Развивающие игры для детей 5-7 лет
Игры для подготовки детей к школе
Познавательные игры и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста
Всем хорошо известно, что обучение детей, особенно дошкольного возраста, происходит через игру. Если я своей 7-летней дочери говорю: «Прочитай мне две страницы этой сказки!», она обязательно скажет: «Мама, я очень устала, сейчас не могу, хочу полежать (поесть, попить, поспать)». Если у ребенка не возникает никакого желания читать, значит, мотивация нулевая. Конечно, можно надавить, можно уговорить, но все это будет не его собственным желанием, а навязанным извне. Поэтому приходится подключать воображение, бросать домашние дела и перестраиваться на игру. «А давай, — говорю я, — мы с тобой будем по телефону разговаривать (один игрушечный телефон стоит в детской, другой — в гостиной). Я тебе буду загадку из книжки загадывать, а ты — мне. Я прочитаю отрывок из сказки, а ты угадай, как она называется. Потом мы меняемся ролями». На лице дочери появляется улыбка, она радостно бежит налаживать телефонную линию, берет стопку книг и оживленно беседует. Пробудился интерес. И даже больше. Наша игра через пару дней имела неожиданное продолжение.
Дочь пригласила меня на спектакль, где она была и режиссером, и актером, и изготовителем кукол. «Ты ведь не будешь смеяться?» Делаю очень серьезное лицо. На импровизированной сцене начинается сказка: «Жили-были Дед Мороз и Снегурочка. И вот однажды собрались они детям подарки развозить. Дед Мороз и говорит Снегурочке: „Собери, доченька, все подарки в мешок, а я пока вздремну часок“». «Дедушка Мороз» с грохотом заваливается на кровать. «Ты поспи-поспи, Дедушка Мороз, — говорит Снегурочка,— только не храпи очень!» Тут, конечно, мне смешно стало, и серьезность улетучилась. «Представление окончено!» — заявил обиженно ребенок. Пришлось долго объяснять, что смеются зрители не над актером, исполняющим роль, а над самим персонажем, который себя забавно ведет. И что сказки бывают разные. В общем, спектакль успешно продолжился, и ребенок уже сам смеялся над своими удачными находками
Почти у всех детей с 4—5 лет можно заметить склонность к тому или иному виду деятельности. Предпочтения выражаются в том, что ребенок посвящает любимому занятию все свободное время. Моя дочь, например, уже с 2 лет рисовала. Рисунки были повсюду: в альбомах, блокнотах, на стенах и шкафу, на бумажных салфетках, столах, одежде, запотевшем стекле и пр. Сейчас ей 7 лет, но почти ничего не изменилось. Среди ее многочисленных «почеркушек» есть очень своеобразные, оригинальные и талантливые рисунки. Мы бережно сохраняем все лучшие работы. Это увлечение дочери поддерживают все члены семьи, которые регулярно дарят ей бумагу, краски, ручки, фломастеры и т. д.
Помимо явно предпочитаемых занятий, все дети любят пробовать что-то новое, экспериментировать. Идеи обычно черпаются из книг или фильмов. Кто не любит книги о приключениях!? Редкая приключенческая история обходится без поиска клада.
Клад обычно ищут по карте. Карту смастерить можно самим, после того как клад будет спрятан на улице, неподалеку от дома. В качестве клада может выступать копилка с небольшой денежкой, сладости, игрушка и пр.
Конечно, просто так искать клад скучно, поэтому лучше всего, чтобы поиски сокровищ были составной частью придуманной совместно с ребенком истории. Вы одновременно развиваете у ребенка речь, мышление, воображение, тренируете память и умение ориентироваться в пространстве.
Когда однажды мы с дочерью отправились искать клад в сумерках с фонариком, было очень ветрено и наша план-схема улетела. И дочь в очередной раз поразила меня точной фотографической памятью. Она в мельчайших подробностях запомнила схему, которая была у меня только что в руках. Я же, кроме направления движения, ничего не могла воспроизвести. Конечно, для ребенка эта ситуация более значима, поэтому резко увеличивается объем запоминаемого материала. К тому же сильно выраженная мотивация — достижение цели — способствует успешному решению задачи, ведь клад — это лучшая награда за преодоление трудностей для детей.
После того случая дочь часто просит меня спрятать к ее приходу какой-нибудь «секретик». Все «секретики» я сопровождаю записками, без которых не понятно, что именно там находится и что с этим делать. Поэтому ребенок сначала читает текст, причем с удовольствием, потом изучает содержимое «секретика». Обычно речь идет про новую интересную игру, которую мы додумываем на ходу.
