План – конспект урока литературного чтения по ФГОС, 4 класс

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...». А. Куинджи «Ранняя весна»

Цели: расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Оборудование: портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока (А. Куинджи «Ранняя весна»), аудиозапись стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса — чудеса:

— Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами?

С лисами,

С весной,

С лесами?

С чибисами?

С чудесами?

В. Бахревский

(После самостоятельной подготовки учащиеся читают индивидуально. Определяется, кто быстрее и правильнее смог проговорить.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, мы сейчас читали стихотворение Владислава Бахревского. Как вы поняли, о чем оно?

— Где мы можем встретить чудеса? (Конечно, в лесу, на природе.)

— А сейчас составьте из букв магнитной азбуки имя поэта, чьи стихи будем читать на уроке. (Федор Иванович Тютчев.)

РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ

— Определите тему и пели урока.

— Кто из вас выучил стихотворение А.С. Пушкина? Прочитайте.

— Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы детей.)

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома. В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался в ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

(Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Еще земли печален вид...». Чтение стихотворения вслух учащимися. Беседа после чтения.)

— Объясните значение выражений а воздух уж весною дышит, сквозь редеющего сна.

— Подберите синоним к слову невольно. (Нечаянно, непроизвольно. )

— Подберите антоним к слову печален. (Весел.)

— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон.)

— Как Тютчеву удается показать раннюю весну?

— Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

— А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?

— Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

— Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи «Ранняя весна». Расскажите, что вы на ней видите. (Ответы детей.)

— Сравните эти два произведения: поэтическое и художественное. Что вы можете сказать о них?

Архип Иванович Куинджи — мастер создания иллюзии света при написании картин. Современников поражали необыкновенные колористические приемы. Композиционная декоративность пейзажей, активные цветовые контрасты разрушали устаревшие живописные принципы. Большое значение Куинджи придавал работе с натуры. При этом он не допускал слепого подражания, напротив, приветствовал творческую свободу. Основным в работе мастер считал отношение художника к изображаемым объектам. Строго запрещалось заполнять полотно безразличными мотивами. По мнению Куинджи, если живописца не трогает то, что он рисует, это поймут зрители. «Ранняя весна» (1890—1895) показывает пробуждение природы через идущий по реке лед, пробивающуюся сквозь снег первую траву.

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Какова главная мысль стихотворения?

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе. Произведения о Родине

Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС

Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение

Нет комментариев. Ваш будет первым!