Игра путешествие по экологии в подготовительной группе совместно с родителями

Родительское собрание в форме игры в подготовительной группе «Воспитание любви к природе»

Время проведения: конец учебного года (март-апрель).

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Форма проведения: игра-путешествие.

Цели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой: представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

Участники: родители, педагоги, дети.

План проведения

1. Круглый стол по теме собрания.

2. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».

3. Игра-путешествие «Мы идем в поход».

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Эпиграф:

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Н. Луконина

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката или индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материала или передающих сюжет из жизни живой природы.

2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.

3. Провести конкурс с участием родителей «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями) или «Отходы в доходы» (изготовление игрушек из бросового материала: баночек, коробок и т. п.).

4. Оформить фотогазету «Друзья природы» или «Мой любимец» (о домашних животных). Используются семейные фотографии, фотографии с экологических праздников, целевых прогулок, экскурсий, занятий по экологии, подготовленных на занятиях кружка и т. п.

5. Подготовить с детьми экологическую сказку «Колобок» (совместно с музыкальным руководителем);

6. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять».

7. Записать фонограмму «Звуки природы».

8. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу» (приложение А);

9. Написать плакаты:

• «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище». (Л. Леонов)

• «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной». (И. Левитан)

• «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

II. Организационный этап

Оформлена выставка детских книг, иллюстраций, репродукций, дидактических игр о природе. Вывешены плакаты и таблица-схема «Что дает природа человеку».

Звучит фонограмма «Звуки природы». Родители рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала, затем занимают места за круглым столом. Для определения лучшего рисунка можно предоставить родителям бланк опроса.

Например:

№ группы

Название работы

Ф.И. ребенка

Отметка родителя

1

«Заюшкина избушка»

Симанова Маша

+++

2

 

 

 

Таким образом, родители по очереди вписывают свой голос за тот или иной рисунок. Лучшим признается рисунок, который набрал большее количество голосов.

III. Этап проведения собрания

1. Вступительное слово

Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю - наш большой дом, в котором мы живем.

2. Коллективное обсуждение вопросов

Ведущий. Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?

- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходя! такие прогулки?

- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

- Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

- Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

3. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе» (приложение Б)

4. Игра-путешествие «Мы идем в поход»

Цели: воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Оборудование: схема экологической тропы, фонограммы песен, листики с буквами, рисунки лесных цветов, гербарий растений, рисунки лекарственных растений, рисунки для конкурса «Лесной компас», карточки с экологическими задачами, медали детям «Бывалому туристу», «Начинающему туристу», памятки «Правила поведения в лесу».

(Звучит фонограмма песни «Добро и зло».)

Ведущий. Лето - это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле - к дому, в котором мы живем. Кроме этого, мы должны серьезно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

Ребёнок 1.

Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Ребёнок 2.

И, конечно тревожно, что, порой, мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ребёнок 3.

Ни за что не в ответе, будто самую малость

Нам на этой планете жить и правит осталось.

Ребёнок 1.

Мы – не гости на планете, и Земля – наш дом,

Будет в нём светло и чисто, если мы спасём:

Ребёнок 2.

И прозрачные озёра, и еловый лес,

И цветных полей узоры, и речной простор.

Ребёнок 3.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Ребёнок 1.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду ее никому не дадим.

Ребёнок 2.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Ребёнок 3.

Украсим всю Землю цветами, садами

Все вместе.

Такая планета нужна нам с вами!

(Звучит песня «Милый лес».)

Ведущий.

По-своему чудесен каждый край,

И если хочешь ты увидеть чудо,

По белу свету странствовать ступай.

М. Марш

В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.

(Звучит фонограмма «Песенка про веселого туриста».)

I этап. «Разминка»

Задание 1. Узнаем названия команд («Расчистим родник») (В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды)

Ведущий. Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.

(На пути расставлены «кочки» круги из картона или кольца.)

А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово - название вашей команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание.)

Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. («Рюкзак», «Компас».)

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.

Задание 2. Нужные вещи в походе (Для детей и родителей)

Ведущий. Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку - «1 км».)

1. Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь. (Компас.)

 

2. Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить. (Котелок.)

 

3. В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

 

4. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак.)

