Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква ь. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь»

Цели: учить работать с текстом; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать навыки чтения слов с буквой ь — показателем мягкости согласных звуков.

Формируемые УУД: выделять в слове корень и окончание; обнаруживать разницу в количестве звуков и букв.

Пропедевтика: однокоренные слова; модель слова (части слова).

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие буквы вы уже знаете? Перечислите.

— Все ли изученные буквы обозначают какой-то звук?

— Какие буквы могут обозначать два звука?

— Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают никакого звука?

Об этом вы узнаете, когда мы изучим новую тему.

II. Актуализация знаний

(Отработка техники чтения: дети читают тексты в задании 10 на с. 74 пособия «Как хорошо уметь читать!». В соответствии с требованиями к обучению смысловому чтению учителю необходимо обращаться к различным видам чтения: изучающему (ищем определённые буквы или орфограммы), выборочному, поисковому (ищем слова с непроверяемыми орфограммами, слова, в которых три слога, и т. д.).)

(Работа с лентой букв на с. 9 учебника.)

— Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

(Затем дети читают слова и тексты на с. 8, 9 учебника. Выделяют в словах слоги, в которых согласный звук произносится мягко. Повторяют случаи, когда буквы я, е обозначают два звука. Вспоминают функцию буквы и — обозначать при произношении мягкость согласных звуков.)

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель показывает картинку с изображением коня.)

— Запишите слово «конь» печатными буквами.

(Ученик работает у доски. Он может написать слово без ь.)

— Прочитайте. Что получилось? (Кон.)

— А нам нужно слово «конь». Какой звук мы слышим на конце этого слова?

— Какие буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков? (И, е, я.)

— Подставьте их в конец слова «конь». Что получилось?

— Какую букву надо поставить в конец слова, чтобы было слово «конь»?

(Хорошо читающие дети могут ответить на этот вопрос верно. Предложите им на наборном полотне показать букву ь. Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Буква без звука

— Выполните второе задание в учебнике на с. 11.

— Сложно было выполнить это задание? Почему?

— Посмотрите на рисунок в красной рамке. Кто там изображён-

- Выполним фонетический разбор слов «гусь», «гуси». Чем похожи и чем различаются схемы этих слов?

- Какие буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков? (Буквы и, я, е.)

- Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв? (Нет.)

- Что вы можете рассказать о звуке [с’]?

- Как вы думаете, почему мы произносим его мягко? (Что-то указывает на мягкость согласного звука.)

В том случае, когда после согласного звука нет гласного, обозначающего мягкость согласного, при написании слова пишется буква мягкий знак - ь. Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

2. Знакомство с буквой ь

Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит.

Слово мягко зазвучит.

А. Шибаев

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 30. К нам сегодня пришёл мальчик, он сел на пень и задумался.

— Как вы полагаете, о чём думает мальчик? (О том, на что похожа буква мягкий знак.)

— Напишите элементы, которые предлагает вам мальчик.

— Напишите букву ь в прописях на с. 30, 31.

(При работе с Пр. 2: с. 4, 5 тетради 4.)

— Напишите букву ь в тренажёре на с. 64.

— Напишите печатную букву ъ.

— Прочитайте приведённые ниже буквосочетания согласных и гласных с мягким знаком и обведите их по контуру.

— Выполните третье задание в учебнике на с. 11. (Названия месяцев с мягким знаком на конце: январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)

— Сколько месяцев года имеют на конце мягкий знак?

— Запишите названия месяцев с известными вам буквами в словарик.

— Выполните последнее задание в тренажёре на с. 64. Допишите названия осенних месяцев: «октябрь», «ноябрь».

— Какое время года изображено на иллюстрации на с. 10 учебника?

— Кто изображён?

— Чем заняты лось и заяц?

— Какое время суток изображено?

— Как вы догадались, что это ночь?

— Прочитайте задание под иллюстрацией.

(Коллективное составление сказочной истории, затем ознакомительное чтение.)

— Глазками просмотрите текст под иллюстрацией. Как мы называем такие тексты? (Пословицами.)

— Подчеркните буквы, которые мы с вами ещё не изучали.

— Прочитайте пословицу в самом верху страницы. Это тема нашего урока. Чему эта пословица нас учит?

— Прочитайте текст на с. 11. Как вы его озаглавите? («Лось», «Быстрый лось», «Любимая пища лосей», «Забота о лосях»)

— Почему для лося нет преград?

— Чем питается лось?

— Что мальчики насыпали для лося на пень?

— Запишите слова «лось» и «соль» в прописях на с. 30.

— Напишите предложение. Подчеркните основу предложения. (Анализ предложения обязателен.)

— Прочитайте правило внизу с. 11 учебника.

— Прочитайте слова в верхней части с. 12 учебника.

— В каком случае названия птиц, зверей, рыб имеют на конце слова букву ь? (Когда эти слова стоят в единственном числе, то есть обозначают один предмет.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— В прописях на с. 30 вставьте в слова пропущенную букву и запишите их. (Мель, хорь, моль.)

— Спишите с доски слова.

Гуси — гусь, голуби — голубь, звери — зверь, пни - пень, дни - день.

(Учитель объясняет разницу между единственным и множественным числом.)

— Как вы понимаете выражение «ударили морозы»? (Морозы начались внезапно, с необычной силой.)

— Какое ещё может быть значение у слова «ударили»? (Стукнули.)

— Прочитаем текст на с. 12 учебника.

— Как бы вы озаглавили текст?

— Выполните задания к тексту.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 76. I Прочитайте текст «Ребята-мечтатели».

— Кого мы называем мечтателями?

— Поставьте вопросы к предложениям текста.

(Затем ученики выполняют задания в прописях (Пр. 1) с 31. При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 4.)

VII. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнение «Воздушный шарик».)

«Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнение «Губы», а затем задали 2-4, 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 75, 76.)

«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задание 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 76.)

Ась-ась-ась — ... (в речке плавает карась).

Арь-арь-арь — ... (на стене висит фонарь).

Ать-ать-ать — ... (ночью, дети, нужно спать).

Апь-аль-аль — ... (вот и наступил февраль).

Авь-авь-авь - ... (переправимся мы вплавь).

Ель-ель-ель — ... (мы купили карамель).

Ень-ень-ень — ... (спотыкаемся о пень).

Ерь-ерь-ерь — ... (за собой закроем дверь).

Есь-есь-есь — ... (алфавит изучим весь).

Еть-еть-еть — ... (будем песни громко петь).

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о согласных? (Согласный звучит мягко, если на письме после обозначающей его буквы стоит мягкий знак или буква е, и, я.)

— Кто научился при письме не пропускать мягкий знак?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Парные глухие и звонкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Гласные звуки. Слова с буквой Э

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Слог как минимальная произносительная единица. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!