Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества»
Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной Деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ пословиц и поговорок, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях), личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословиц на тему дружбы.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), издание «Пословицы и поговорки русского народа», выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Считалка.)
Над горою солнце встало.
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Прочитайте. (Истоки литературного творчества.)
ОТИКСИ ТУРНТИОГОАЛЕР ЕСРАВТЧТВО
(Дети составляют слова, переставляя буквы магнитной азбуки.)
— Как вы думаете, что вы расшифровали? (Ответы детей.) Это название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать.
— Как вы понимаете название нового раздела? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
— Чему мы научимся?
IV. Работа по теме урока
— Проверим наши предположения. Откройте учебник нас. 18. Прочитайте название раздела. С какими понятиями мы будем работать на уроках? (Притчи, былины, мифы.)
— Какие из этих понятий вам знакомы?
Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ. Былина - русская народная эпическая песня — сказание о богатырях.
Миф — древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Какой вопрос возник у ребят? Что они предположили?
— Что бы вы сказали ребятам?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Так как же называется новый раздел?
— Как вы поняли значение слова истоки?
— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров.
— Какой ответ вы выберете?
— Перечислите записанные на с. 19 учебника виды народного творчества. Выпишите их названия в творческую тетрадь.
— Приведите примеры каждого фольклорного жанра: сказки, загадки, пословицы, потешки, поговорки, небылицы, скороговорки, колыбельной песни, былины.
(Дети вспоминают известные им произведения народного творчества.)
— Ребята, прочитайте и отгадайте загадки.
Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)
Я думал: ног не унесу.
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница.)
Рыжий, да не конь.
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (Таракан.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают —
Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)
— На какие две группы можно разделить эти загадки? (О насекомых и о деревьях.)
— Как вы считаете, почему на этом уроке вам предложено разгадать загадки? (Они относятся к устному народному творчеству.)
— На нашей выставке есть книги по теме раздела. Что вам особенно нравится, что бы хотелось рассказать или прочитать?
(Дети загадывают загадки, читают заклички, пословицы и т. п.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
— Что называют фольклором? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.
Домашнее задание
Принести книги по теме раздела. Подготовить пословицы и поговорки разных народов.
Автор: Кутявина С. В.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения в 4 классе. Произведения о Родине
Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
План – конспект урока литературного чтения, 4 класс. Ледовое побоище
Нет комментариев. Ваш будет первым!