Сценарий музыкального праздника в старшей группе детского сада. Пушкин

Музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Наш Пушкин»

Действующие лица:

Взрослые - ведущая, Арина Родионовна

Дети - три девицы, царевич, белочка.

Костюмы: Белочка - шапочка, юбочка с хвостом, варежки. Царевич - белая расшитая рубаха, желтая мантия. Девицы – русские сарафаны, головные повязки. Арина Родионовна - длинная темная юбка, полотняная, длинная рубаха, на голове повой, сверху платок. Девочки - белые платья. Мальчики - черные брюки, белые рубашки, «бабочки».

Оформление зала: на центральной стене зала - портрет А.С. Пушкина; выставка книг со сказками поэта. С одной стороны от центральной стены стоит ширма с изображением моря и бочки, с другой - стороны уголок Арины Родионовны - прялка и столик, на котором стоит зажженная свеча.

(Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. «Мы слушаем музыку», кассета № 3, составитель О.П. Радынова.)

Ведущая: Мы не можем себе представить нашу жизнь без творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки известны и любимы нами уже с детства.

Родился поэт в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково мамушкой.

Дети, помните, как ее звали - величали?

Дети: Арина Родионовна.

Ведущая:

А кто он ей?

Не сын, не внук –

Дитя господское.

И все же Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши.

Дай, бог, им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души.

Но этот был ее любовью.

И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч.

Ее питомец неняглядный. (Т. Веселова)

Давайте попробуем представить, как Арина Родионовна сказки рассказывала.

(В зал входит Арина Родионовна.)

Арина Родионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич Пушкин был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая кругом красота! А то и песенку спою.

(Арина Родионовна поет песню «Жаворонок в небе» музыка В. Иванникова, слова Т. Башмаковой.)

Между собой богатые тогда люди говорили по-французски и маленького Сашеньку к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич Пушкин больше со мной любил поговорить.

Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово какое-нибудь пропустить.

Ведущая: Ребята, а вы хотите услышать сказку?

(Арина Родионовна садится за прялку.)

Арина Родионовна: Ну что же, слушайте сказку и помогайте ее рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили- были три девицы. Какими они были красавицами. Бывало весной только травка зазеленеет, цветочки распустятся, наденут они яркие сарафаны, да и заведут хоровод.

(Входят три девицы, в руках ветки, приглашают всех в хоровод. Взрослые образуют внешний круг, а дети - внутренний.

Исполняется хоровод «Веснянка» на музыку А. Филиппенко, слова Н. Френкель. После хоровода цветы ставят в вазу, девицы берут ткацкие рамки, садятся на стульчики рядом с Ариной Родионовной и заводят разговор (из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина).)

Арина Родионовна:

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

1-я девица: «Кабы я была Царица, -

Арина Родионовна:

Говорит одна девица, -

1-я девица:

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

2-я девица: «Кабы я была Царица, -

Арина Родионовна:

Говорит ее сестрица, -

2-я девица:

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

3-я девица: «Кабы я была Царица, -

Арина Родионовна:

Третья молвила сестрица, -

3-я девица:

Я б для батюшки-царя

Родила б богатыря».

(Три девицы исполняют колыбельную «День растает, ночь настанет» на музыку Р. Паулса, русский текст О. Петерсон.)

Арина Родионовна: Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой, завидуя невестке - царице решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика и послала гонца известить царя. Но сватья Бабариха задержала его и поменяла письмо, где было написано, что родила Царевна неведому зверюшку. Царь опечалился и с тем же гонцом отправил письмо, где говорится, что он приедет и все решит сам. Бабариха опять подменила письмо и написала Повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить их в море». Так и сделали.

(Звучит аудиозапись фрагмента «Море» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Из-за декорации «Море» в вырезанном отверстии дна бочки появляется мальчик-Царевич.)

Царевич:

Ты, волна, моя волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу.

Арина Родионовна:

И послушалась волна,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько...

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко.

Царевич: Как бы здесь на двор окошко нам проделать?

Арина Родионовна: Молвил он. Вышиб дно и вышел вон. И вот они смотрят и видят город, а в том городе чудеса.

Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын решил построить город. С благословения матери город был построен. Много чудес было в этом городе!

Вот оно чудо! Помните пушкинские стихи про белку?

Белка там живет ручная.

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

(Звучит аудиозапись фрагмента «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

Девочка в костюме Белочки исполняет «Танец-импровизацию с погремушками».)

Арина Родионовна: Ай да белка! Чудо, да и только!

Ведущая: Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня. Открывается тетрадь стихами:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте вспомнить названия сказок.

(Ведущая проводит конкурс, предлагая детям по следующим фразам назвать сказки А. С. Пушкина.)

«Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать»

(«Сказка о золотом петушке»)

 

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 

«Жил, старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит»

(«Сказка о царе Салтане»)

(Победителям конкурса Арина Родионовна раздает призы - открытки, выполненные техникой аппликации, с сюжетами сказок поэта.)

Ведущая:

Прошел хоровод из сказок,

Но пушкинская муза не молчит.

И снова мы в далеком прошлом,

И снова музыка звучит.

Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Вот как описывает свои впечатления от бала Александр Сергеевич.

Ребенок:

Музыки грохот, свеч блестанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражают вдруг.

Ведущая: Открывал любой бал великолепный полонез.

(Звучит «Полонез» музыка Ю. Слонова. Дети парами идут по залу, выполняют перестроения. Исполняется танец «Менуэт» музыка JI. Боккерини.)

Ведущая: А.С. Пушкин, бывая на балах, с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.

Ребенок:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

(Девочки танцуют «Вальс» на музыку П. Чайковского из «Детского альбома».)

Ведущая: Следующий танец - полька. Танец с легким и беспечным характером. Танцевали его с удовольствием как на балах, так и на крестьянских праздниках.

Ребенок:

В галопе дружно скачут пары

И щеки полыхают жаром.

Сюда гусары отпускные спешат явиться,

Прогреметь, блеснуть, пленить и улететь.

(На этот танец дети приглашают гостей праздника. Звучит «Детская полька» музыка М. Глинки.)

Ведущая: А.С Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили «выехать в свет». Это значит бывать и в салонах. Салон - это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал может тоже на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи А.С. Пушкина, у каждого из них есть самые любимые.

(Родители начинают читать стихи А.С. Пушкина.)

Ведущая: Поэзия А.С. Пушкина созвучна с музыкой. Многие русские композиторы обращались к стихам поэта и сочиняли к ним музыку. Послушайте романс «Я помню чудное мгновенье» на музыку М. Глинки.

Ведущая: Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени. закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным А.С. Пушкину.

К чему поэту пьедестал?

Не вечен камень пьедестала.

Суть в том, кем для России стал

Кудрявый правнук Ганнибала.

Вчитаемся в черновики

И письма перечтем, - и все же

Нас тайна пушкинской строки,

Как в детстве, дразнит и тревожит.

Лишь он мог так шутить хитро,

Влюбляться озорно и нежно.

Так лишь его могло перо

Грустить светло и безнадежно.

И на вопрос: «Кто наш поэт?» -

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

(Т. Кузовлева)

Ведущая: Приглашаем всех посетить выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина. Под звуки музыки М. Глинки «Вальс-фантазия» все уходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Досуг по ПДД в старшей группе детского сада

Инсценировка сказки В. Сутеева для детей 5-7 лет

Сценарий развлечения в старшей группе детского сада

Музыкальный праздник в старшей группе

Сценарий праздника по правилам дорожного движения для старшей группы ДОУ

Нет комментариев. Ваш будет первым!