Уроки здоровья, 1 класс. Уход за зубами

Конспекты уроков здоровья для 1 класса

Конспект урока на тему «Почему болят зубы»

I. Беседа по теме

— Если вы хотите узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке, отгадайте загадки.

Полон хлевец

Белых овец. (Зубы.)

 

Худая девчонка —

Жесткая челка,

Днем прохлаждается,

А по утрам да вечерам

Работать принимается:

Голову покроет

Да стены помоет. (Зубная щетка.)

 

Белая река

В пещеру затекла,

По ручью выходит —

Со стен все выводит. (Зубная паста.)

 

Серебряна труба,

Из трубы — вода,

Вода бежит и льется

В белизну колодца,

На трубе — два братца,

Сидят да веселятся.

Один в кафтане красном,

Второй — в голубом,

Оба друга-братца

Заведуют водой. (Умывальник.)

О. Дружкова

 

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою —

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

 

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щетка.)

— Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? — Д ля чего человеку нужны зубы? Смог бы он обойтись без них? - Что помогает переваривать пищу?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6—7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10—11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если потеряет человек постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет.

II. Анализ ситуации

(Возможно также чтение стихотворения С. Михалкова «Как У нашей Любы...».)

В небе солнышко светило,

На лугах цвели цветы,

Веселились дети лихо,

Развлекались, как могли.

Только Кате не до смеха:

У нее во рту «потеха»,

Заболел молочный зуб,

Рот «подушечкой» припух.

Наша Катя не играет,

На качели не бежит,

Слезы горькие глотает,

Рот закрыла и молчит.

Ей сочувствуют подруги,

Утешают от души:

Не грусти, забудь о зубе,

Нас попробуй — рассмеши...

Только как же тут забыться,

Боль мешает ей играть,

Молоточком злым стучится,

Как помочь ее унять?

— Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)

— Почему появилось повреждение?

— Что вы предпринимаете, когда у вас болит зуб?

III. Упражнение «Держи осанку»

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы ребра ладоней по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20—30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

IV. Продолжение беседы

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами не ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес).

(Можно использовать рисунок — строение зуба.)

Зуб — это живой орган. Дырка в зубе — всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам...

V. Рисование

— Нарисуйте зуб-Замок, в котором поселилась Зубная Боль.

— Где будет вход в Замок? (Это дырочка.)

— Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход.)

Зуб перестанет болеть.

— Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу.)

VI. Подведение итогов урока

— Почему за зубами нужно ухаживать?

— Сколько раз в день нужно чистить зубы?

— Расскажите, как надо беречь зубы.

— Что зубами лучше не грызть и почему?

Конспект урока на тему «Чтобы зубы были здоровыми»

I. Беседа по теме

— Что вредно для зубов? (Грызть орехи, есть очень холодную и очень горячую пишу, вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).)

II. Упражнение «Спрятанный сахар»

(Дети приносят этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)

Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мед, мальтоза, фруктоза).

Разделим продукты на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.

— Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Доктор Здоровая Пища советует есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.)

— Отгадайте загадки и выберите на доске рисунки к словам- отгадкам. (На рисунках изображены полезные продукты питания.)

Чай заварят ароматный —

И целебный, и приятный.

Витаминами богат

Нашей розы дикий брат. (Шиповник.)

 

Нам вместо аспирина

Нужна зимой... (малина).

 

Желтые грозди очень колки,

Точно хвоя, что у елки.

Только знаю я железно:

Сок и масло ее мне полезны. (Облепиха.)

 

Средь болот она краснеет,

Осенью совсем поспеет.

Кисловата, горьковата,

Но витаминами богата. (Клюква.)

 

Вдоль лесочка у дорожки

Собирали мы с Сережкой

И с сестренкой

Викой Лесную... (ежевику).

 

На лугу растет, в лесочке.

Не тянись к ней на носочках.

Наклонись скорей пониже,

Растет она к земле поближе. (Земляника.)

 

Золотой его бочок

Мне попал на язычок.

Круглый год мы их едим,

Сад за то благодарим. (Яблоко.)

 

Ты на лампочку похожа,

Но не светишь ты прохожим,

Щедро всех ты угощаешь,

В сад фруктовый приглашаешь. (Груша.)

 

Ягод много под листочком.

Наклонилась низко дочка.

Ягода сочна, вкусна,

И известна всем она. (Клубника.)

 

Бусы на кусточке

Для меня и дочки.

Но не для украшения,

А для угощения. (Смородина.)

 

Кисел — не доспеет.

Сладок, коль дозреет.

Я его люблю жевать.

Можешь ты его назвать? (Крыжовник.)

 

Парами и тройками

На веточке висят.

И ароматом чудным они нас не манят.

Зато красивы и сочны.

Ты на варенье их нарви. (Вишни.)

 

Осенью в саду созрели

Синевою заблестели.

Сладкие, полезные,

Лакомкам известные. (Сливы.)

А. Кочергина

— Послушайте пословицы и придумайте свою.

• Кисель зубов не портит.

• Горьким лечат, а сладким калечат.

