Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок - будущий первоклассник»

Сценарий родительского собрания на тему «Ваш ребенок — будущий первоклассник» с участием педагога-психолога

Материалы и оборудование: видеоматериалы с записью группового интервью детей, письма родителям, написанные педагогами со слов детей, памятки для родителей.

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас видеть и благодарим за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Но вначале поприветствуем друг друга.

Приветствие родителей «Перекличка»

Педагог-психолог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака и попугай Кеша? Он очень много помогает маме по хозяйству, ходит в спортивную школу» или: «Есть ли у нас родители девочки, у которой живут дома черепаха и кошка Муся? Она любит петь, танцевать, посещает театральную студию и с удовольствием слушает сказки. Ее любимая сказка «3олушка»». Родители прослушивают рассказ о ребенке и догадываются, о ком идет речь.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках» — цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Примерные вопросы:

• Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребенок в первом классе?

• Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?

• Сколько педагогов обучает ребенка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребенка в 1-м классе?

(Родители отвечают, педагог либо подтверждает, либо опровергает их.)

Просмотр фрагмента видеозаписи

Родителям предлагается просмотреть видеозапись группового интервью с детьми, содержащего мнение детей по поводу того, что изменится в их жизни с переходом в школу.

Вывод. Для первоклассника многое оказывается новым, и поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. О наличии у ребенка проблем свидетельствуют ряд признаков, с которыми вы можете познакомиться в памятках с описанием признаков нарушения адаптации в школе. (Родителям раздаются памятки.)

Примерное содержание памятки

О нарушении адаптации ребенка в школе могут свидетельствовать следующие признаки:

✓ Усталый, утомленный внешний вид.

✓ Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

✓ Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

✓ Нежелание выполнять домашние задания.

✓ Негативные характеристики в адрес школы, учителей одноклассников.

✓ Жалобы на те или иные события, связанные со школой. J Беспокойный сон.

✓ Трудности утреннего пробуждения, вялость.

✓ Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Итак, вы почувствовали, что у вашего ребенка с переходом в 1-й класс могут возникнуть проблемы. Я предлагаю вам поделиться своими переживаниями и обсудить их.

Упражнение «Откровенное сердце»

Родители по очереди передают друг другу «сердечко» — символ откровенности — и говорят о своих проблемах, страхах, тревогах.

Упражнение «Знакомство с другом»

Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, которыми дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства

Вывод. Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дошкольники делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные, привлекают внимание шутовством, драками и т. д.

Упражнение «Лучший друг»

Родителям, находясь в роли детей, нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться, и ребенка, с которым общаться не хочется. Подумать, какому портрету ближе собственный ребенок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.

Вывод. Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.

Упражнение «Образцовый ребенок»

Нужно подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном цветном листе бумаги. Затем родители обсуждают их, ранжируют по степени значимости и листки вывешиваются на доске. Например: уважение к себе, уважение к окружающим, доброта, честность, любовь, ответственность, отзывчивость, любознательность, порядочность, волевые качества, самостоятельность, трудолюбие, старательность, уверенность в себе, понимание других.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения детей в школе. Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают многие первоклассники. В свою очередь родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям

«Открытое письмо родителям»

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребенка. Его прочтение осуществляется под легкую инструментальную музыку.

Письмо родителям может начинаться так:

• Больше всего в школе мне понравится...

• Мне не понравится, если на уроках...

• Когда я делаю домашние задания, мои родители...

• Я очень хочу, чтобы мои родители...

• Я думаю, что в 1-м классе...

• Мне очень хочется рассказать родителям, что в школе я…

Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому для многих вполне естественен вопрос — а как можно помочь ребенку-первокласснику? Прежде всего родителям нужно уметь видеть проблемы ребенка. Собственно, о них мы уже говорили сегодня, и все они отражены в памятке, которую мы подготовили для вас. И конечно же, очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.

Просмотр видеозаписи

В заключение родителям предлагается посмотреть видеозапись группового интервью, содержащего ответы детей на вопрос «Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть, даже что-то искренне пообещать?»

Психолог благодарит родителей за работу, желает успехов в воспитании детей и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество.

Рекомендуем посмотреть:

Игра путешествие по экологии в подготовительной группе совместно с родителями

Игры на развитие логическое мышления детей 5 - 6 лет

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. Праздники в детском саду

Развивающие игры для детей 5-7 лет

Родительское собрание - практикум в подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!