Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Щ. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Русские народные сказки. Буква Щ щ»

Цели: познакомить учащихся с буквой Щ щ; совершенствовать навыки чтения, работы с текстом; развивать умения фантазировать, сопоставлять по сказкам вымысел и реальность.

Формируемые УУД: планировать свою учебную деятельность на уроке.

Пропедевтика: понятие «технический прогресс».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Кто принёс фотографии на выставку?

— Кто из вас любит путешествовать?

— В каких местах вам хотелось бы побывать с родителями?

— С какой новой буквой вы познакомились на предыдущих уроках?

— Какой звук она обозначает?

II. Актуализация знаний

— Что такое экскаватор?

— А что такое эскалатор?

(Учитель записывает слова на доске.)

— В чём заключается различие в написании слов «экскаватор» и «эскалатор»?

— Дайте характеристику звука [э].

— Прочитаем тексты на с. 58 учебника.

(Учитель проводит конкурс «Лучший диктор», рассказывает о дикторе Ю. Левитане.)

— Прочитайте стихотворение «Где обедал, воробей?» на с. 60 учебника.

— У кого в гостях побывал воробей? Перечислите. (У льва лисицы, моржа, слона, журавля, носорога, кенгуру, медведя крокодила.)

— Кто его встретил агрессивно?

— Теперь прочитаем отдельными предложениями, у кого он чем угостился.

— Запишите в ваш словарик слова «обед», «воробей», «морковка», «кенгуру», «крокодил», «решётка».

Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением: «зверей», «моржа», «водицы», «слона», «носорога», «хвостатых», «проглотил».

— Найдите слова с буквой е. Подчеркните их.

— На что указывает в них буква е? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука и обозначает звук [э].)

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [щ’]

— Рассмотрите картинки в красной рамке на с. 63 учебника.

— Выделите новый звук из слов «щука», «лещ».

(Учитель объясняет детям артикуляцию при произнесении нового звука, даёт его характеристику.)

Итак, сделаем вывод. Звук [щ’] согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

(Работа с вопросами в синих прямоугольниках.)

— Придумайте слова с новым звуком. (Примерный ответ. Клещ, щипцы, щётка, щавель, щека, щедрость, щи, щуриться, щупать, щипать, вращение, защёлка.)

— Кто запомнит больше слов со звуком [щ’]? Послушайте текст.

У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет:

— Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдёт. Мышонок Миша советует:

— Смешайте щетину и щепотку соли.

А поросёнок утверждает:

— Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами, и выдернет.

Ежонок не выдержал:

— Зубной щёткой надо зубы чистить. (По Г. Юдину)

2. Знакомство с буквой Щщ

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 27. К нам в гости пришла девочка. Что у неё в руках? (Щётка.)

— Она показывает вам с помощью стрелочек последовательность написания строчной буквы щ. Посмотрите внимательно, напишите по образцу.

— В тренажёре на с. 89 обведите по контуру строчную букву щ.

— Напишите печатную букву щ.

— Откройте прописи на с. 29. У нас в гостях мальчик со щенком. Они пришли к нам, чтобы показать последовательность написания заглавной буквы Щ. Обведите элементы по образцу.

— Напишите строчку заглавной буквы Щ.

(При работе с Пр. 2: с. 34, 35 тетради 4.)

— Теперь в тренажёре на с. 90 по контуру обведите букву Щ и допишите строчки.

— Какие буквы-родственницы есть у буквы IIP. (Буквы И, Ц, Ш)

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 63 учебника.

— Запишите слоги в прописях на с. 27 и в тренажёре на с. 89 и 90.

— Напишите слоги печатными буквами в тренажёре на с. 89.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 63. Что на ней изображено?

— Что случилось со щукой?

— Почему это произошло?

— Почему в реки, моря, ручейки, океаны нельзя бросать мусор?

— Выполним фонетический разбор слова «щука» и запишем его в прописях на с. 27.

(Учитель объясняет детям, что после буквы щ никогда не пишется буква ю.)

— Выполните фонетический разбор слова «щётка» и запишите его в тетрадь.

— Прочитайте стихотворение А. Кочергиной.

Щётка есть, но вот беда:

Не чистят ею никогда.

Пусть в строй букв она вернётся,

Буквой щ всегда зовётся.

— Когда используют щётку? (При чистке зубов, обуви, одежды, при покраске заборов.)

