Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Конспекты уроков литературного чтения, 4 класс. И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Левитан «Тишина»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас обучающихся; учить находить средства художественной выразительности, видеть прекрасное в окружении; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. — анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ произведения Л.Н. Толстого.)
III. Работа по теме урока
— Рассмотрите шифровку. Узнайте полное имя поэта, жизнь и творчество которого мы будем изучать на уроке, выписав только буквы русской азбуки. (Никитин Иван Саввич.)
SHИWGKHLITSИHV ИVLBISAHWL CSAWIBBLVSИЧNG
— Определите задачи урока.
— Что вы помните об этом поэте?
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и семинарии, но не окончил. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина содержать постоялый двор. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.
Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем все более в творчестве поэта стало ощущаться стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.
Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника семинариста». Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение стихотворения «Вечер ясен и тих...» учителем. Словарная работа.)
— Объясните значение выражений задумчивый плеск, сонмы светлых духов, гимны неба.
— Какие литературные приемы использует автор? (Олицетворения, метафоры, эпитеты.)
— Найдите и назовите их.
— Как вы представляете себе золотые облака? В чем необычность эпитета золотой?
— Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении?
— Какие слова помогают выбрать правильную интонацию для чтения?
(Выразительное чтение стихотворения. Дается время на подготовку.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие строчки стихотворения помогают понять отношение поэта к природе?
— Вспомните, что удивительного вы замечали в природе.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихов И.С. Никитина (найти в сборниках) и выучить одно из них по желанию.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворений И.С. Никитина наизусть.)
III. Работа по теме урока
— Прочитайте строчки стихотворения, записанные на доске, самостоятельно.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе.
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Ф.И. Тютчев
— Как вы понимаете эти строчки?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. (Чтение стихотворения «Когда закат прощальными лучами...» учителем.)
— Поделитесь своими мыслями и чувствами.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Сравните первую и вторую части стихотворения. Одинаковая ли картина представляется вам?
— Какие приемы использует автор для описания?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.
— Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Тишина». Расскажите, что вы видите.
— Как вы думаете, почему картина так называется?
Исаак Ильич Левитан — знаменитый русский художник XIX в. Он прожил короткую жизнь. Но сумел оставить значительный след в русской и мировой живописи, создав такие шедевры, как «На Волге», «Тихая обитель», «Март» и др.
Картина «Тишина» написана Исааком Левитаном в 1898 г. Она не пользуется широкой известностью, тем не менее является признанным шедевром позднего периода жизни художника.
В эти годы для Левитана было характерным обращение к «сумеречной» теме, и картина «Тишина» тоже посвящена удивительному времени, когда день уже умер, а ночь еще не началась. Созданию полотна предшествовала длительная работа над этюдами, и благодаря этому на полотне художник сумел точно воспроизвести настроение умиротворенности и тишины.
Левитан показывает мудрое молчание природы, ожидающей приближение ночи. Ночь еще не полностью вступила в свои права. Медленно опускаясь на землю, она приносит с собой покой и умиротворенность. Неподвижна река, отражающая сумеречное потемневшее небо с косматыми облаками и желтой луной. На дальнем берегу неподвижно застыла деревенька, а возле нее — пашня и рощица.
Художник использует в картине довольно насыщенную цветовую гамму. Полотно может показаться слишком декоративным благодаря сочетанию очень сочных красок: коричневой деревеньки, рыжих берегов и свинцового неба и воды. Художник использует свободный, широкий и мягкий мазок, тончайшие оттенки и переходы цвета. Левитан избегает подробностей — они как будто скрыты ночной мглой — и стремится к простоте мотива.
Все эти художественные приемы помогают добиться обобщенности и выразить самое главное, что есть в жизни, в природе. Картина «Тишина» — это глубокий и сложный рассказ о жизни природы. В ней — ясность и мудрость большого художника, осознавшего красоту и гармонию окружающего мира.
— Сравните два произведения художника и поэта, над которыми работали на уроке. Что вы можете сказать о них?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие строчки стихотворения помогают понять отношение поэта к природе?
— Какие картины природы вы увидели благодаря поэту и художнику?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихов И.С. Никитина (найти в сборниках) и выучить одно из них по желанию.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения в 4 классе. Произведения о Родине
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС
Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество
Нет комментариев. Ваш будет первым!