Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Н. УМК «Школа России»

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему «Труд кормит, а лень портит. Буква Н н»

Цели: познакомить учащихся с буквой Н н; развивать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; закреплять навыки составления предложений по схемам, распространения предложения.

Формируемые УУД: заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать себя при работе в прописях; правильно писать имена собственные.

Пропедевтика: понятия «союз», «тире», «местоимения».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какими буквами мы уже познакомились?

— Какие звуки они обозначают?

— В чём заключается особенность гласных звуков? (Примерный ответ. С их помощью можно пропеть любую мелодию. Они могут быть ударными или безударными. С их помощью образуются слоги.)

II. Актуализация знаний

— Давайте рассмотрим ленту букв на с. 39 учебника и вспомним изученные нами буквы.

— На что указывает буква и? (На мягкость предшествующего согласного звука.)

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 23. Прочитайте буквы и слоги в задании 9.

— Все эти буквы обозначают гласные звуки. Как вы думаете, могут ли рядом с этими буквами быть напечатаны буквы, обозначающие согласные звуки?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 40 учебника. Кого вы на ней видите? (Русского богатыря и Змея Горыныча.)

— Кому из вас родители читали былины о русских богатырях Никите Кожемяке, Илье Муромце, Добрыне Никитиче или Алёше Поповиче?

— Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче? (Он его пленил и заставил работать на пашне.)

— Что изображено слева от Змея? (Примерный ответ. Церковь, а за ней — заход солнца, поэтому Змей Горыныч и высунул от усталости язык: он работал целый день.)

— К следующему уроку вылепите Змея Горыныча из пластилина и принесите в школу. Мы организуем выставку поделок.

— Опишите внешность Никиты Кожемяки.

— Как вы понимаете смысл фразеологизма «Работал засучив рукава»?

— При помощи чего Никита Кожемяка рыхлит почву? (При помощи деревянной сохи.)

— Чем в наше время пашут землю? (Трактором.)

— Какие виды сельскохозяйственной техники вы знаете?

— Какой теме посвящён этот рисунок в учебнике? (Теме труда.)

— Синий ромбик означает, что вы должны сами прочитать стихотворение И. Никитина. Кто хочет это сделать?

— Чему учит нас пословица «Труд кормит, а лень портит»?

Мы с вами уже знакомы с короткими словами — предлогами. J

В русском языке также есть короткие слова, которые связывают части предложений, помогают перечислять предметы и выполняют другие функции. Это слова, которые называют союзами. В пословице «Труд кормит, а лень портит» короткое слово «а» является союзом, здесь труд противопоставлен лени.

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как погоняют лошадку? (Но! Но! Но!)

— Какой первый звук мы слышим? (Звук [«].)

— Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? («Ни-ни», или «нельзя», — и грозит пальчиком.)

— Какой первый звук слышится в слове «нельзя»? (Звук [н’].)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [н] и [н’]

(Характеристика звуков [н] и [н’] после слово-звукового анализа слов «ножницы» и «нитки».)

— Произнесём звуки [н] и [н’] и понаблюдаем за положением языка, губ.

— Можно ли пропеть эти звуки?

— Легко ли проходит воздух при произнесении этого звука? (Нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос.)

— Как называются звуки, при произнесении которых воздух задерживается? (Согласные.)

— Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь». Сделайте вывод. (Буква н обозначает твёрдый и мягкий звуки [н] и [н’].)

— Произнесём их ещё раз.

— Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

— Согласные звуки, при произношении которых участвует голос, называются звонкими.

— Сделайте вывод: что вы узнали о новых звуках?

(На доске записаны слова.)

Нос, сон, санки, низко, пятница, краснота, лень.

Кони, коньки, ночь, окно, огоньки, огонь, сын, пень.

— Где спрятался новый звук?

(Дети определяют позицию звука в словах, записанных на доске.)

— Придумайте свои слова со звуками [н] и [н’]. (Примерный ответ. Ножницы, линия, ленты, сено, низина, нора, насос, фонарь, клён, пенал, пена, весна, сентябрь, незабудка, георгин, сирень.)

