Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Н. УМК «Школа России»
Урок обучения грамоте в 1 классе на тему «Труд кормит, а лень портит. Буква Н н»
Цели: познакомить учащихся с буквой Н н; развивать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; закреплять навыки составления предложений по схемам, распространения предложения.
Формируемые УУД: заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать себя при работе в прописях; правильно писать имена собственные.
Пропедевтика: понятия «союз», «тире», «местоимения».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— С какими буквами мы уже познакомились?
— Какие звуки они обозначают?
— В чём заключается особенность гласных звуков? (Примерный ответ. С их помощью можно пропеть любую мелодию. Они могут быть ударными или безударными. С их помощью образуются слоги.)
II. Актуализация знаний
— Давайте рассмотрим ленту букв на с. 39 учебника и вспомним изученные нами буквы.
— На что указывает буква и? (На мягкость предшествующего согласного звука.)
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 23. Прочитайте буквы и слоги в задании 9.
— Все эти буквы обозначают гласные звуки. Как вы думаете, могут ли рядом с этими буквами быть напечатаны буквы, обозначающие согласные звуки?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 40 учебника. Кого вы на ней видите? (Русского богатыря и Змея Горыныча.)
— Кому из вас родители читали былины о русских богатырях Никите Кожемяке, Илье Муромце, Добрыне Никитиче или Алёше Поповиче?
— Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче? (Он его пленил и заставил работать на пашне.)
— Что изображено слева от Змея? (Примерный ответ. Церковь, а за ней — заход солнца, поэтому Змей Горыныч и высунул от усталости язык: он работал целый день.)
— К следующему уроку вылепите Змея Горыныча из пластилина и принесите в школу. Мы организуем выставку поделок.
— Опишите внешность Никиты Кожемяки.
— Как вы понимаете смысл фразеологизма «Работал засучив рукава»?
— При помощи чего Никита Кожемяка рыхлит почву? (При помощи деревянной сохи.)
— Чем в наше время пашут землю? (Трактором.)
— Какие виды сельскохозяйственной техники вы знаете?
— Какой теме посвящён этот рисунок в учебнике? (Теме труда.)
— Синий ромбик означает, что вы должны сами прочитать стихотворение И. Никитина. Кто хочет это сделать?
— Чему учит нас пословица «Труд кормит, а лень портит»?
Мы с вами уже знакомы с короткими словами — предлогами. J
В русском языке также есть короткие слова, которые связывают части предложений, помогают перечислять предметы и выполняют другие функции. Это слова, которые называют союзами. В пословице «Труд кормит, а лень портит» короткое слово «а» является союзом, здесь труд противопоставлен лени.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как погоняют лошадку? (Но! Но! Но!)
— Какой первый звук мы слышим? (Звук [«].)
— Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? («Ни-ни», или «нельзя», — и грозит пальчиком.)
— Какой первый звук слышится в слове «нельзя»? (Звук [н’].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [н] и [н’]
(Характеристика звуков [н] и [н’] после слово-звукового анализа слов «ножницы» и «нитки».)
— Произнесём звуки [н] и [н’] и понаблюдаем за положением языка, губ.
— Можно ли пропеть эти звуки?
— Легко ли проходит воздух при произнесении этого звука? (Нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)
— Как называются звуки, при произнесении которых воздух задерживается? (Согласные.)
— Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь». Сделайте вывод. (Буква н обозначает твёрдый и мягкий звуки [н] и [н’].)
— Произнесём их ещё раз.
— Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)
— Согласные звуки, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.
— Сделайте вывод: что вы узнали о новых звуках?
(На доске записаны слова.)
Нос, сон, санки, низко, пятница, краснота, лень.
Кони, коньки, ночь, окно, огоньки, огонь, сын, пень.
— Где спрятался новый звук?
(Дети определяют позицию звука в словах, записанных на доске.)
— Придумайте свои слова со звуками [н] и [н’]. (Примерный ответ. Ножницы, линия, ленты, сено, низина, нора, насос, фонарь, клён, пенал, пена, весна, сентябрь, незабудка, георгин, сирень.)