Однажды мы решили попробовать написать таинственное письмо, которое может прочесть не каждый, а только тот, кто знает способ его расшифровки. Взяли кисточку, молоко и лист белой бумаги. Я попросила дочь обмакнуть кисточку в молоко (лучше жирное) и написать мне на листе послание, а сама отвернулась. Потом письмо требовалось высушить. Я спросила ребенка: «Как ты думаешь, смогу я прочитать, что тут написано?» Дочь отрицательно покачала головой. Мы пошли за утюгом, нагрели его и осторожно стали проглаживать лист бумаги. И, о чудо, все буквы, как в волшебной сказке, проявились. Что же там было написано? Не могу сказать. Это же секретное письмо...
Вспоминаю также, что как-то моя дочь, придя из школы, неожиданно сообщила, что ее любимые кукурузные палочки, оказывается, можно не только есть, с ними можно проводить опыты. Хитро посмотрев на меня, она взяла банку, брызнула туда немного духов, бросила кукурузные палочки и плотно закрыла крышку. Через несколько минут она принесла мне банку со словами: «Отгадай, там пахнет моими духами или нет?» — «Конечно, да», — ответила я. — «А вот и нет!» — воскликнул радостно ребенок и протянул мне понюхать банку. Запах духов исчез. Но куда? Все просто, его поглотили кукурузные палочки.
Эксперимент — это не развлечение, а способ познания окружающего мира, способ развития мышления. Если регулярно проводить с детьми маленькие эксперименты, то у ребенка вырабатывается привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы с помощью небольших опытов. Дети в возрасте 5—6 лет уже способны к прогнозированию результатов.
Например, вы можете вместе посадить лук на подоконнике и спросить ребенка, какими будут перья лука через неделю. Лучше, если все члены семьи нарисуют свои представления на бумаге, а через положенное время можно будет узнать, кто был более точен.
Обязательно учите детей фиксировать результаты экспериментов (самый простой способ — зарисовка), анализировать их, делать выводы, описывать.
И всегда помните: чем сложнее становятся эксперименты, чем самостоятельней в них ребенок, тем важнее соблюдение правил безопасности.
В настоящее время издано много книг, где подробно описываются игры-эксперименты с детьми дошкольного возраста.
Приведу в качестве примера наиболее простые из них, которые можно проводить в домашних условиях.
Игра «Что звучит?»
Заранее покажите ребенку, какие звуки могут издавать различные предметы (например, на кухне). Это могут быть кастрюли, сковородки, крупа в банке и т. п.
Затем попросите ребенка отвернуться (или завяжите ему глаза платком или шарфом) и предложите определить, какой предмет «звучит».
Игра «Вкусно – невкусно»
Приготовьте заранее все, что будет дегустировать ребенок: очищенные апельсин, лимон, яблоко, банан, а также соль, сахар.
Ребенок закрывает глаза (или завяжите ему глаза платком или шарфом) и на вкус определяет, что ему предложили попробовать.
Игра «Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек сложите различные небольшие предметы, знакомые ребенку (кубик, карандаш, фонарик, мелкие игрушки и т. п.).
Предложите ему на ощупь определить, что лежит в мешочке.
Делаем мыльные пузыри
Игра «Как получается мыльный пузырь?»
Заранее подготовьте жидкое мыло, петлю из проволоки с ручкой, стакан, воду, чайную ложку. Попробуйте с ребенком изготовить мыльные пузыри. Для этого берут стакан,
смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. «Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь».
Игра «Какой формы мыльные пузыри?».
Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри. «На что похож получившийся пузырь? Какой он формы? Какие цвета можно увидеть на его поверхности?»
Опыт с воздушным шариком
Приготовьте воздушный шарик. Налейте в бутылку емкостью 0,5 или 0,7 л 10—15 столовых ложек раствора уксусной кислоты (8 % и менее). Наденьте на горлышко бутылки воздушный шарик и убедитесь, что с ним пока ничего не происходит.
Снимите шарик. Аккуратно насыпьте в него 5—8 чайных ложек соды. Наденьте шарик на горлышко бутылки так, чтобы сода не высыпалась. Пальцами одной руки плотно прижмите «горловину» шарика к горлышку бутылки, а другой — поднимите шарик, чтобы сода высыпалась в уксус. Наблюдайте вместе с ребенком, как надувается шарик.
Расскажите ему, что произошла химическая реакция: уксусная кислота соединилась с содой. В результате этой реакции получился углекислый газ, который надул шарик.
