Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: Семейный бюджет.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое семейный бюджет. Научатся анализировать и объяснять, как ведётся хозяйство страны.

Учебные материалы: карточки с терминами «бюджет», «доход», «расход»; листы с текстами.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Решите кроссворд.

По горизонтали:

3. Бюджетная область, заботящаяся о здоровье населения. (Здравоохранение)

6. Накопления, отложенные на будущее. (Сбережения)

8. Поступления в бюджет. (Доходы)

9. Установленные законом платежи государству. (Налоги)

По вертикали:

1. Прямой обмен одних товаров на другие. (Бартер)

2. Надпись на монете. (Легенда)

3. Плата за работу. (Зарплата)

4. Финансы, исходящие из бюджета. (Расходы)

5. Бюджетная область, в которую входят школы, колледжи, институты. (Образование)

7. Особый товар, который можно обменять на любые товары и ycnyr„ (Деньги)

— Соотнесите термин с его определением.

На доске.

Налог

деньги, поступающие в бюджет

Дoxoд

деньги, которые тратит государство

Pacxoд

установленные государством платежи

— Какие виды налогов вам известны? (Подоходный, на землю, акциз, пошлина.)

На что государство тратит деньги? Что такое дефицит бюджета?

2. Мотивация учебной деятельности

— Бюджет составляет не только государство. Его составляют заводы, фабрики, различные фирмы и даже семьи. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о семейном бюджете.

3. Работа по теме урока

— Давайте подумаем, как складывается бюджет семей? Посмотрите на схему бюджета государства.

На доске.

— Останется ли такая схема в семье?

Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составляться бюджет семьи? Самый удобный срок — на месяц.

Познакомимся с доходами, которые могут быть в семье. Как вы думаете, какой основной источник доходов в семьях?

Это заработная плата. Она может быть постоянной, а может меняться. Почему?

Если у человека фиксированная сумма оплаты труда (она называется оклад), то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотек. Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше Деталей, то получит больше. Такая форма оплаты труда называется сдельной. Оплата работы может быть почасовой. Тогда за каждый час работы начисляется какая-то определённая сумма. Так, например, работают охранники.

Это мы говорим о людях, которые каждый день ходят на работу на предприятия или в различные заведения. Но есть люди, профессия которых позволяет им работать дома. Как, например, работает писатель? Как оплачивался работа композитора? Художника?

Люди этих профессий получают не зарплату, а гонорар. Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Между кем могут заключаться такие договоры?

Писатель или поэт заключают договоры с издательствами, которые выпустят их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами. Художники договариваются с покупателем или владельцем художественного салона, который выкупит картину. Гонорары могут выплачиваться не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу.

Какие ещё доходы могут поступать в семью?

Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся их пенсии. Что такое пенсия? Это денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определённое количество лет), по инвалидности или нетрудоспособности.

Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Стипендия — постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.

Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребёнком, то она будет получать небольшое пособие — денежную помощь. Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже труда и ищет работу.

Если кто-то из членов семьи имеет собственную фирму или собственное предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.

Если в семье есть ещё одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход будет называться рентой.

Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке, то от банка семья получает определённую сумму денег, которая называется процент.

А теперь вспомним все виды доходов, которые могут поступать в семейный бюджет, и занесём их в таблицу.

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

(эта графа заполняется в конце урока )

Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар, пособие, процент, прибыль, рента

Квартплата, образование (секции, кружки, детский сад), транспорт, питание, одежда, обувь, культурный досуг, лечение, путешествия (отпуск), мебель, бытовая техника

— А на что семья тратит деньги?

Практическая работа

— Давайте проведём опыт.

Я не буду говорить о том, сколько денег в предполагаемом бюджете семьи.

Мы даже уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть у нас с вами будут «шустрики».

Сейчас вы получите листы, на которых будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ещё ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.

Учитель раздаёт лист № 1. Дети работают в парах.

Лист № 1

Лекарства

Продукты

Одежда

Бытовая химия

Транспорт

Велосипед

Спортивная (музыкальная) школа, кружки

Книги

Игровая приставка

Квартплата

Кроссовки(босоножки)

Игрушки

Диски

Посещение кинотеатра

Посещение театра, цирка

— А теперь я раздам вам листы, где будут проставлены цены товаров и Услуг в «шустриках».

На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами и Услугами.

Учитель раздаёт лист №2.

Лист № 2

Лекарства — 2 ш.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) — 50 ш.

Одежда —10 ш.

Бытовая химия — 1 ш.

Транспорт —10 ш.

Велосипед — 20 ш.

Спортивная (музыкальная) школа, кружки — 10 ш.

Книги — 1 ш.

Игровая приставка — 30 ш.

Квартплата (коммунальные платежи, электричество) — 20 ш.

Кроссовки (босоножки) — 5 ш.

Игрушки — 3 ш.

Диски — 3 ш.

Посещение кинотеатра — 3 ш.

Посещение театра, цирка — 6 ш.

— Сложите все шустрики. Какая сумма у вас получилась?

А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков в месяц. У кого сумма больше этой цифры? Что образовалось в вашем семейном бюджете? {Дефицит шустриков.)

У кого сумма меньше 100 шустриков? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)

Конечно, это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться. Можно ли сэкономить на квартплате? На какой её части? Только на оплате электроэнергии. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включёнными телевизор и свет. Пока вы пьёте чай на кухне, электричество расходуется зря. Выключая электроприбор перед уходом, вы экономите деньги.

Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа-чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.

Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придётся забыть на долгое время.

Конечно, можно не ходить в кино, театры, музеи, на занятия в секции и кружки. Но не стоит так обеднять свою жизнь из-за того, что вы хотите купить себе какую-то игру.

Дети выполняют задание № 1 на с. 41 в рабочей тетради.

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб ещё каких-то покупок. А может быть, родителям даже придётся занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета, поэтому закончим заполнение таблицы (таблица располагается в начале конспекта), внесём в неё расходы.

Могут ли в семье появиться доходы, которые не были запланированы? Рассмотрите рисунок на странице 77, он вам подскажет один из таких доходов. (Выигрыш в лотерею.)

— Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию?

Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это также является доходом.

Представьте, что на день рождения вы получили довольно большую сумму денег. Как бы вы их потратили? Составьте план своих расходов.

Дети записывают результаты в рабочей тетради (с. 42, №4).

5. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 77-78.

— Сравните таблицу, которую мы заполнили в ходе урока, и таблицу в учебнике на странице 76. Чем они похожи? Чем различаются? Полный ли список расходов мы составили? Конечно, нет. Это приблизительный список, в который мы внесли самое необходимое. В каждой семье сюда добавится что-то своё.

Дома дети выполняют задания на с. 78 учебника и № 2, 3 на с. 42 в рабочей тетради.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока по окружающему миру «Дорожные знаки», 3 класс. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Кто что ест. Плешаков

Нет комментариев. Ваш будет первым!