2. Знакомство с буквой Н н

— Рассмотрите внимательно изображение буквы на красном фоне в учебнике на с. 41. Это буква Н н.

На букве Н я, как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки!

Е. Тарлапан

— Вылепите букву н из пластилина.

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 41 учебника. С какой буквы начинаются все слоги?

— Эта буква обозначает гласный или согласный звук?

— Может ли этот звук образовывать слог?

— Может ли ударение падать на звуки [н] и [н’]?

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

— Выполним упражнения «Свеча-2», «Свеча-3».

«Свеча-2». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдыхать более медленно и ровно.

«Свеча-3». То же, что «Свеча-1», но выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.

— Выполните задание 2 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24. Проговорите скороговорку несколько раз на одном дыхании.

(Дети проговаривают скороговорку хором с ускорением 5—6 раз.)

— Какие короткие слова в скороговорке вы прочитали (услышали)? («На», «мы».)

— Для чего служат предлоги? (Они помогают связывать одни слова с другими.)

— Что вы понимаете под словом «мы»? (Девочек и мальчиков; много детей; учителя и детей.)

Слова, которые указывают на предметы или людей, но не называют их, называются местоимениями. Таких слов не очень много: «я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они».

— Давайте их произнесём.

— Кто запомнил все местоимения и может повторить их?

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24, а затем упражнения «Конфета», «Трубочка».)

«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.

«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задание 3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24.)

— Сочиним свою чистоговорку. Начало написано, а мы придумаем продолжение.

Но-но-но — ... (клюёт курица зерно).

На-на-на — ... (вот и нет теперь зерна).

Ни-ни-ни — ... (зёрна Петеньке верни).

Ны-ны-ны — ... (добежали до сосны).

Не-не-не — ... (вспомним завтра о зерне).

Ну-ну-ну — ... (все отправимся к зерну).

(Возможны другие варианты.)

— Выполните задание 4 на с. 24. Проследите за артикуляцией губ.

— При произнесении слогов у вас губы растягиваются одинаково или по-разному?

— Выполним задание 9 на с. 25. Проследите за артикуляцией губ и языка.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Ученики выполняют задание 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 24.)

Вы уже приступили к букварному периоду освоения грамоты, поэтому понятие «звуко-буквенный анализ» постепенно заменим понятием «фонетический разбор». Так советует сделать Мудрая Сова.

— Выполните фонетический разбор слогов ни и ну.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 14. Юный дирижёр читает ноты с листа. С какой буквы нужно начинать писать слово «ноты»?

— Дирижёр сделал для вас образцы строчной буквы н. Рассмотрите их и напишите по образцу, следуя указаниям стрелок.

(При работе с Пр. 2: с. 14, 15 тетради 2.)

Пишем наклонную черту вниз, возвращаемся по написанному до середины черты, делаем маленькую петельку и ведём ручку вверх до верхней линии рабочей строки. Затем пишем наклонную черту с закруглением внизу. Букву пишем безотрывно.

(Написание в прописях на с. 14 слогов после их звукового анализа. Письмо с проговариванием шёпотом. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 14, 15 тетради 2.)

Вы писали, и ваши пальчики устали. Мы отдохнём и поработаем с пособием «Как хорошо уметь читать!». Выполним задание 10 на с. 26. Почему все слова под изображениями инопланетян написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)

— Можно ли сказать по внешнему виду и мимике инопланетян, что они доброжелательные, весёлые, умеют радоваться и удивляться?

— Что ещё можно о них сказать?

(На доске записано слово: Нина.)

— Как написано слово «Нина»? (С заглавной буквы.)

— А вы умеете писать заглавную букву Я?

Заглавная Я пишется безотрывно.

— Откройте прописи на с. 15. Девочка-рукодельница подготовила для вас образец написания заглавной буквы Я.

— Рассмотрите элементы этой буквы. Напишите.

— Теперь напишите три строки буквы Я.

— Допишите в прописях буквы в именах инопланетян. (Нан, Нин, Нун.)

— На следующей строке допишите слово «Нина».