 

5. Я горячее храню, я холодное храню,

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос.)

 

6. Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

Задание 3. Какая будет погода? (Для родителей)

Ведущий. В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак»

• Ворон каркает к... (дождю).

• Обильная роса утром - погода днем будет... (хорошая).

• Воробьи купаются в пыли или в луже - ... (будет дождь). Молодцы! А теперь - задания для команды «Компас».

• Ласточки летают низко над землей - к... (дождю).

• Если мошкара вьется кругами — к... (хорошей) погоде, лезет в лицо - к... (дождю).

• Идет дождь, и на лужах пузырьки - о чем это говорит? (Дождь будет идти долго.)

Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.

II этап

Ведущий.

Когда ты входишь в лес,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей)

Ведущий. Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (Команды по очереди отгадывают загадки.)

1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок -

И остался стебелек. (Одуванчик.)

 

2. Девчонки - невелички,

А сердце золотое,

Пушистые реснички

Сияют белизною,

На ветру качаются,

Всем улыбаются. (Ромашка.)

 

3. То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встретится с тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик. )

 

4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –

Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,

Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)

 

5. Какой цветок получил название «дикая рябинка»? (Пижма.)

6. Как называется небольшой желтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик.)

Ведущий. Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу? (Ответы детей.)

Задание 2. Лечебница доктора Айболита (Для родителей)

Ведущий.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях (стоимость ответа - 2 км).

1. Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква - при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка - при заболевании горла; морошка — средство от кашля и др.)

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

Задание 3. У медведя на бору (Для детей)

Ведущий. Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.

1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.

Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк.)

2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц.)

3. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса.)

4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь.)

Ритмическая игра «Мы идем во лесок» (под музыку «А я по лугу»)

Ведущий. Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок.

(Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти - вот мосток.

(На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Замочить здесь ноги можно.

(Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке.

(Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом.

(Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути.

(Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок.

(Ходьба.)

Задание 4. Лесная кухня (Для родителей и детей)

Ведущий. Вопросы команде «Компас».

1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)

2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».

1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники - оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице.)

2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (1. Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. 2. В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.)

Задание 5. Лесной компас (Для родителей)

Ведущий. Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой (раздает каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.

1. Рисунок «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

2. Рисунок «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повернута к северу.)

3. Рисунок «Пни». (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой - на север. )

4. Рисунок «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

Задание 6. Как вести себя в природе? (Для детей и родителей)

Ведущий. В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.

Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так.

Первая ситуация

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.)

Вторая ситуация

Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей.)

Ведущий. Молодцы! Теперь экологические задачи для команды «Компас». Вы также оцените ситуации и определите, что в них сделано не так.

Первая ситуация

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка - не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.)

Вторая ситуация

Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

- Жаль, что Томы нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.

- Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками.)

(Звучит песня «Не дразните собак», дети и родители подпевают.)

III этап. Подведение итогов

Ведущий. Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.

(Ребятам команды-победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки «Правила поведения в лесу» (приложение Л).)

Возможное решение родительского собрания

1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей

2. Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор» и «Посади дерево».

3. Родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц.

Приложение А. Памятка «Правила поведения в лесу»

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка.

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Надеемся, что с вашей помощью ребенок усвоит эти правила!

Приложение Б. Материал для педагогического всеобуча

Вариант 1. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому Смыслу... Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой...

Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.

Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так - «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Поэтому начнем с себя... Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Вариант 2. Маленькими шагами в прекрасный мир

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, Радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Вариант 3. Природа и дети

Что можно делать весной?

1. Составлять коллекцию запахов

Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребенка более внимательным и тонко чувствующим. Запах запоминается, остается с нами надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им свое восприятие запаха и состояния. Положите в закрывающиеся стеклянные баночки или коробочки с крышками кусочки коры, веточки, почки, опилки, кусочки щепы (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал и укладывая в коробочки, покажите детям, какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры. Через некоторое время (1-2 недели) отметьте, что запахи утратили свою свежесть, изменились, а некоторые почти исчезли. Сравните собранные в природе запахи с уже привычной давней «коллекцией» - лаврового листа, перца, ванили, корицы, гвоздики. Эти запахи обычно называют кулинарными. Дети отмечают, что кулинарные запахи не меняются, они стойкие. Овладевают ребята и другими новыми словами: нестойкие, тонкие, сильные, свежие, несвежие.

