Игры на развитие правильной речи у детей 4 - 6 лет
Игры, способствующие улучшению артикуляции и речи.
Игры при неправильном прикусе
За мною повтори
Цель игры: развитие артикуляции и речевого слуха, памяти.
Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением ребенка, волка, мышки, тигра, различных птиц.
Рекомендации: первое время играйте медленно, впоследствии усложняйте задание. Для игры используются стихотворения для развития артикуляции из главы «Бабушкин сундук ».
Ход игры: покажите ребенку рисунки и пропойте (мотив произвольный):
Ребенок плачет: «А-а-а-а», Волк воет: «У-у-у-у», Мышка пищит: «И-и-и-и», Тигр рычит: «Ы-ы-ы-ы», У девочки болит живот: «О-о-о-о».
Ребенку необходимо выполнить несколько заданий.
1-й вариант. Мама или папа поет, а ребенок повторяет и угадывает, кто так поет.
2-й вариант. Ребенок изображает, как поет каждый, кого он видит на рисунке.
3-й вариант. Мама или папа поют песенки, а ребенок должен угадать, кто пел первым, кто за ним и т. д.
4-й вариант. Более сложное задание: выучить стихотворение о том, как поют птицы, и постараться воспроизвести их пение.
Затоковал
Глухарь-болтарь:
Карь-карь-карь!
На току слышен ор —
Глухариный хор-хор-хор!
Участвуйте с ребенком в разучивании стихотворений, произносите слова четко и ясно, чтобы малыш мог воспроизвести стихотворение и звуки.
Хвалите ребенка за правильное произношение.
Скороговорки
Цель игры: развитие артикуляции, укрепление мышц языка, нижней челюсти, губ.
Рекомендации: разучивайте скороговорки сначала медленно, проговаривая каждое слово, впоследствии увеличивайте темп.
Ход игры: в игре принимают участие несколько человек, которые садятся в круг. Сначала разучивают скороговорку.
У Василиски — глаза лиски,
А у лиски — глаза Василиски.
После того как все выучили скороговорку, каждый ее произносит. Кто произнес скороговорку правильно и без ошибок, тот победитель.
Можно предложить другой вариант: в течение 1 мин произнести правильно скороговорку несколько раз. Кто больше всех раз произнес скороговорку, тот и победитель.
В дальнейшем игра усложняется: за определенное время каждый из играющих должен произнести несколько скороговорок, которые он знает. Скороговорки должны быть выговорены правильно и быстро.
Проигравшие поют песню или читают стихи.
❧ Родителям на заметку. Скороговорки доставляют ребенку массу положительных эмоций. Умение с юмором относиться к своим маленьким неудачам позволяет в дальнейшем не унывать и при больших трудностях.
Развиваем слух: громко – тихо, высоко - низко
Цель игры: игра на различие высоты и громкости голоса, развитие слухового внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением животных (мамы с детенышами): лошадь и жеребенок, собака и щенок, кошка и котенок и т. д.
Ход игры: предварительно папа или мама изображают, как кричат взрослые животные (голос более низкий) и детеныши (голос более высокий).
Вопрос взрослого: «Кто кричит — мама или детеныш?» (взрослый изображает то детеныша, то его маму, а ребенок называет и показывает соответствующую картинку).
Взрослые и ребенок меняются местами. Теперь ребенок изображает животных, а мама или папа угадывает, кто так говорит.
В конце игры обязательно похвалите ребенка. Каждый раз вводите все новые и новые персонажи, усложняйте игру: неожиданно для ребенка изобразите, как кричит незнакомое для него животное, и попросите, чтобы он угадал, это кричит животное взрослое или его детеныш.
Сом – дом – ком (упражнения на развитие слухового внимания)
Цель игры: развитие слухового внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением дома, рыбы сома и снежного кома.
Рекомендации: слова произносятся четко, по мере усвоения игры темп ускоряется.
Ход игры: Вы берете в руки картинки и рассказываете, что на них изображено:
Это — рыба, рыба сом.
Это — снежный, снежный ком.
А это — дом, красивый дом.
Вы задаете ребенку вопрос: «Покажи, где дом, где ком, где сом?»
Следующий этап: вы просите малыша повторить за вами: «Повторяй за мной: сом — дом — ком, а теперь: ком — сом — дом, далее дом — ком — сом и т. д. Если ребенок справляется с заданием быстро, увеличивайте темп. Если же малыш с заданием не справляется, называйте слова и одновременно показывайте картинки. Обязательно хвалите за удачные попытки, всячески вселяйте в ребенка уверенность в своих силах. Можно использовать и другие группы слов.
Вол — кол — пол.
На лугу пасется вол.
У забора стоит кол.
В доме деревянный пол.
Еж — ерш — уж.
Этот клубочек — еж.
Это — колючий ерш.
Это не змея, а уж.
Лень — пень — день.
Солнечный день.
На поляне пень.
У мальчика лень.
Лень — лань — линь.
Быстрая, красивая лань.
В озере рыба живет линь.
На печи лежит лень.
❧ Родителям на заметку. Если с ребенком разговаривать постоянно на повышенных тонах, то он перестанет реагировать на крик и окрики. Если разговор ведется ровным голосом, то любая незнакомая интонация привлекает малыша, и он готов на нее отреагировать.
Правда это или нет?
Цель игры: развитие слухового внимания, анализа ситуации.
Рекомендации: читать стихотворение необходимо в нормальном темпе, четко, ясно, но без голосовых акцентов, подсказок.
Ход игры: Вы читаете ребенку стихотворение, он внимательно слушает, чтобы заметить ошибки (варианты вы найдете в главе «Бабушкин сундук»).
Правда это или нет?
(Л. Станчева, перевод А. Александрова)
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый по лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет.
Если ребенок быстро справляется с заданием, обязательно похвалите и предложите другое.
Если ребенок не замечает ошибок, то чтение стихотворения повторяется. Если и после сдвига не последовало, то нужно разобрать с малышом каждое предложение в отдельности. Например: «Разве виноград созревает весной?» Подбадривайте ребенка, хвалите за удачные попытки.
Если ребенку трудно выполнять задания, отложите игру на несколько дней, после чего вновь приступайте к ее освоению.
Расскажи историю по рисунку
Цель игры: развитие речи, умения анализировать события и последовательно излагать мысли.
Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки, изображающие последовательность событий.
Ход игры: перемешайте рисунки, попросите ребенка восстановить последовательность событий. После этого попросите его составить рассказ о том, что произошло. После того как ребенок закончит свое повествование, задавайте самые неожиданные вопросы. Поощряйте использование малышом сложных предложений.
❧ Родителям на заметку. Ребенку очень нравятся фантастические, неправдоподобные истории. Используйте эту особенность для развития способности малыша анализировать происходящие события.
Игры, направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоционального контакта с окружающими
Рекомендуем посмотреть:
Словесные игры для детей средней группы детского сада
Игры на развитие внимания и памяти 5 лет
Игры для детей 4 - 5 лет в детском саду. Картотека
Нет комментариев. Ваш будет первым!