— В тренажёре на с. 90 напишите фамилии с буквой Щ.

— Выберите слово с буквой щ и запишите предложения нас. 90.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 105. Прочитайте слоги и слова в задании 2.

— Прочитайте чистоговорку в задании 3.

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 63 учебника.

— Запишите в прописях на с. 27 предложение «Ёрш и щука - рыбы».

— Составьте слова из слогов, данных в прописях на с. 27, и запишите их. {Щегол, щенок.)

— Прочитайте предложение, записанное печатными буквами Напишите его письменными буквами. Проведите орфографическую работу.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 62 учебника. Составьте по ней рассказ.

— Как зовут героя сказки?

— Что вы знаете о Емеле? {Он лентяй.)

— О чём мечтал Емеля, лёжа на печи?

— Какие его мечты воплотились в нашей современной жизни?

Многие мечты человека сбылись благодаря техническому прогрессу. Чем быстрее развивается техника, тем легче становится человеку. Технические средства позволяют опускаться в глубины морей, озёр, океанов, летать и покорять космическое пространство. Машины моют и подметают улицы, пекут хлеб, изготавливают лекарства, ткут, вяжут. Без них современному человеку не обойтись. Каждое поколение человечества изобретает что-то новое, движет технический прогресс вперёд. Возможно, кто-то из вас создаст машины, которые будут передвигаться на небольшой высоте по воздуху.

(Учитель может предложить детям перечитать сказку о Емеле и нарисовать иллюстрации о том, как мечты Емели претворились в жизнь в сегодняшнее время.)

— Прочитайте скороговорки на с. 62 учебника.

— Подчеркните буквосочетания щу, ща.

Сочетанья ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У.

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА, и ЩА.

А. Кочергина

— Прочитайте правило в самом низу на с. 63.

— Что вы из него узнали?

— Какую новую информацию вам нужно запомнить и применять при написании слов?

— Прочитайте слова вверху на с. 63.

— Охарактеризуйте новый звук.

- Спишите в тетрадь слова с буквосочетаниями щу, ща.

- Прочитайте ещё раз правило. Запомните его.

- Прочитайте стихотворение Г. Виеру.

- В каких словах есть буква щ! Запишите эти слова в тетрадь.

- Выполним фонетический разбор слов «щекочет», «щупает».

- Прочитайте загадки про овощи на с. 64 учебника.

(Учитель может использовать муляжи овощей, попросить детей описать их.)

— Выполните фонетический разбор слова «овощи».

(Следует обратить внимание детей на то, что после буквы щ не пишем э, я, ю.)

— На свободной нижней строке на с. 28 прописей запишем под диктовку предложение «Овощи — капуста, морковь, горох».

— Обратите внимание: все слова в этом предложении — словарные.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 34, 35 тетради 4.)

— А сейчас прочитаем в учебнике на с. 65 стихотворения о том, что случилось со щёткой и непослушными щенками.

— Чем занимались щенки?

— Так что же случилось со щенками?

— Прочитайте это стихотворение ещё раз.

— Найдите и подчеркните в нём маленькие слова — предлоги.

— Какую роль играют предлоги? (Они служат для связи слов в предложении.)

— Прочитайте это стихотворение без предлогов. Что изменилось?

— Выполните задание, данное после стихотворения.

— Прочитайте выразительно стихотворение И. Токмаковой. Логическое ударение ставьте чётко.

— Прочитайте ещё раз, поставив логическое ударение в каждой строке на другое слово.

— Какие слова с буквосочетанием щу вы встретили? Запишите их в тетрадь.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте слова в задании 6 на с. 106 пособия «Как хорошо уметь читать!». Что мы должны помнить о написании буквосочетаний ча—ща и чу—щу?

— Я перечислю вам предметы, а вы скажете, как назвать их одним словом. Капуста, помидоры, щавель, огурцы, шпинат, свёкла, морковь. (Овощи.)

— Плащ, клещи, щипцы, ящик, пальто, табурет. (Вещи.)

VII. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1,2, 7-9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 105—107.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какими буквосочетаниями мы сегодня работали?

— У кого вызывает затруднение правописание этих буквосочетаний?

— Кто не допустил ни одной ошибки при списывании слов с этими буквосочетаниями?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Нет комментариев. Ваш будет первым!