2. Знакомство с буквой Н н
— Рассмотрите внимательно изображение буквы на красном фоне в учебнике на с. 41. Это буква Н н.
На букве Н я, как на лесенке.
Сижу и распеваю песенки!
Е. Тарлапан
— Вылепите букву н из пластилина.
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 41 учебника. С какой буквы начинаются все слоги?
— Эта буква обозначает гласный или согласный звук?
— Может ли этот звук образовывать слог?
— Может ли ударение падать на звуки [н] и [н’]?
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
— Выполним упражнения «Свеча-2», «Свеча-3».
«Свеча-2». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдыхать более медленно и ровно.
«Свеча-3». То же, что «Свеча-1», но выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.
— Выполните задание 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24. Проговорите скороговорку несколько раз на одном дыхании.
(Дети проговаривают скороговорку хором с ускорением 5—6 раз.)
— Какие короткие слова в скороговорке вы прочитали (услышали)? («На», «мы».)
— Для чего служат предлоги? (Они помогают связывать одни слова с другими.)
— Что вы понимаете под словом «мы»? (Девочек и мальчиков; много детей; учителя и детей.)
Слова, которые указывают на предметы или людей, но не называют их, называются местоимениями. Таких слов не очень много: «я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они».
— Давайте их произнесём.
— Кто запомнил все местоимения и может повторить их?
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24, а затем упражнения «Конфета», «Трубочка».)
«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.
«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задание 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24.)
— Сочиним свою чистоговорку. Начало написано, а мы придумаем продолжение.
Но-но-но — ... (клюёт курица зерно).
На-на-на — ... (вот и нет теперь зерна).
Ни-ни-ни — ... (зёрна Петеньке верни).
Ны-ны-ны — ... (добежали до сосны).
Не-не-не — ... (вспомним завтра о зерне).
Ну-ну-ну — ... (все отправимся к зерну).
(Возможны другие варианты.)
— Выполните задание 4 на с. 24. Проследите за артикуляцией губ.
— При произнесении слогов у вас губы растягиваются одинаково или по-разному?
— Выполним задание 9 на с. 25. Проследите за артикуляцией губ и языка.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Ученики выполняют задание 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24.)
Вы уже приступили к букварному периоду освоения грамоты, поэтому понятие «звуко-буквенный анализ» постепенно заменим понятием «фонетический разбор». Так советует сделать Мудрая Сова.
— Выполните фонетический разбор слогов ни и ну.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 14. Юный дирижёр читает ноты с листа. С какой буквы нужно начинать писать слово «ноты»?
— Дирижёр сделал для вас образцы строчной буквы н. Рассмотрите их и напишите по образцу, следуя указаниям стрелок.
(При работе с Пр. 2: с. 14, 15 тетради 2.)
Пишем наклонную черту вниз, возвращаемся по написанному до середины черты, делаем маленькую петельку и ведём ручку вверх до верхней линии рабочей строки. Затем пишем наклонную черту с закруглением внизу. Букву пишем безотрывно.
(Написание в прописях на с. 14 слогов после их звукового анализа. Письмо с проговариванием шёпотом. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 14, 15 тетради 2.)
Вы писали, и ваши пальчики устали. Мы отдохнём и поработаем с пособием «Как хорошо уметь читать!». Выполним задание 10 на с. 26. Почему все слова под изображениями инопланетян написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)
— Можно ли сказать по внешнему виду и мимике инопланетян, что они доброжелательные, весёлые, умеют радоваться и удивляться?
— Что ещё можно о них сказать?
(На доске записано слово: Нина.)
— Как написано слово «Нина»? (С заглавной буквы.)
— А вы умеете писать заглавную букву Я?
Заглавная Я пишется безотрывно.
— Откройте прописи на с. 15. Девочка-рукодельница подготовила для вас образец написания заглавной буквы Я.
— Рассмотрите элементы этой буквы. Напишите.
— Теперь напишите три строки буквы Я.
— Допишите в прописях буквы в именах инопланетян. (Нан, Нин, Нун.)