III. Зачем человеку зубная щетка?

— Как надо ухаживать за зубами? {После каждого приема пищи, а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы.)

— Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами? (Зубную щетку, пасту.)

Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3—4 месяца.

— Как правильно чистить зубы?

IV. Практикум «Чистка зубов»

(Выполняют все дети.)

1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки — сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки — снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки — вперед-назад.

4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5. Не забудьте почистить язык.

V. Разучивание стихотворения

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

VI. Найди правильный ответ

1. Я чищу зубы два раза в день.

2. Я перекусываю фруктами и овощами.

3. Я часто ем сладкое.

4. Я не грызу ручки и карандаши.

VII. Подведение итогов урока

— Как беречь зубы?

— Когда нужно чистить зубы?

— Какие продукты питания вредны для зубов? Какие полезны?

— Какой предмет поможет вам всегда содержать зубы в чистоте?

— Как и где нужно хранить зубную щетку?

Есть много сладкого — опасно для зубов!

Конспект урока на тему «Как сохранить улыбку красивой»

I. Организационный момент «Сотвори солнце в себе»

В природе есть Солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

II. Беседа по теме

— Кто мне скажет, что означает слово «здоровье»?

— Чему мы учимся на уроках здоровья?

Да, на уроках здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нем.

— А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте ее внимательно и постарайтесь найти ответ.

Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (Улыбкой.)

— Какую песню об улыбке вы знаете? Вспомните ее.

— В песне есть слова: «От улыбки станет всем светлей». Как вы понимаете смысл этих слов?

— Сегодня мы проводим занятие по теме «Как сохранить улыбку красивой». Посмотрите на рисунки, на которых люди улыбаются. Давайте и мы улыбнемся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент. (Зубы.)

Правильно, у человека зубы вырастают два раза. Первые временные, их еще называют молочными, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32.

— Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Как вы думаете, почему? (Они сохраняют пространство для них, направляют рост постоянных зубов.)

Временные зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные зубы.

— А что происходит, когда временный зуб выпадает?

На его месте вырастает постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь. Смена зубов — естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

В разных странах существуют свои обычаи, связанные с выпадением зубов. Испанцы забрасывают зуб на крышу дома и рассказывают смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они — это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.) У корейцев ребенок бросает зуб на крышу и говорит: «Черная птица, черная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Черная птица символизирует удачу.)

— А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?

III. Практическое занятие

Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный.

— Чем отличаются молочные зубы от постоянных? (Постоянные больше по размеру. Временные бело-голубоватого цвета.)

Это отличия. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое. Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовем его части. Зуб состоит из трех основных частей:

1) коронки - части зуба, которая видна в полости рта;

2) корня — части зуба, которая располагается в челюсти;

3) шейки — части зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она прикрыта десной.

- Итак, мы знаем, как устроены наши зубы. Как вы думаете для чего нужны эти знания? О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?

IV. Оздоровительная минутка

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения.

Руки опустите вниз, спину держите ровно, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» — и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» — и тоже тянется вверх. «Нет, — решили они, — мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.

V. Повторение пройденного

- Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми. {Зубные пасты, щетки.)

Как надо ухаживать за зубами, нам сегодня расскажет доктор Кролик.

Кролик. Я прошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной.

1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки — сверху вниз.

2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения щетки — снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки — вперед-назад.

4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5. Не забудьте почистить язык.

Молодцы!

VI. Это полезно знать!

1. Ешьте фрукты и овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.

2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.

3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.

4. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!

VII. Сочинение стихотворения

Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этой процедуры другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них и записывать на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.

— Сколько раз в день мы чистим зубы?

Мы чистим зубы дважды в день.

И делать это нам... (не лень).

— С помощью каких предметов мы чистим зубы? (Три минуты щеткой с пастой.)

— Какие зубы надо чистить? (Чистим зубы все подряд.)

— Как начинается чистка зубов? (Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.)

— А зачем внутри? (Вычищаем все бактерии.)

— А в заключение? (И язык почистим.)

— Что еще осталось нам сделать? (Рот осталось сполоснуть.)

VIII. Подведение итогов урока

Давайте подытожим: верно ли мы поступаем, правильный ли путь выбрали?

— У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего не хватает в них? (Улыбки.)

Давайте «оживим» эти лица. А чтобы нам работалось веселее, включим музыку.

(Звучит песня «Улыбка». Дети «оживляют» маски.)

Итак, ваши маски «ожили». Некоторые из них я прикреплю на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Давайте исполним нашу песенку:

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса —

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

Улыбка, улыбка, улыбка до ушей,

Такая улыбка, хоть завязочки пришей.

Улыбка до ушей (2 раза),

Хоть завязочки пришей.

Рекомендуем посмотреть:

Уроки здоровья во 2 классе. Внеурочная деятельность

Классный час «Вредные привычки», 1 класс. Конспект

Конспект на тему «Инфекционные болезни», 2 класс

Урок здоровья в начальной школе, 4 класс

Как воспитать в себе сдержанность. Внеурочная деятельность, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!