Осенью вы можете вместе с детьми приготовить собственные «сухие духи» на зиму. Для этого собирайте в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любых цветов и листьев, играйте в парфюмеров, угадывайте запахи, сравнивайте и различайте. Коллекция запахов и коллекция точных слов значительно пополняется, обогащая интеллектуальные возможности детей. А сколько открытий сделают дети, если вы расскажете о лечении запахами, о целой науке и отрасли промышленности - парфюмерии, об удивительных свойствах и возможностях запахов! Поиграйте в игру «Вспомни запахи». Попросите детей закрыть глаза и ощутить мысленно:

• Как пахнет лимон? Огурец?

• Как пахнут твои новые ботинки?

• Как пахнут сапожные щетки? Одежные? (Сумеешь отличить одежную щетку от сапожной по запаху?)

• Как пахнет дым?

• Есть ли запах у огня?

• Как пахнет дождь? Трава после дождя?

• Как пахнет твоя собака? Как пахнет котенок?

• Как пахнет пирог?

• Чем пахнет дома перед праздником?

• Как пахнет в булочной? А в овощном магазине?

• Как пахнет нарядное платье мамы?

• Какие запахи тебе нравятся больше: весны или лета?

Это одновременно и аромотерапия, и воспитание чуткого ребенка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося, «внюхивающегося» в природу. Это упражнения на развитие органов обоняния.

2. Разводить сады и огороды на подоконнике

Воспитатели, придерживающиеся привычной программы, делают с детьми каждую весну посадки на подоконнике. Секрет состоит в том, чтобы у каждого ребенка был свой собственный огород, свой собственный росточек. Индивидуальным огородом может стать прозрачный пластмассовый стаканчик, банка из-под молока, губка, прозрачный целлофановый пакет, т. е. любая вещь, в которую можно насыпать землю и полить ее водой. С помощью мам и пап решим проблему с семенами тыквы, гороха, укропа, редиски, любой травы, любого растения.

А теперь тот, у кого губка, станет хозяином сада с травой. Влажную губку прижмем к семенам (губка вберет их), положим на тарелочку и через несколько дней увидим маленькие росточки. На тарелке написать имя владельца: «Таня» или «Сад Тани». Это еще и обучение чтению методом «целых слов». А у Саши - прозрачный стакан с землей. В него мы посадим горошину и боб (предварительно замоченные). Причем посадим вдоль стенки, чтобы можно было наблюдать, как прорастают корешки. Также посадим в прозрачные банки и стаканы семена тыквы, арбуза, кабачка, любого другого растения, которое быстро дает ростки. И на стаканчик не забудем приклеить табличку - надпись: «Юра. Горох». Мелкие семена посеем в пакеты - коробочки из-под молока. Ростки интересно наблюдать сверху. А если есть что-то прозрачное и широкое, то, посеяв в него, можно будет наблюдать сразу и сверху и снизу, как растет клевер или трава. В плоских ящичках можно увидеть только рост растений сверху, поэтому они менее интересны, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней, и дальнейший рост растения.

Пусть дети посадят семена и без земли, обернут изнутри стакан мокрой салфеткой и поместят арбузные или тыквенные семечки между стеклом и бумагой, нальют на дно немного воды (на 2 см). Опять новый опыт. Чей это будущий арбуз.

Кто-то захочет вырастить отростки и сам. Обрежем ножом часть стебля у герани или того растения, которое есть в группе. На баночке тоже появится надпись с именем садовода и названием растения. За Ростом корней будет наблюдать вся группа. Пересадка в землю потребует помощи и, конечно, консультации воспитателя. Если у кого-то дома начали давать ростки корнеплоды, то попросите принести в группу свеклу с наметившимися листочками или морковку. Разрежьте их на 2-3 части и посадите. Можно разрезать картошку с глазками и посадить. Посадите лук в землю и в прозрачную воду, и в подкрашенную, и в камушки. Получится 4 экспериментальные площадки.

