Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква ь. Школа России
Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь»
Цели: учить работать с текстом; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать навыки чтения слов с буквой ь — показателем мягкости согласных звуков.
Формируемые УУД: выделять в слове корень и окончание; обнаруживать разницу в количестве звуков и букв.
Пропедевтика: однокоренные слова; модель слова (части слова).
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие буквы вы уже знаете? Перечислите.
— Все ли изученные буквы обозначают какой-то звук?
— Какие буквы могут обозначать два звука?
— Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают никакого звука?
Об этом вы узнаете, когда мы изучим новую тему.
II. Актуализация знаний
(Отработка техники чтения: дети читают тексты в задании 10 на с. 74 пособия «Как хорошо уметь читать!». В соответствии с требованиями к обучению смысловому чтению учителю необходимо обращаться к различным видам чтения: изучающему (ищем определённые буквы или орфограммы), выборочному, поисковому (ищем слова с непроверяемыми орфограммами, слова, в которых три слога, и т. д.).)
(Работа с лентой букв на с. 9 учебника.)
— Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
(Затем дети читают слова и тексты на с. 8, 9 учебника. Выделяют в словах слоги, в которых согласный звук произносится мягко. Повторяют случаи, когда буквы я, е обозначают два звука. Вспоминают функцию буквы и — обозначать при произношении мягкость согласных звуков.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель показывает картинку с изображением коня.)
— Запишите слово «конь» печатными буквами.
(Ученик работает у доски. Он может написать слово без ь.)
— Прочитайте. Что получилось? (Кон.)
— А нам нужно слово «конь». Какой звук мы слышим на конце этого слова?
— Какие буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков? (И, е, я.)
— Подставьте их в конец слова «конь». Что получилось?
— Какую букву надо поставить в конец слова, чтобы было слово «конь»?
(Хорошо читающие дети могут ответить на этот вопрос верно. Предложите им на наборном полотне показать букву ь. Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Буква без звука
— Выполните второе задание в учебнике на с. 11.
— Сложно было выполнить это задание? Почему?
— Посмотрите на рисунок в красной рамке. Кто там изображён-
- Выполним фонетический разбор слов «гусь», «гуси». Чем похожи и чем различаются схемы этих слов?
- Какие буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков? (Буквы и, я, е.)
- Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв? (Нет.)
- Что вы можете рассказать о звуке [с’]?
- Как вы думаете, почему мы произносим его мягко? (Что-то указывает на мягкость согласного звука.)
В том случае, когда после согласного звука нет гласного, обозначающего мягкость согласного, при написании слова пишется буква мягкий знак - ь. Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
2. Знакомство с буквой ь
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит.
Слово мягко зазвучит.
А. Шибаев
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 30. К нам сегодня пришёл мальчик, он сел на пень и задумался.
— Как вы полагаете, о чём думает мальчик? (О том, на что похожа буква мягкий знак.)
— Напишите элементы, которые предлагает вам мальчик.
— Напишите букву ь в прописях на с. 30, 31.
(При работе с Пр. 2: с. 4, 5 тетради 4.)
— Напишите букву ь в тренажёре на с. 64.
— Напишите печатную букву ъ.
— Прочитайте приведённые ниже буквосочетания согласных и гласных с мягким знаком и обведите их по контуру.
— Выполните третье задание в учебнике на с. 11. (Названия месяцев с мягким знаком на конце: январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
— Сколько месяцев года имеют на конце мягкий знак?
— Запишите названия месяцев с известными вам буквами в словарик.
— Выполните последнее задание в тренажёре на с. 64. Допишите названия осенних месяцев: «октябрь», «ноябрь».
— Какое время года изображено на иллюстрации на с. 10 учебника?
— Кто изображён?
— Чем заняты лось и заяц?
— Какое время суток изображено?
— Как вы догадались, что это ночь?
— Прочитайте задание под иллюстрацией.
(Коллективное составление сказочной истории, затем ознакомительное чтение.)
— Глазками просмотрите текст под иллюстрацией. Как мы называем такие тексты? (Пословицами.)
— Подчеркните буквы, которые мы с вами ещё не изучали.
— Прочитайте пословицу в самом верху страницы. Это тема нашего урока. Чему эта пословица нас учит?
— Прочитайте текст на с. 11. Как вы его озаглавите? («Лось», «Быстрый лось», «Любимая пища лосей», «Забота о лосях»)
— Почему для лося нет преград?
— Чем питается лось?
— Что мальчики насыпали для лося на пень?
— Запишите слова «лось» и «соль» в прописях на с. 30.
— Напишите предложение. Подчеркните основу предложения. (Анализ предложения обязателен.)
— Прочитайте правило внизу с. 11 учебника.
— Прочитайте слова в верхней части с. 12 учебника.
— В каком случае названия птиц, зверей, рыб имеют на конце слова букву ь? (Когда эти слова стоят в единственном числе, то есть обозначают один предмет.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— В прописях на с. 30 вставьте в слова пропущенную букву и запишите их. (Мель, хорь, моль.)
— Спишите с доски слова.
Гуси — гусь, голуби — голубь, звери — зверь, пни - пень, дни - день.
(Учитель объясняет разницу между единственным и множественным числом.)
— Как вы понимаете выражение «ударили морозы»? (Морозы начались внезапно, с необычной силой.)
— Какое ещё может быть значение у слова «ударили»? (Стукнули.)
— Прочитаем текст на с. 12 учебника.
— Как бы вы озаглавили текст?
— Выполните задания к тексту.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 76. I Прочитайте текст «Ребята-мечтатели».
— Кого мы называем мечтателями?
— Поставьте вопросы к предложениям текста.
(Затем ученики выполняют задания в прописях (Пр. 1) с 31. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 4.)
VII. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнение «Воздушный шарик».)
«Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнение «Губы», а затем задали 2-4, 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 75, 76.)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задание 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 76.)
Ась-ась-ась — ... (в речке плавает карась).
Арь-арь-арь — ... (на стене висит фонарь).
Ать-ать-ать — ... (ночью, дети, нужно спать).
Апь-аль-аль — ... (вот и наступил февраль).
Авь-авь-авь - ... (переправимся мы вплавь).
Ель-ель-ель — ... (мы купили карамель).
Ень-ень-ень — ... (спотыкаемся о пень).
Ерь-ерь-ерь — ... (за собой закроем дверь).
Есь-есь-есь — ... (алфавит изучим весь).
Еть-еть-еть — ... (будем песни громко петь).
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о согласных? (Согласный звучит мягко, если на письме после обозначающей его буквы стоит мягкий знак или буква е, и, я.)
— Кто научился при письме не пропускать мягкий знак?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Нет комментариев. Ваш будет первым!