Внимание! Ни в коем случае не разрешайте ребёнку вдыхать газ из шарика! Газ, выпущенный из шарика в помещении, не опасен.
Игра «Театр теней»
Большое удовольствие доставит ребенку театр теней. Сейчас можно купить готовый театр теней или изготовить его самим, вырезав сказочных персонажей из картона. Героев вашего спектакля могут изобразить... ваши руки (теневой пальчиковый театр). Это замечательное занятие, которым, кстати, можно увлечь всю семью, поможет объяснить ребенку, что такое тень и как она образуется.
Если в темноте включить в комнате настольную лампу и поместить руку перед ней и стеной, то мы увидим тень.
Свет, а вернее, его лучи, распространяются прямо и не могут «заворачивать» за предметы. Если лучи встречают на своем пути преграду, сквозь которую не могут пройти, с обратной стороны преграды образуется тень. Покажите ребенку любую знакомую сказку или сочините свою.
Моя дочь, например, сочинила такую сказку. Она вырезала из черного картона волка и зайца. Заранее сообщила, что волк у нее добрый. Мы выключили свет, и представление началось. «Жили-были волк и заяц. Вот идет как-то волк по лесу и вдруг видит зайца. А заяц как встретился с волком, сразу задрожал весь и просит: „Не ешь меня, волк, я тебе другом буду!“ — „А я и не хочу, я пирожками объелся, я их 20 штук съел!“» Кстати, подобные сказки, которые ребенок сочиняет самостоятельно, являются прекрасным способом снять детские страхи. Моя дочь, к слову сказать, боится темноты и злых сказочных героев. Вот она и превратила волка в добродушного обжору.
Игры с водой для детей
Дети, как известно, любят играть с водой. Существует много игр, знакомящих с удивительными свойствами воды.
Плавучесть — это способность предмета, погруженного в воду, сохранять равновесие.
Вы можете продемонстрировать ребенку, как ведут себя в воде различные предметы. В таз с водой бросайте разные предметы (камешки, монеты, мелкие игрушки, бумажные кораблики и т. п.). Обратите его внимание, что легкие предметы не тонут, в отличие от тяжелых.
Также вы можете рассказать ребенку, что вода может быть в трех агрегатных состояниях: жидком (вода), твердом (лед) и газообразном (пар). Это не сложно продемонстрировать, показав ему струйку пара над кипящим чайником, лед из холодильника.
Превращения воды вы легко можете продемонстрировать зимой. Принесите с улицы снег, положите его в кастрюлю и примните хорошенько. Отметьте маркером уровень снега. Оставьте кастрюлю в комнате. Когда снег растает, отметьте уровень воды в кастрюле. Он ниже, чем был уровень снега. Поставьте воду в кастрюле на плиту.
Вода в кастрюле закипает и превращается в пар. Заметьте, что, если воду кипятить долго, ее в кастрюле становится заметно меньше.
Игра «Удивительный прибор»
Современные дети хорошо знакомы с миром техники: сегодня в магазине игрушек можно купить и микроскоп и телескоп. Хорошо, если у вашего ребенка есть такие игрушки.
Но удивительные открытия можно сделать и с помощью лупы. Приготовьте или предложите ребенку найти предметы для рассматривания.
Предложите ему поделиться своими впечатлениями. Расскажите, где используют лупу (рассматривают марки, археологические находки, чинят часы и электронику).
Если у вас будет такая возможность, обязательно покажите ребенку что-нибудь под микроскопом.
Игра "Свет мой, зеркальце, скажи…"
Интересным объектом для изучения может стать обычное зеркало, которое найдется в каждом доме. Вспомните вместе с ребенком, в каких сказках встречается зеркало. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла и др.)
Расскажите ему, что зеркалами люди пользуются с древних времен. Сначала их делали из серебра, меди или бронзы, позже — из стекла.
Изображение в зеркале называется отражением. Если поднять левую руку, наше отражение «поднимает» правую руку. Отражение показывает все наоборот. Лучи света, идущие от предмета, попадают на зеркало, потом отражаются от поверхности зеркала и попадают нам в глаза.
Наверняка вы пускали с ребенком солнечных зайчиков. И при этом использовали зеркало. Солнечные зайчики — лучи солнца, которые отражаются на гладких полированных поверхностях, а прыгают они, потому что эти поверхности движутся.
Фокусы со стаканом
Налейте в стакан воды. Положите на него ровный (немятый) лист бумаги. Положите на лист свою ладонь и, прижимая лист к ободку стакана, переверните стакан. Возьмитесь за стакан сверху и осторожно уберите ладонь.