— Обратите внимание на условное обозначение — восклицательный знак в красном кружке на с. 40 учебника. Он означает, что вас ждёт задание повышенной сложности.

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Найдите новые для вас буквы и подчеркните их красным карандашом.

— Назовите слова с мягким звуком [н’]. (Песня, небо, терпение.)

— А теперь назовите слова с твёрдым звуком [н]. (Надя, насос, наряд.)

— Откройте учебник на с. 42. Какие предметы здесь изображены?

— Прочитайте слова, написанные слева от рисунков.

— Как называются такие слова? (Местоимения.)

— Для чего служат эти слова? (Для замены слов: лейка - она, ведро — оно, карандаш — он, ножницы — они.)

— Напишите в рабочей тетради по три раза слова «он», «она», «оно», «они».

(Учитель показывает заранее подготовленные картинки. Дети называют изображённый предмет и добавляют слова: «он», «она», «оно», «они».)

— Какой звук есть во всех этих словах?

— В каких словах он звучит твёрдо, а в каком слове — мягко?

— Какие гласные звуки смягчают при произнесении согласные звуки?

— Ещё раз прочитаем стихотворение на с. 40.

— Подчеркните в стихотворении знакомые вам буквы, обозначающие гласные звуки, а букву н обведите кружком.

— Как вы думаете, кого автор стихотворения называет недругом?

— За что вы любите свою Родину?

— В каком городе (селе, деревне) вы живёте?

— Какие достопримечательности есть на вашей малой родине?

— На с. 42 прочитайте предложения в центре. Слова, которые вы ещё не можете прочитать, заменены рисунками.

— Как мы начинаем писать предложение? (С заглавной буквы.)

— Что можем поставить в конце предложения? (Точку, вопросительный или восклицательный знак.)

— Здесь же рассмотрите иллюстрации.

— Что папа говорит сыну? («На книгу, сын!»)

Это значит: «Возьми книгу, сын!» Слово «возьми» папа заменил словом «на». Послушайте другие примеры: «На пирожок!», «На тетрадь!».

— Куда мальчик кладёт книгу? (Мальчик кладёт книгу на стол.)

Русский язык очень богатый. Часто одно и то же слово может иметь разные значения.

От правильного употребления слова часто зависит смысл того, о чём мы говорим. Например: «На столе» — здесь слово «на» указывает место расположения предмета, это предлог.

— Прочитайте стихотворение на с. 42 учебника. Как можно назвать такое стихотворение? (Шуточное.)

— Почему слово «Игорёк» написано с заглавной буквы?

— Куда совал свой нос Игорёк?

— Как вы понимаете смысл пословицы «Не суй нос не в своё дело» и поговорки «Любопытной Варваре нос оторвали»?

— Проведём слоговой аукцион. Продолжите слова.

на... (-сос, -род, -пев)

но... (-чи, -жи, -ра, -ты)

ни... (-тки, -зина, -кто)

— Назовите слова, которые начинаются со звуков [н] или [н’], противоположные по значению данным словам.

налево — ...(направо)                                   под — ...(над)

высоко — ... (низко)                                       верхний — ... (нижний)

высушить — ... (намочить)                           потерять — ... (найти)

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 15. Прочитайте нижнее предложение.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 14, 15 тетради 2.)

(Учитель проводит анализ предложения «У Нины нитки».)

— Почему в одних случаях буква н обозначает твёрдый звук, а в других — мягкий?

— На свободных строчках напишите слоги, которые указаны на вагончиках в задании 11 пособия «Как хорошо уметь читать!», с. 26.

— А теперь выполним задание 12. Прочитайте текст. При чтении обратите внимание: каждое предложение диалога начинается с чёрточки — тире.

— Как зовут девочек на рисунке? Прочитайте.

— Как они назвали кукол? Прочитайте.

— Попробуйте написать имена девочек и кукол после фонетического разбора каждого слова.

— С какой буквы вы писали имена?

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что вызвало затруднение?

— Какие новые понятия вы узнали?

— Для чего нужны местоимения?

— Чему вы научились?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Нет комментариев. Ваш будет первым!