Принцип: наблюдаем, делаем открытия, общипываем, едим - пища и для ума, и для желудка.

У воспитателей и помощников тоже будут свои банки - огороды, надписанные четко и красиво. Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской - красной и желтой - и будем удивляться изменению цвета стебля. Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!

Что можно делать летом?

Летом пусть дети будут заняты выращиванием хоть одного, но собственного растения на собственном участке. Маленькие «собственники на землю» становились владельцами «усадьбы» размером чуть больше салфетки, где мог вырасти хотя бы один цветок. Но мой! Единственный и неповторимый! Поэтому я его люблю, ухаживаю за ним, начинаю понимать, что и у моего приятеля такие же чувства к своему цветку, что цветок моему другу так же интересен и дорог. Значит, я не дам в обиду свой цветок, но не сорву, не поломаю и чужой.

Так что уже весной подумайте, как провести «земельную реформу», чтобы участок распался на «наделы». Не обижайте и себя. Вам тоже необходим единственный цветок или куст помидоров. А если вдруг дети предложат объединить свои участки? Если захотят, пусть сами и договорятся об объединении, но только сами, без вас. Хотя вряд ли это случится. Чувство собственника победит (формирование независимой личности, свободной и умеющей отвечать за себя и за клочок своей земли).

Что можно делать осенью?

Осенью вы будете собирать урожай, готовить корм для птиц, сушить траву для животных в живом уголке и делать открытия. Осенью мы собираем листья, проглаживаем их утюгом и таким образом сохраняем и для композиций, и для гербариев. Искусство составления букетов «икебана» является частью обучающей программы. Оно не всегда называется «икебана», а описывается как «упражнение в составлении букетов и аранжировке цветов».

Маленьким детям нравится осенью проводить опыты-упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в емкость различные семена, дайте ребенку ситечко, и он будет поражен тем, как ситечко мелкие семечки высыпает, а крупные оставляет. Можно семена смешать с песком, но тогда ситечко надо взять мелкое, частое: песок высыплется, а семена «отсортируются». Осенью можно на ручной мельнице из зерен смолоть муку. Для детей это открытие. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.

Что можно делать зимой?

Зимой предстоит придумывать кормушки из различных материалов. В ход пойдут консервные банки, пластиковые бутылки и пакеты, всевозможные коробочки. Малыши приспособят даже поломанные игрушки. А в корм пойдет все, что засушили, заготовили летом и осенью: семена трав, семечки, мелкие плоды. Подойдут и остатки от завтраков, обедов, особенно хлебные крошки, сухарики. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Придумают новую конструкцию кормушки: из еловой шишки с воткнутыми кусочками сала, кормушку - бусы из ягод рябины, клюквы. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.

Что можно еще делать?

Подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации. Взгляд художника-натуралиста вместе с фотообъективом остановил мгновение жизни жуков, комаров, пчел, стрекоз, бабочек, рыбок, лягушек, птиц, ежиков, лисят, кошек. Не оторвать взгляд от фотографий, а текст под ними пока только для вас, но вскоре дети самостоятельно научатся каким-то образом читать заголовки.

Пусть каждый ребенок ощутит, что природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.

Приложение В. Литературный материал

Дом под крышей голубой

Словно крыша над землей,

Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жилье,

Потому что на планете

Все твое и все мое:

И пушистые снежинки,

И река, и облака,

И травинки, и тропинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце

Заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одной голубой

Общей крышей мы живем.

В. Орлов

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Добрый великан

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и в майке,

Сверху ясно мне видна

Вся Зеленая Страна.

Вот улитка - добрый гномик –

На себе таскает домик,

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки –

В нем живут букашки.

Эта славная страна

Вся кругом заселена...

Если я, великан,

Захочу,

Как лихой ураган

Налечу!

Все дома я могу

Разломать!

Всех жильцов на лугу

Растоптать!

Если я налечу...

Только я не хочу!

Я - добрый великан!

Е. Серова

Быть может, вся природа –

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

Различность голосов?

Быть может, вся природа –

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа –

Желанье красоты?

К. Бальмонт

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Комнатные растения

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: Птицы

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Земля - наш дом

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Лекарственные растения

Родительское собрание - практикум в подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!