Гороскопы на каждый день
Овен гороскоп на сегодня
Овен
Телец гороскоп на сегодня
Телец
Близнецы гороскоп на сегодня
Близнецы
 
Рак гороскоп на сегодня
Рак
Лев гороскоп на сегодня
Лев
Дева гороскоп на сегодня
Дева
 
Весы гороскоп на сегодня
Весы
Скорпион гороскоп на сегодня
Скорпион
Стрелец гороскоп на сегодня
Стрелец
 
Козерог гороскоп на сегодня
Козерог
Водолей гороскоп на сегодня
Водолей
Рыбы гороскоп на сегодня
Рыбы
 

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Литературное чтение по ФГОС «Школа России» - 2 класс

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить их с библиотекой, развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке, а также о той, которую они посещают.

Оборудование: карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой), зашифрованное название темы урока; выставка любимых книг.

Информация для учителя

Если есть возможность, то лучше этот урок провести в библиотеке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Кому оно посвящено? (Библиотекарям.)

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные.

Милые тихоголосые женшины,

В книгах — всеведущи, в жизни — застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари.

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети

Люди без завтра и люди без памяти.

Л. Ошанин

— Какие слова или выражения были непонятны?

Заметь — так в старину называли метель (или наметенный сугроб); заплутавшие в замети — заблудившиеся, сбившиеся с пути во время метели. Поэт употребил это выражение в переносном смысле.

— Как автор называет библиотекарей?

— Какими они ему кажутся?

— Чем ему представляются залы?

— Прочитаем стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, а что вы можете сказать о библиотекарях? Сегодня на уроке мы поговорим с вами о библиотеках, узнаем о них много нового и интересного.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа о библиотеках

— Как вы думаете, когда появились библиотеки?

— Для чего они были созданы?

2. Общение с библиотекарем (игровая форма)

— Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Это библиотекарь.)

Библиотекарь

— Знаете ли вы, каково происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: библион — «книга» и тэке — «хранилище». Теперь вам понятно значение этого слова?

— Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Приготовьте чтение скороговоркой.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог.

— Ребята, я приготовила для вас русские народные загадки. Прочитайте их, отгадайте.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

 

Черные чернизины,

Как они нанизаны!

Засмотрелся Фома —

Понабрался ума. (Буквы.)

3. Работа с учебником

— Откройте учебник на с. 6. Прочитайте тексты 1 и 2.

— Так когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?

— Что означает слово «библиотека»?

V. Физкультминутка

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

VI. Закрепление изученного

— На с. 7 вам предлагаются темы проектов. Прочитайте их названия.

— Ознакомимся с планом действий.

(Дети читают пункты плана и объясняют, как они их поняли.)

Материал для учителя

Когда появились библиотеки

Первая библиотека возникла 8 000 лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как клинопись. Дощечки обжигали, а самые ценные из них помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Таковы были первые библиотеки.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечниками и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Она возникла примерно в 300 г. до н. э. Там хранилось более 700 000 свитков папируса. Все «книги» были классифицированы по 120 темам и описаны в каталогах.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Юлий Цезарь планировал создать целую систему публичных библиотек, и после его смерти они стали пользоваться особой популярностью. Богатые жители Рима специально основывали библиотеки для бедняков, а также сами собирали огромные коллекции книг для себя. КIV в. в Риме существовало 28 публичных библиотек.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

В конце Средневековья, когда были возведены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции славились своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Английские политические деятели в начале XIX в. призвали народ к поддержке библиотек. В 1850 г. английский Парламент разрешил создание библиотек.

— Расскажите о своей домашней библиотеке.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

— Чем отличается домашняя библиотека от публичной?

Домашнее задание

1. Сходить в библиотеку. Узнать о старинных книгах.

2. Принести в класс какую-то старую книгу, если такая найдется.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и тетерев»

Нет комментариев. Ваш будет первым!