Сценарий музыкального досуга в подготовительной группе детского сада
Музыкальный досуг в подготовительной группе детского сада «Как песня с оперой сдружилась»
Оформление зала:
1. Портреты М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.
2. Иллюстрации с изображением:
Березки
Девушки с коровой
Степного простора с летящим жаворонком
Снегурочки
3. «Музыкальный магазин»: ложки, трещотка, бубны, кселофон, треугольники, колокольчики, балалайка, маракасы.
(Под музыку «Как по травкам, по муравкам» (русская народная плясовая) дети входят в зал. Исполняют песню.)
Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас снова в нашей музыкальной гостиной. Рассаживайтесь поудобней и поведем мы с вами неторопливую беседу, музыкальную беседу.
Дети: Му-зы-ка.
Музыкальный руководитель: Музыка-очень емкое понятие, которое включает много жанров. Какие вы знаете музыкальные жанры?
Дети: Песня, танец, марш.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Сегодня мы поговорим о песне. Какие бывают песни?
Дети: Веселые, медленные, быстрые...
Музыкальный руководитель: Хорошо, скажите, а кто сочиняет песни?
Дети: Композитор.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Но есть такие песни, которые сочиняет не один человек, а народ. Как называются такие песни?
Дети: Народные.
Музыкальный руководитель: Народной песне мы и посвятим нашу встречу. О каких песнях пойдет речь, вы догадаетесь сами. Посмотрите, сколько картин в нашей гостиной. Именно они помогут понять содержание и название песни. Что вы видите на этой картине? (Изображена береза.)
Дети: Белоствольная березка, нежная, кудрявая.
Музыкальный руководитель: Скажите, как относились русские люди к березке?
Дети: С давних времен для людей береза была особым деревом, ей воздавали почести, считая, что береза отплатит им добром. Очень любили хоровод водить вокруг березки.
Мальчик:
Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобой, березонька,
Красны девушки в хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Все песни поют.
(Девочки исполняют танец-хоровод «Во поле береза стояла».)
Музыкальный руководитель: Скажите, какие чувства, настроения переданы в этой музыке? Какой характер песни?
Дети: Любовь к русской природе. Красота, нежность березки. Музыка спокойная, напевная.
Музыкальный руководитель: Хорошо. Теперь посмотрим на другую картину. Что здесь изображено?
Дети: Девушка со своей коровушкой.
Музыкальный руководитель: Кто догадался, о какой песне пойдет речь?
Дети: «Ой, вставала я ранешенько».
Музыкальный руководитель: Скажите, какой характер у этой песни?
Дети: Веселый, радостный, шутливый.
Музыкальный руководитель: Народные песни очень разнообразны: они и медленные и быстрые; слагались они давным-давно, но живут и поныне. Почему?
Дети: Потому, что у них простая красивая мелодия. Они передают образ жизни русского народа. Они рассказывают о красоте русской природы.
Музыкальный руководитель: Именно красота русской природы вдохновила многих композиторов на создание песен, романсов о родном крае. Один из них - Михаил Иванович Глинка. Через всю жизнь пронес М.И. Глинка любовь к родной природе, которая окружала его с детства и образы которой он воспевал в музыке. Давайте посмотрим вот на эту картину. Вы, наверное, догадались о каком произведении пойдет речь.
Дети: Это романс «Жаворонок».
Музыкальный руководитель: Мы с вами знаком с этим произведением. Давайте прослушаем его еще раз. Но в этот раз мы будем его слушать с закрытыми глазами. Пожалуйста, постарайтесь представить, что сейчас лето и вы находитесь где-то за городом. Постарайтесь пофантазировать и запомнить эти картинки.
(Звучит аудиозапись.)
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, какие картинки вы увидели Дети: Русское раздолье. Аромат лугов. Просторное голубое небо. Слышно птичье пение, трели жаворонка. Передается ощущение покоя, очарования русской природы.
Музыкальный руководитель: Ребята, может кто-то из вас хочет исполнить эту песню.
(Индивидуальное исполнение песни по желанию детей.)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, помимо картин в нашей гостиной разместился интересный уголок, похожий на магазин.
А магазин-то не простой, - уникальный.
Называется магазин - музыкальный.
Ребенок:
На витрине магазина
Инструментов всех не счесть:
Балалайка, треугольник,
Даже кселофон здесь есть.
Скрипка, бубны, маракасы,
Ложки очень хороши.
И веселая трещотка –
Выбирайте для души!
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, почему в нашей гостиной разместился такой интересный магазин?
Дети: Потому, что инструменты в этом магазине народные.
Музыкальный руководитель: Правильно. Русский народ любит сопровождать пение, танцы игрой на музыкальных инструментах.
Выходи, народ, скорей,
Заиграй-ка веселей.
(Звучит мелодия «Ах вы, сени».)
Музыкальный руководитель: Ребята, мелодия какой песни прозвучала?
Дети: «Ах вы, сени».
Музыкальный руководитель: Скажите, какая эта песня по характеру?
Дети: Веселая, звонкая, радостная, хочется плясать.
Музыкальный руководитель: Все время мелодия звучала одинаково?
Дети: Нет. Она звучала то тихо, то громко, то медленно, то быстро.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы еще раз убедились, насколько разнообразен мир народной песни. Поэтому русские композиторы использовали их в своих произведениях, украшали ими оперы. Что такое опера?
Дети: Это музыкально-театральное произведение, в котором вместо разговора звучит пение.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Во многих операх хороводные песни легко «сдружились» с оперными ариями. О какой опере пойдет сейчас речь, вы догадаетесь сами. (Картина с изображением Снегурочки.)
Дети: Опера «Снегурочка» композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Н.А. Римский-Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не изменил мелодию, слова. Это хороводная песня «Ай, во поле липенька». Давайте вместе исполним эту песню.
(Исполняется песня «Ай, во поле липенька».)
Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Плавная, нежная, весенняя. Льется, словно ручеек.
Музыкальный руководитель: Но, чтобы мелодия зазвучала в опере еще красивее, композитор украсил ее распевами разных голосов. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись.) Скажите, какие голоса вы услышали?
Дети: Женские, мужские, голоса солистов.
Музыкальный руководитель: Как называется звучание многих голосов?
Дети: Хор.
Музыкальный руководитель: Действительно, мы прослушали пение хора и солистов. Солистами были Снегурочка и Лель. Какие интонации вы услышали?
Дети: Мягкие, нежные.
Музыкальный руководитель: Скажите, а когда происходит эти события оперы - сказка «Снегурочка»?
Дети: Весной.
Музыкальный руководитель: Правильно, Весной оживает вся природа. Народ радуется пробуждению, обновлению. Всю свою радость отражает в песнях, хороводах, играх. Я думаю, вы тоже согласны поиграть.
Эй, ребята, не зевай Да горелки начинай.
(Дети играют в игру «Горелки».)
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в мир народной песни. Я, думаю, что народная песня будет вашим постоянным спутником, который принесет только радость и удовольствие.
Рекомендуем посмотреть:
Инсценировка музыкальной сказки в детском саду в подготовительной группе
Сценарий музыкального праздника в старшей группе детского сада. Пушкин
Интересный сценарий музыкальной сказки для детей дошкольников старшей - подготовительной группы
Нет комментариев. Ваш будет первым!