Несмотря на то, что стакан перевернут, вода из него не выливается: хотя мы и не замечаем давление воздуха, но оно существует, и этот опыт — тому доказательство. Воздух, как и вода, давит не на опору, а во все стороны равномерно. Лист не падает именно потому, что на него снизу действует давление воздуха, и оно больше, чем давление воды в стакане.
Для следующего опыта приготовьте заранее небольшую игрушку или деталь от конструктора (она должна тонуть в воде) и трубочку для коктейля (с «гармошкой», чтобы ее легко было согнуть). Вымойте игрушку с мылом. В глубокую тарелку налейте 2/3 стакана воды. На дно, ближе к краю тарелки, положите маленькую игрушку. Скажите ребенку, что вы достанете игрушку, не опуская рук в воду.
Согните трубочку для коктейля, придерживая, поставьте ее в тарелку так, чтобы оба конца были в воздухе, а «гармошка» касалась дна. Длинный конец трубочки должен остаться у вас в руках. Возьмите стакан, поставьте его вверх дном в тарелку с водой, накрыв им короткий конец трубочки. При этом стакан не должен закрывать игрушку.
С помощью трубочки втягивайте в себя воздух из стакана. Вода из тарелки устремится в перевернутый стакан, и игрушку можно будет взять, не замочив рук.
Когда вы вдуваете в себя воздух, давление оставшегося под стаканом воздуха становится меньше атмосферного давления. Поэтому атмосферный воздух вытесняет воду в стакан, стараясь давление выровнять.
Опыт «Подводная лодка»
Заранее подготовьте крепкий раствор соли. Нагрейте воду, в которой будете растворять соль, и понемногу, помешивая, сыпьте соль до тех пор, пока она растворяется. Остудите раствор. Возьмите свежее сырое яйцо, опустите его в емкость с чистой несоленой водой. Если яйцо утонуло, оно подходит для нашего эксперимента.
Налейте в одну стеклянную банку чистую воду, а в другую — приготовленный соленый раствор. Опустите яйцо в чистую воду — оно утонет, опустите в соленую — яйцо будет плавать на поверхности.
Оставьте полбанки чистой воды и положите в нее яйцо. Понемногу подливайте в банку соленую воду (можно добавлять ее столовой ложкой). Если вы достаточно терпеливы, наступит момент, когда яйцо поднимется и окажется внутри раствора.
Будет ли тело, помещенное в жидкость, плавать, зависит не только от плотности самого тела, но и от плотности жидкости. Растворив соль в воде, мы увеличили плотность воды. Чем выше плотность жидкости, тем легче в ней плавать. Поэтому плавать в морской воде проще, чем в пресной.
Опыт «Может ли газета сломать линейку?»
Для этого опыта вам понадобятся 2 длинные деревянные линейки или линейка и палка, большой лист газеты.
На сухой чистый стол положите линейку так, чтобы около 1/3 линейки выходило за край стола. Разверните газету (она должна быть немятой) и положите ее на линейку. Газета не должна свисать со стола.
Сначала медленно ударьте второй линейкой по выступающему краю первой. Ничего особенного не произойдет — линейка поднимет газету, но останется целой. Поправьте линейку на столе, пригладьте газету, убедитесь, что газета целая, без надрывов, что она плотно прилегает к столу и к линейке. Тщательно разгладьте газету сверху.
Теперь резко ударьте по линейке. Газета осталась целой, а линейка, которая лежала на столе, сломалась.
Если ударить по линейке медленно, край газеты успевает подняться и впустить воздух. Воздух давит во все стороны равномерно, давление воздуха на газету сверху компенсируется давлением воздуха на газету снизу. В этом случае линейка не сломается. Если ударить по линейке, лежащей на столе, резко, то она сломается, потому что на нее в этот момент давит не только лист газеты, но и вся толща атмосферы.
Опыт. Секретное письмо
Налейте в блюдце немного молока. Обмакните ватную палочку в молоко и на листе бумаги напишите «письмо» ребенку. Если он еще не читает, нарисуйте что-нибудь. Оставьте лист на столе — пусть он просохнет при комнатной температуре.
Если нагреть его, подержав у лампочки настольной лампы, то на бумаге появится надпись.
Кроме молока, для секретного письма можно использовать лимонный и луковый сок. Ещё можно писать картофельным соком (или просто развести холодной водой немного крахмала), а «проявлять» надпись йодом.
По материалам книги Е. И. Шапиро "Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе"
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие внимания и памяти 5 лет
Словесные игры для детей средней группы детского сада
Игры на развитие правильной речи у детей 4 - 6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!