— На следующей строке допишите слово «Нина».
— Обратите внимание на условное обозначение — восклицательный знак в красном кружке на с. 40 учебника. Он означает, что вас ждёт задание повышенной сложности.
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите новые для вас буквы и подчеркните их красным карандашом.
— Назовите слова с мягким звуком [н’]. (Песня, небо, терпение.)
— А теперь назовите слова с твёрдым звуком [н]. (Надя, насос, наряд.)
— Откройте учебник на с. 42. Какие предметы здесь изображены?
— Прочитайте слова, написанные слева от рисунков.
— Как называются такие слова? (Местоимения.)
— Для чего служат эти слова? (Для замены слов: лейка - она, ведро — оно, карандаш — он, ножницы — они.)
— Напишите в рабочей тетради по три раза слова «он», «она», «оно», «они».
(Учитель показывает заранее подготовленные картинки. Дети называют изображённый предмет и добавляют слова: «он», «она», «оно», «они».)
— Какой звук есть во всех этих словах?
— В каких словах он звучит твёрдо, а в каком слове — мягко?
— Какие гласные звуки смягчают при произнесении согласные звуки?
— Ещё раз прочитаем стихотворение на с. 40.
— Подчеркните в стихотворении знакомые вам буквы, обозначающие гласные звуки, а букву н обведите кружком.
— Как вы думаете, кого автор стихотворения называет недругом?
— За что вы любите свою Родину?
— В каком городе (селе, деревне) вы живёте?
— Какие достопримечательности есть на вашей малой родине?
— На с. 42 прочитайте предложения в центре. Слова, которые вы ещё не можете прочитать, заменены рисунками.
— Как мы начинаем писать предложение? (С заглавной буквы.)
— Что можем поставить в конце предложения? (Точку, вопросительный или восклицательный знак.)
— Здесь же рассмотрите иллюстрации.
— Что папа говорит сыну? («На книгу, сын!»)
Это значит: «Возьми книгу, сын!» Слово «возьми» папа заменил словом «на». Послушайте другие примеры: «На пирожок!», «На тетрадь!».
— Куда мальчик кладёт книгу? (Мальчик кладёт книгу на стол.)
Русский язык очень богатый. Часто одно и то же слово может иметь разные значения.
От правильного употребления слова часто зависит смысл того, о чём мы говорим. Например: «На столе» — здесь слово «на» указывает место расположения предмета, это предлог.
— Прочитайте стихотворение на с. 42 учебника. Как можно назвать такое стихотворение? (Шуточное.)
— Почему слово «Игорёк» написано с заглавной буквы?
— Куда совал свой нос Игорёк?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Не суй нос не в своё дело» и поговорки «Любопытной Варваре нос оторвали»?
— Проведём слоговой аукцион. Продолжите слова.
на... (-сос, -род, -пев)
но... (-чи, -жи, -ра, -ты)
ни... (-тки, -зина, -кто)
— Назовите слова, которые начинаются со звуков [н] или [н’], противоположные по значению данным словам.
налево — ...(направо) под — ...(над)
высоко — ... (низко) верхний — ... (нижний)
высушить — ... (намочить) потерять — ... (найти)
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 15. Прочитайте нижнее предложение.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 14, 15 тетради 2.)
(Учитель проводит анализ предложения «У Нины нитки».)
— Почему в одних случаях буква н обозначает твёрдый звук, а в других — мягкий?
— На свободных строчках напишите слоги, которые указаны на вагончиках в задании 11 пособия «Как хорошо уметь читать!», с. 26.
— А теперь выполним задание 12. Прочитайте текст. При чтении обратите внимание: каждое предложение диалога начинается с чёрточки — тире.
— Как зовут девочек на рисунке? Прочитайте.
— Как они назвали кукол? Прочитайте.
— Попробуйте написать имена девочек и кукол после фонетического разбора каждого слова.
— С какой буквы вы писали имена?
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что вызвало затруднение?
— Какие новые понятия вы узнали?
— Для чего нужны местоимения?
— Чему вы научились?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Нет комментариев. Ваш будет первым!