Игры на развитие правильной речи у детей 4 - 6 лет

Игры на развитие правильной речи у детей 4 - 6 лет

Игры, способствующие улучшению артикуляции и речи.

Игры при неправильном прикусе

За мною повтори

Цель игры: развитие артикуляции и речевого слуха, памяти.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением ребенка, волка, мышки, тигра, различных птиц.

Рекомендации: первое время играйте медленно, впоследствии усложняйте задание. Для игры используются стихотворения для развития артикуляции из главы «Бабушкин сундук ».

Ход игры: покажите ребенку рисунки и пропойте (мотив произвольный):

Ребенок плачет: «А-а-а-а», Волк воет: «У-у-у-у», Мышка пищит: «И-и-и-и», Тигр рычит: «Ы-ы-ы-ы», У девочки болит живот: «О-о-о-о».

Ребенку необходимо выполнить несколько заданий.

1-й вариант. Мама или папа поет, а ребенок повторяет и угадывает, кто так поет.

2-й вариант. Ребенок изображает, как поет каждый, кого он видит на рисунке.

3-й вариант. Мама или папа поют песенки, а ребенок должен угадать, кто пел первым, кто за ним и т. д.

4-й вариант. Более сложное задание: выучить стихотворение о том, как поют птицы, и постараться воспроизвести их пение.

Затоковал

Глухарь-болтарь:

Карь-карь-карь!

На току слышен ор —

Глухариный хор-хор-хор!

Участвуйте с ребенком в разучивании стихотворений, произносите слова четко и ясно, чтобы малыш мог воспроизвести стихотворение и звуки.

Хвалите ребенка за правильное произношение.

Скороговорки

Цель игры: развитие артикуляции, укрепление мышц языка, нижней челюсти, губ.

Рекомендации: разучивайте скороговорки сначала медленно, проговаривая каждое слово, впоследствии увеличивайте темп.

Ход игры: в игре принимают участие несколько человек, которые садятся в круг. Сначала разучивают скороговорку.

У Василиски — глаза лиски,

А у лиски — глаза Василиски.

После того как все выучили скороговорку, каждый ее произносит. Кто произнес скороговорку правильно и без ошибок, тот победитель.

Можно предложить другой вариант: в течение 1 мин произнести правильно скороговорку несколько раз. Кто больше всех раз произнес скороговорку, тот и победитель.

В дальнейшем игра усложняется: за определенное время каждый из играющих должен произнести несколько скороговорок, которые он знает. Скороговорки должны быть выговорены правильно и быстро.

Проигравшие поют песню или читают стихи.

Родителям на заметку. Скороговорки доставляют ребенку массу положительных эмоций. Умение с юмором относиться к своим маленьким неудачам позволяет в дальнейшем не унывать и при больших трудностях.

Развиваем слух: громко – тихо, высоко - низко

Цель игры: игра на различие высоты и громкости голоса, развитие слухового внимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением животных (мамы с детенышами): лошадь и жеребенок, собака и щенок, кошка и котенок и т. д.

Ход игры: предварительно папа или мама изображают, как кричат взрослые животные (голос более низкий) и детеныши (голос более высокий).

Вопрос взрослого: «Кто кричит — мама или детеныш?» (взрослый изображает то детеныша, то его маму, а ребенок называет и показывает соответствующую картинку).

Взрослые и ребенок меняются местами. Теперь ребенок изображает животных, а мама или папа угадывает, кто так говорит.

В конце игры обязательно похвалите ребенка. Каждый раз вводите все новые и новые персонажи, усложняйте игру: неожиданно для ребенка изобразите, как кричит незнакомое для него животное, и попросите, чтобы он угадал, это кричит животное взрослое или его детеныш.

Сом – дом – ком (упражнения на развитие слухового внимания)

Цель игры: развитие слухового внимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением дома, рыбы сома и снежного кома.

Рекомендации: слова произносятся четко, по мере усвоения игры темп ускоряется.

Ход игры: Вы берете в руки картинки и рассказываете, что на них изображено:

Это — рыба, рыба сом.

Это — снежный, снежный ком.

А это — дом, красивый дом.

Вы задаете ребенку вопрос: «Покажи, где дом, где ком, где сом?»

Следующий этап: вы просите малыша повторить за вами: «Повторяй за мной: сом — дом — ком, а теперь: ком — сом — дом, далее дом — ком — сом и т. д. Если ребенок справляется с заданием быстро, увеличивайте темп. Если же малыш с заданием не справляется, называйте слова и одновременно показывайте картинки. Обязательно хвалите за удачные попытки, всячески вселяйте в ребенка уверенность в своих силах. Можно использовать и другие группы слов.

Вол — кол — пол.

На лугу пасется вол.

У забора стоит кол.

В доме деревянный пол.

 

Еж — ерш — уж.

Этот клубочек — еж.

Это — колючий ерш.

Это не змея, а уж.

 

Лень — пень — день.

Солнечный день.

На поляне пень.

У мальчика лень.

 

Лень — лань — линь.

Быстрая, красивая лань.

В озере рыба живет линь.

На печи лежит лень.

Родителям на заметку. Если с ребенком разговаривать постоянно на повышенных тонах, то он перестанет реагировать на крик и окрики. Если разговор ведется ровным голосом, то любая незнакомая интонация привлекает малыша, и он готов на нее отреагировать.

Правда это или нет?

Цель игры: развитие слухового внимания, анализа ситуации.

Рекомендации: читать стихотворение необходимо в нормальном темпе, четко, ясно, но без голосовых акцентов, подсказок.

Ход игры: Вы читаете ребенку стихотворение, он внимательно слушает, чтобы заметить ошибки (варианты вы найдете в главе «Бабушкин сундук»).

Правда это или нет?

(Л. Станчева, перевод А. Александрова)

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый по лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой, среди ветвей

«Га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет.

Если ребенок быстро справляется с заданием, обязательно похвалите и предложите другое.

Если ребенок не замечает ошибок, то чтение стихотворения повторяется. Если и после сдвига не последовало, то нужно разобрать с малышом каждое предложение в отдельности. Например: «Разве виноград созревает весной?» Подбадривайте ребенка, хвалите за удачные попытки.

Если ребенку трудно выполнять задания, отложите игру на несколько дней, после чего вновь приступайте к ее освоению.

Расскажи историю по рисунку

Цель игры: развитие речи, умения анализировать события и последовательно излагать мысли.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки, изображающие последовательность событий.

Ход игры: перемешайте рисунки, попросите ребенка восстановить последовательность событий. После этого попросите его составить рассказ о том, что произошло. После того как ребенок закончит свое повествование, задавайте самые неожиданные вопросы. Поощряйте использование малышом сложных предложений.

Родителям на заметку. Ребенку очень нравятся фантастические, неправдоподобные истории. Используйте эту особенность для развития способности малыша анализировать происходящие события.

Игры, направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоционального контакта с окружающими

Рекомендуем посмотреть:

Словесные игры для детей средней группы детского сада

Игры на развитие внимания и памяти 5 лет

Игры для детей 4 - 5 лет в детском саду. Картотека

Развивающие игры для детей 5-7 лет

Подготовка детей 4-5-6 лет к школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!