Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Кто что ест. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Кто что ест.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают об особенностях питания разных животных, о том, что такое цепи питания. Научатся моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Учебные материалы: магнитные карточки для построения цепей питания; презентация с изображениями животных; интерактивная доска; книга «Зелёные страницы» (А.А. Плешаков).

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Разнообразие животных».

— Впишите в таблицу представителей каждой группы животных.

Название группы

Представители группы

Черви

 

Моллюски

 

Иглокожие

 

Ракообразные

 

Паукообразные

 

Насекомые

 

Рыбы

 

Земноводные

 

Пресмыкающиеся

 

Птицы

 

Звери

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Я прочитаю вам сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь». Попробуйте угадать этого зверя раньше, чем я его назову.

По ходу чтения учитель делает паузы, чтобы дети могли высказать свои предположения.

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

И слышу я голосок:

— Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

— Дятел!

— Вот и не угадал! Ещё ем я ос и шмелей!

— Ага! Ты птица осоед!

— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

— Гусениц и личинок любят дрозды.

— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

— Тогда ты, наверное, лесная мышь.

— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

— Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

— Рано! — ответил я.

— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

— Может, ты цапля?

— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

— Похоже, ты куница.

— Не говори мне про куницу. Куница — мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.

Я рассердился и крикнул: «Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!»

— Сдаёшься? — спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и я увидел белку!

— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

— До конца сказки вам не удалось угадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как автор. А животные могут в разных условиях питаться разными вещами.

Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.

3. Работа по теме урока

— Прочитайте текст на странице 94 учебника.

На какие группы можно разделить животных по типам питания?

На доске таблица.

                                     Животные

растительноядные

насекомоядные

хищные

всеядные

— Что значит «растительноядные животные»? Каких вы знаете животных, питающихся растениями?

Что значит «насекомоядные животные»? Приведите примеры таких животных.

Каких вы знаете хищных животных? Что значит «всеядные животные»?

Дети выполняют задание № 1 на с. 43 рабочей тетради.

— Животные могут питаться растениями или другими животными. Все °ни между собой связаны в цепи питания. Познакомимся с некоторыми такими цепями.

Дети работают с текстом рассказа «Звено в неразрывной цепи» из книги «Зелёные страницы» (с. 163-164).

— Лягушки и жабы должны жить потому, что в цепях природы, где всё связано одно с другим, у них своё очень важное место.

Одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. За период с апреля по сентябрь они съедают больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных жуков. Тем самым она не допускает, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Лягушки и жабы — хранители равновесия в природе.

Но равновесие зависит и от того, кто и в каком количестве поедает самих лягушек и жаб! А поедают их аисты, цапли, чайки, хищные птицы, барсуки, выдры, норки, енотовидные собаки и многие другие птицы и звери, а также хищные рыбы. Жизнь всех этих животных во многом зависит от лягушек и жаб.

Попробуйте составить цепи питания, в которых одним из звеньев будет лягушка или жаба.

Население лесного муравейника за день съедает до 100 тысяч, а за год до 10 миллионов насекомых.

Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает почти тысячу тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тысячи тлей. Это насекомое помогает людям сохранять урожай.

Постройте цепь питания, одним из звеньев которой будет тля.

Можно было бы поставить памятник черноголовой чайке-хохотунье. В одном из районов у берегов Чёрного моря были сделаны подсчёты, которые показали, что эти птицы за лето съедали такое количество лугового мотылька, какое едва поместилось бы в 14 железнодорожных вагонах.

Чайке памятник не поставили, а вот воробью — да.

Однажды вблизи Бостона (США) появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали всё подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод, но они ничего не могли поделать с опасной гусеницей. К счастью, на гусениц-вредителей обратили внимание воробьи. Они в короткий срок справились с насекомыми.

В честь такого важного события жители Бостона воздвигли в главном парке памятник воробью.

Составьте цепь питания, которую можно было проследить в Бостоне.

А теперь отправимся в ночной лес и попробуем найти там цепи питания.

На прошлом уроке мы познакомились с моллюсками. Представителем этой группы является слизень. Он всеяден, ест всё, что попадётся: гниющие растения, грибы и падаль. Но больше всего он любит свежие зелёные листья. Своей верхней губой, похожей на зуб, он отгрызает от края листа маленькие кусочки и перетирает их. Днём большой слизень выползает из укрытия только после дождя. На поиски пищи он отправляется вечером или ночью, когда воздух становится влажным.

Составьте цепи питания, одним из звеньев которых был бы большой слизень.

Лесные мыши ведут скрытный образ жизни и выходят на поиск пищи обычно ночью. У всех ночных зверей и птиц — большие глаза, острый слух и тонкое обоняние, то есть все необходимое, чтобы без труда ориентироваться в непроглядной тьме.

Среди ночных обитателей леса можно увидеть орешниковую соню. Вместе с хвостом этот зверёк достигает 15 сантиметров в длину. Эти мышки очень пугливы и осторожны.

А ещё во тьме ночи бродит барсук. Этот полосатый лесной зверь весь день спит и только в сумерках отправляется на охоту. Он ест всё, что попадается на пути: гнилушки пеньков, личинки насекомых, червей, жучков, мышей. Во время еды он громко чавкает, так что жители леса слышат, как ему вкусно.

На ночную охоту отправляется неясыть. В поисках добычи она, как бесшумная тень, скользит над лесом. Большие глаза позволяют хищнице разглядеть мышь с большой высоты. Тогда неясыть плавно опускается на сук и наблюдает за добычей. Выждав удобный момент, неясыть камнем падает вниз — опять же совершенно бесшумно.

Составьте цепи питания, которые мы смогли увидеть в ночном лесу.

Как животные приспособлены к добыванию пищи? Как они спасаются от хищников? Прочитайте об этом статью в учебнике «Кто как приспособлен».

Надо ли охранять хищных животных? Почему?

На основании текста дети находят примеры приспособления животных к добыванию пищи и защите от врагов, затем записывают их в рабочей тетради (с. 45, № 5).

Дети в парах изготавливают модели цепей питания, представленных в учебнике. Работают с цепями питания в рабочей тетради (с. 44-45, № 3,4).

С использованием атласа-определителя они выполняют задание № 2 на с. 44 в рабочей тетради, проверяют работы друг друга.

4. Рефлексия учебной деятельности

Учитель прикрепляет на доску магнитные карточки для составления цепей питания. Ученики составляют 4-5 цепей и выстраивают их на доске. Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 96.

— О каких особенностях питания животных вы узнали? Как животные приспосабливаются к добыванию пищи, защите от врагов? Какой вывод мы сделаем вместе с Мудрой Черепахой?

Дома дети выполняют задания на с. 97 учебника и № 6 на с. 46 в рабочей тетради.

Учитель проводит инструктаж по подготовке проекта на тему «Разнообразие природы родного края».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Плешаков

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока по окружающему миру «Дорожные знаки», 3 класс. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!