Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом
Цели: после летнего отдыха привлечь к чтению книг; узнать, как расширился читательский кругозор обучающихся; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для книги.
Оборудование: цветик-семицветик, на лепестках которого написаны темы, выставка книг, стихи Э. Успенского на карточках.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Викторина «Пословицы, поговорки, крылатые выражения»
— Узнайте пословицы и поговорки.
• Назовите имя фольклорного погонщика телят. (Макар. Куда Макар телят не гонял.)
• Когда рыба запоет? (Когда рак на горе свистнет, тогда и рыба запоет.)
• Какая пословица поможет вам оправдаться за существенное опоздание на урок? (Учиться никогда не поздно.)
• Какая пословица настоятельно рекомендует подсказывать друзьям на уроках и давать списывать контрольные? (Сам погибай, а товарища выручай.)
• К какому занятию приравнивает русская поговорка преждевременный дележ еще не полученного добра? (Делить шкуру неубитого медведя.)
• Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не меняется.)
• Что говорят, когда чьи-либо слезы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут помочь? (Москва слезам не верит.)
III. Работа по теме урока
1. Коллективное рассматривание книг
— Кто из вас был внимателен: сколько вопросов викторины я задала? (7.)
(На лепестках цветка записаны темы: 1) о Родине, о подвигах, о славе; 2) о природе; 3) о сверстниках и школе; 4) о приключениях и волшебстве; 5) о богатырях и героях; 6) о дружбе; 7) (без надписи).)
— Какие книги вы сегодня принесли? Давайте оформим книжную выставку.
(Ученики выставляют книги по темам и кратко рассказывают о них по плану.)
План представления прочитанной книги
1. Название.
2. Автор, иллюстратор (художник).
3. Что читали (сказка, стихотворение, рассказ).
4. О чем читали (см. темы на лепестках цветка, указать свою).
— Посмотрите, какая выставка получилась. Отрывки из каких книг вы хотели бы услышать? (Ответы детей.)
2. Индивидуальные выступления обучающихся
(Ученики кратко пересказывают содержание любимых произведений, рассказывают, что нового узнали из прочитанных книг, что открыли для себя. Заслушивают выборочный пересказ к самой интересной иллюстрации в книге. Дети советуют одноклассникам прочитать всю книгу или, возможно, самое интересное произведение из нее и т. д.)
3. Чтение стихов Э. Успенского
— Отгадайте, о чем речь. Доскажите слово все вместе, хором.
Чудак-математик
В Германии жил,
Он хлеб с колбасой
Взял и вместе сложил.
Затем результат
Положил себе в рот —
Вот так
Человек изобрел... (бутерброд).
— Представьте себе бутерброд. Кто знает, как его надо правильно есть, чтобы было вкуснее? (Его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.)
— Откуда вы это знаете? Кто дал такой совет? (Из книги «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского. Так советовал кот Матроскин.)
— Какие книги Э. Успенского вы читали? (Ответы детей.)
— Сегодня мы вспомним его стихотворения. Из каких произведений эти строчки?
...Но сколько ни спешил он
И как он ни старался,
Никто ему спасибо
Сказать не догадался. («Троллейбус».)
... Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки... («Если был бы я девчонкой».)
— Был на квартиру налет?
— Нет.
— К нам заходил бегемот?
— Нет.
— Может быть, дом не наш?
— Наш.
— Может, не наш этаж?.. («Все в порядке».)
(Чтение стихотворений «Память», «Удивительный пейзаж» на карточках.)
— Что можно узнать из стихов о самом авторе? Какой он? (Ответы детей.)
4. Викторина «Творчество Э. Успенского»
— Узнайте, из каких произведений эти цитаты.
• На столе стоял поднос с фруктами. Фрукты были какие-то неведомые. Они были фиолетовые и напоминали баклажаны. Баклажаны, опоясанные застежкой-молнией. Если молнию потянуть, появлялась земляничного цвета мякоть. По вкусу — смесь ананаса с грецким орехом. («Меховой интернат».)
• Не хотели сражаться, а хотели сдаваться, потому что сосиски вкуснее снарядов! Долой горох, да здравствует творог! За каждого генерала нам дадут кусочек колбасы или кусочек сала! («Гарантийные человечки».)
• Стали суп вливать и котлеты запихивать прямо в бак. Тут как затарахтит! («Дядя Федор, пес и кот».)
• Наступила осень, и огромный веселый дачный поселок на станции Интурист опустел в один день. Только семья Люси Брюкиной никак не могла уехать. («Меховой интернат».)
• В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы. («Вниз по волшебной реке».)
• Я люблю, когда у человека характер веселый — колбасно-угощательный. А не наоборот — венико-выгонятельный». («Дядя Федор, пес и кот».)
• Шеф! У меня идея. Давайте отправим меня в командировку на место проживания объекта. С заданием изучить его обычный день. Я бы все выяснил: что он ел, где он был, как его могли украсть... («Колобок идет по следу».)
• Потерялся мальчик. Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. И рост метр двадцать. Нашедшего ждет подарок. («Дядя Федор, пес и кот».)
— О ком идет речь? Узнайте по описанию.
• А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком... (Почтальон Печкин.)
• У одних родителей мальчик был. Звали его... Потому что он был очень серьезный и самостоятельный. (Дядя Федор.)
• В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. И звали его... (Чебурашка.)
• Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка. (Старуха Шапокляк.)
• Собака породы овчарка. Высокая, средней лохматости. По окраске брюнето-шатенка. Повышенной зубастости. Имеет 6 медалей, охраняет здание вместе со сторожем. (Рекс.)
• А тут к ним пес подбегает. Лохматый такой, взъерошенный. Весь в репейниках. — Возьмите меня к себе жить, — говорит. — Я буду вам дом охранять. (Шарик.)
5. Кроссворд «Дядя Федор, пес и кот»
По вертикали: 1. Кот, который хочет извлекать выгоду из всего. (Матроскин.) 2. Кличка, которую дал кот Матроскин своей корове. (Мурка.) 3. Имя папы Дяди Федора. (Дима.) 4. Хобби Шарика. (Охота.) 5. Вместо того чтобы добывать дичь, пес брал с собой на охоту... (Фоторужье.) 6. Хозяин хотел назвать его «Стремительный», как крейсер, но Дядя Федор настоял на более подходящем имени для теленка... (Гаврюша.) 7. Имя мамы Дяди Федора. (Римма.) 8. Весьма вредный и занудный мужчина лет шестидесяти, работает на почте. (Печкин.) 9. Простой дворовый пес. (Шарик.)
По горизонтали: 8. Деревня, где жили Дядя Федор и его друзья. (Простоквашино.)
IV. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
V. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие книги захотелось прочитать?
Домашнее задание
Читать книги Э. Успенского и других авторов. Составить кроссворды по любимым произведениям.
Автор: Кутявина С. В.
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект урока литературного чтения, 4 класс. Ледовое побоище
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России
Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество
Нет комментариев. Ваш будет первым!