Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке
Цели: познакомить с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького; помочь понять необходимость чтения в жизни человека; формировать умение составлять текст о своей домашней библиотеке; развивать внимание и наблюдательность, умение находить нужную информацию.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: выставка книг, принесенных учащимися из домашней библиотеки, портрет и книги М. Горького.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле —
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Н. Пикулева
Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).
- Как вы понимаете эти строки? (Высказывания детей.)
III. Работа по теме урока
Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
- Откройте учебник на с. 9 и прочитайте название текста. («О книгах» из очерка «Как я учился».)
- Кто автор текста? (Максим Горький.)
- Знаете ли вы, что такое очерк? (Это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.)
- Прочитаем текст.
(Чтение очерка учителем или хорошо читающими учащимися.) Перечитайте текст еще раз и задайте по нему вопросы одноклассникам.
Знаменитого русского писателя Максима Горького читать научил дедушка. В те времена господствовал так называемый буквослагательный метод обучения грамоте. Сначала ученика знакомим с буквами старославянского алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т. д. Затем требовалось запомнить, какие слоги получаются при слиянии букв. Учитель говорил: «Буки-аз — будет ба, веди-аз — будет ва, глаголь-аз — будет га». А ученики за ним повторяли. Когда они осваивали чтение сочетаний букв, переходили к складыванию слов из слогов. В повести «Детство» описано, как дед знакомит мальчика с буквами алфавита.
...Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня:
— Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?
— Буки.
— Попал! Это?
— Веди.
— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть. Это — что?
— Добро.
— Попал! Это?
— Глаголь.
— Верно! А это?
- Аз.
Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим и приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
— Земля! Люди!
Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд, и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во все горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:
— Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
— Это вы кричите...
Мне весело было смотреть на него и на бабушку: она, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щеки, смотрела на нас и негромко смеялась, говоря:
— Да будет вам надрываться-то!..
Дед объяснял мне дружески:
— Я кричу, потому что я нездоровый, а ты чего?
И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:
— А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!
Наконец он шутливо столкнул меня с кровати.
— Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...
Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом.
— Буки-люди-аз-ла-бла; живе-те-иже-же блаже; наш-ер-блажен, — выговаривал я, водя указкой по странице...
М. Горький
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа с пословицей
— Прочитайте пословицу, данную в учебнике на с. 9. Обсудите с другом ее смысл.
— Расскажите одноклассникам, к какому выводу вы пришли.
2. Рассказ о домашней библиотеке
— Расскажите о вашей домашней библиотеке. Какие детские книги в ней есть? (Рассказы детей.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните содержание произведения М. Горького «О книгах». К чему он нас призывает?
— Чье выступление вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание
Узнать об истории создания бумаги, о том, как делают книги.
Автор: Кутявина С. В.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения в 4 классе. Произведения о Родине
Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС
Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество
План – конспект урока литературного чтения, 4 класс. Ледовое побоище
Нет комментариев. Ваш будет первым!