Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке

Цели: познакомить с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького; помочь понять необходимость чтения в жизни человека; формировать умение составлять текст о своей домашней библиотеке; развивать внимание и наблюдательность, умение находить нужную информацию.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: выставка книг, принесенных учащимися из домашней библиотеки, портрет и книги М. Горького.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле —

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Н. Пикулева

Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).

- Как вы понимаете эти строки? (Высказывания детей.)

III. Работа по теме урока

Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Откройте учебник на с. 9 и прочитайте название текста. («О книгах» из очерка «Как я учился».)

- Кто автор текста? (Максим Горький.)

- Знаете ли вы, что такое очерк? (Это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.)

- Прочитаем текст.

(Чтение очерка учителем или хорошо читающими учащимися.) Перечитайте текст еще раз и задайте по нему вопросы одноклассникам.

Знаменитого русского писателя Максима Горького читать научил дедушка. В те времена господствовал так называемый буквослагательный метод обучения грамоте. Сначала ученика знакомим с буквами старославянского алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т. д. Затем требовалось запомнить, какие слоги получаются при слиянии букв. Учитель говорил: «Буки-аз — будет ба, веди-аз — будет ва, глаголь-аз — будет га». А ученики за ним повторяли. Когда они осваивали чтение сочетаний букв, переходили к складыванию слов из слогов. В повести «Детство» описано, как дед знакомит мальчика с буквами алфавита.

...Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня:

— Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?

— Буки.

— Попал! Это?

— Веди.

— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть. Это — что?

— Добро.

— Попал! Это?

— Глаголь.

— Верно! А это?

- Аз.

Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим и приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

— Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд, и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во все горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:

— Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

— Это вы кричите...

Мне весело было смотреть на него и на бабушку: она, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щеки, смотрела на нас и негромко смеялась, говоря:

— Да будет вам надрываться-то!..

Дед объяснял мне дружески:

— Я кричу, потому что я нездоровый, а ты чего?

И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:

— А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!

Наконец он шутливо столкнул меня с кровати.

— Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...

Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом.

— Буки-люди-аз-ла-бла; живе-те-иже-же блаже; наш-ер-блажен, — выговаривал я, водя указкой по странице...

М. Горький

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с пословицей

— Прочитайте пословицу, данную в учебнике на с. 9. Обсудите с другом ее смысл.

— Расскажите одноклассникам, к какому выводу вы пришли.

2. Рассказ о домашней библиотеке

— Расскажите о вашей домашней библиотеке. Какие детские книги в ней есть? (Рассказы детей.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните содержание произведения М. Горького «О книгах». К чему он нас призывает?

— Чье выступление вам больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание

Узнать об истории создания бумаги, о том, как делают книги.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе. Произведения о Родине

Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество

План – конспект урока литературного чтения, 4 класс. Ледовое побоище

Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!