны нельзя бросать мусор?
— Выполним фонетический разбор слова «щука» и запишем его в прописях на с. 27.
(Учитель объясняет детям, что после буквы щ никогда не пишется буква ю.)
— Выполните фонетический разбор слова «щётка» и запишите его в тетрадь.
— Прочитайте стихотворение А. Кочергиной.
Щётка есть, но вот беда:
Не чистят ею никогда.
Пусть в строй букв она вернётся,
Буквой щ всегда зовётся.
— Когда используют щётку? (При чистке зубов, обуви, одежды, при покраске заборов.)
— В тренажёре на с. 90 напишите фамилии с буквой Щ.
— Выберите слово с буквой щ и запишите предложения нас. 90.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 105. Прочитайте слоги и слова в задании 2.
— Прочитайте чистоговорку в задании 3.
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 63 учебника.
— Запишите в прописях на с. 27 предложение «Ёрш и щука - рыбы».
— Составьте слова из слогов, данных в прописях на с. 27, и запишите их. {Щегол, щенок.)
— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами Напишите его письменными буквами. Проведите орфографическую работу.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 62 учебника. Составьте по ней рассказ.
— Как зовут героя сказки?
— Что вы знаете о Емеле? {Он лентяй.)
— О чём мечтал Емеля, лёжа на печи?
— Какие его мечты воплотились в нашей современной жизни?
Многие мечты человека сбылись благодаря техническому прогрессу. Чем быстрее развивается техника, тем легче становится человеку. Технические средства позволяют опускаться в глубины морей, озёр, океанов, летать и покорять космическое пространство. Машины моют и подметают улицы, пекут хлеб, изготавливают лекарства, ткут, вяжут. Без них современному человеку не обойтись. Каждое поколение человечества изобретает что-то новое, движет технический прогресс вперёд. Возможно, кто-то из вас создаст машины, которые будут передвигаться на небольшой высоте по воздуху.
(Учитель может предложить детям перечитать сказку о Емеле и нарисовать иллюстрации о том, как мечты Емели претворились в жизнь в сегодняшнее время.)
— Прочитайте скороговорки на с. 62 учебника.
— Подчеркните буквосочетания щу, ща.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У.
Чушка, щучка, укачу,
И лечу, кричу, свищу.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ЧА, и ЩА.
А. Кочергина
— Прочитайте правило в самом низу на с. 63.
— Что вы из него узнали?
— Какую новую информацию вам нужно запомнить и применять при написании слов?
— Прочитайте слова вверху на с. 63.
— Охарактеризуйте новый звук.
- Спишите в тетрадь слова с буквосочетаниями щу, ща.
- Прочитайте ещё раз правило. Запомните его.
- Прочитайте стихотворение Г. Виеру.
- В каких словах есть буква щ! Запишите эти слова в тетрадь.
- Выполним фонетический разбор слов «щекочет», «щупает».
- Прочитайте загадки про овощи на с. 64 учебника.
(Учитель может использовать муляжи овощей, попросить детей описать их.)
— Выполните фонетический разбор слова «овощи».
(Следует обратить внимание детей на то, что после буквы щ не пишем э, я, ю.)
— На свободной нижней строке на с. 28 прописей запишем под диктовку предложение «Овощи — капуста, морковь, горох».
— Обратите внимание: все слова в этом предложении — словарные.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 34, 35 тетради 4.)
— А сейчас прочитаем в учебнике на с. 65 стихотворения о том, что случилось со щёткой и непослушными щенками.
— Чем занимались щенки?
— Так что же случилось со щенками?
— Прочитайте это стихотворение ещё раз.
— Найдите и подчеркните в нём маленькие слова — предлоги.
— Какую роль играют предлоги? (Они служат для связи слов в предложении.)
— Прочитайте это стихотворение без предлогов. Что изменилось?
— Выполните задание, данное после стихотворения.
— Прочитайте выразительно стихотворение И. Токмаковой. Логическое ударение ставьте чётко.
— Прочитайте ещё раз, поставив логическое ударение в каждой строке на другое слово.
— Какие слова с буквосочетанием щу вы встретили? Запишите их в тетрадь.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте слова в задании 6 на с. 106 пособия «Как хорошо уметь читать!». Что мы должны помнить о написании буквосочетаний ча—ща и чу—щу?
— Я перечислю вам предметы, а вы скажете, как назвать их одним словом. Капуста, помидоры, щавель, огурцы, шпинат, свёкла, морковь. (Овощи.)
— Плащ, клещи, щипцы, ящик, пальто, табурет. (Вещи.)
VII. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1,2, 7-9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 105—107.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какими буквосочетаниями мы сегодня работали?
— У кого вызывает затруднение правописание этих буквосочетаний?
— Кто не допустил ни одной ошибки при списывании слов с этими буквосочетаниями?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки
Нет комментариев. Ваш будет первым!