Конспект урока по математике, 2 класс. Сложение и вычитание в пределах 100

Урок математики во 2 классе. Тема: Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Конспект

Цели урока:

1. Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд.

2. Познакомить с разнообразием подводного мира, существенными особенностями отличия рыб от других животных.

3. Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии.

Оборудование: иллюстрации с изображением рыб, карточки с заданиями, фишки из цветной бумаги в форме рыб.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель держит в руке «туристическую путевку», сделанную из открытки, с изображением реки (озера, моря.) Внутри напечатано: «Круиз по подводному миру».

Особые условия:

• Быть внимательным, активным, знающим учеником.

• Иметь хорошие знания об обитателях подводного мира.

Слово учителя.

Ребята, нашему классу досталась туристическая путевка по подводному миру. Но здесь есть особые условия, которые выдвигает фирма, пригласившая нас в круиз.

1. В круиз отправляются самые внимательные, знающие ученики, которые будут определены по наличию у них особых фишек.

2. Разрешено брать с собой только тех туристов, которые хорошо знают обитателей подводного мира.

Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправился весь класс, поэтому вы должны быть старательными и узнать много нового, вспомнить изученное ранее, а именно: приемы сложения и вычитания в пределах ста без перехода через разряд.

III. Чистописание.

1. Разгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть - не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба.)

   

   

   

   

- Какие особенности животного отмечены в загадке?

- О каких «крыльях» идет речь?

- Какие части тела есть у рыбы?

- Посчитайте, сколько частей тела у рыбы. (4.)

- Запишите цифру 4 и пропишите ее до конца строки.

- Что может означать это число? (4 времени года, 4 ножки у стула, 4 стороны у прямоугольника, 4 лапы у животных.)

- Охарактеризуйте это число. (Число 4 стоит на четвертом месте в натуральном ряду чисел. Предыдущее - 3, последующее - 5, число 4 четное, однозначное.)

- Чем еще рыбы отличаются от других животных?

- У вас на партах есть карточки с изображением рыбы. Подумайте, чего не хватает на рисунках, и дорисуйте. (Чешуя.)

- Посчитайте, сколько чешуек вы нарисовали. (45.)

- Запишите число 45, пропишите до конца строки.

- Охарактеризуйте число 45. (Двузначное число, состоит из 4 десятков и 5 единиц, предыдущее число 44, последующее 46.)

IV. Устный счет.

1. Работа по учебнику на с. 36.

Обитателями подводного мира являются рыбы. Посмотрите на доске изображения разных рыб.

- Посчитайте, сколько их. (13.)

- Чем различаются эти рыбы?

- Давайте распределим их по месту обитания.

-  Посчитайте, сколько рыб в каждой группе. (3, 3, 3, 4.)

Составьте разные выражения, используя разные числа, и решите их.

3 + 3 + 3 + 4 = 13

3 – 3 + 3 + 4 = 7

3 + 3 - 3 + 4 = 7

3 + 3 + 3 – 4 = 5

Каждому учащемуся, выполнившему задание, выдается жетон.

2. Игра «Поймай рыбку».

На доске изображения рыб, на которых записаны примеры:

- Ребята, сидящие в 1-м ряду, должны выбрать и записать в тетрадь только те примеры, результат которых равен 48, 2-й ряд - 59, 3-й ряд - 67.

Проверка. Как вы складывали, вычитали?

На доске изображения 12 рыб с примерами:

39 + 20 =

68 - 20 =

60 + 7 =

47 + 20 =

50 + 9 =

50 - 2 =

60 – 1 =

79 - 20 =

40 + 8 =

38 + 10 =

97 - 30 =

70 - 3 =

V. Закрепление изученного.

- Ребята, а какие водоемы есть в нашем крае? (Река Волга...)

- Какие рыбы водятся в них? (Карась, лещ, судак, окунь, щука, налим, сом...)

1. Решение примеров.

У вас на партах есть карточки, на них зашифрованы названия рыб, которые водятся в Волге. Каждому примеру соответствует буква. Для того чтобы прочитать название рыбы, надо решить пример, к ответу подобрать букву и составить слово.

(Справа расположены образцы разноуровневых карточек.)

Три ученика работают у доски.

Проверка.

- Что вы знаете об этих рыбах?

Справочный материал

Сом - одна из крупных пресноводных рыб. Длиной бывает до 4 метров.

Щука - питается рыбой, птенцами, лягушками. Масса может доходить до 12 кг. За свою жизнь она съедает до 300 кг всякой рыбы.

Окунь - хищная рыба, но сам является пищей для крупных рыб и некоторых птиц. Интересно то, что окунь малочувствителен и совсем не боится шума.

Кроме рыб, в водоемах обитают раки, крабы, креветки, разные моллюски, улитки. В водоемах, где много моллюсков, вода чистая и прозрачная.

2. Решение задачи.

Вася поймал 10 раков, а Витя поймал 8 моллюсков. Сколько всего обитателей подводного мира поймали мальчики?

- Кто из мальчиков поймал больше и на сколько?

- Хорошо ли сделали мальчики?

Запишите решение.

10 + 8= 18 (об.) - поймали оба.

10 - 8 = 2 (об.) - поймал больше Вася.

- А как ответить на последний вопрос?

- Конечно, мальчики поступили плохо. Нельзя вылавливать из водоемов раков и моллюсков, так как они являются санитарами водоемов. Моллюски через свое мягкое тело пропускают грязную воду, а выделяют чистую. Раки, ползая по дну водоема, питаются останками мертвых рыб. Этим они делают воду чистой и прозрачной.

3) Работа по рисунку в учебнике.

- Рассмотрите рисунок «Что посеешь, то и пожнешь» (с. 35).

- Почему художник так назвал этот рисунок?

- Как надо вести себя у водоемов?

- Какие меры предосторожности надо выполнять?

В нашем водоеме (картинка на доске) тоже есть разные обитатели. Чтобы их увидеть, мы должны выполнить задание 373 (с. 155), найти на доске цифру, соответствующую результату, и посмотреть, кто же под ней спрятался.

62 + * = 65                       36 - * = 31

73 + * = 77                       59 - * = 58

27 + * = 29                       99 - * = 94

Ответ: под цифрой 3 - окунь, 4 - сом, 2 - консервная банка, 6 - рак, 1 - щука, 5 - дырявый сапог.

- Что из перечисленного лишнее? Давайте очистим наш водоем. Как мы должны относиться к водоемам и их обитателям?

VI. Подведение итогов.

- За каждый верный ответ вы получали фишки. Поднимите руки, у кого есть фишки.

Как вы думаете, мы выполнили условия туристической фирмы, которые были поставлены перед нами? Значит, мы все дружно отправимся в путешествие по морскому дну, ведь нам еще предстоит изучить подводных обитателей.

Рекомендуем посмотреть:

Математический диктант «Повторение за 1 класс» с ответами

Конспект урока по математике «Закрепление изученного», 2 класс. Школа России

Урок математики «Решение задач на увеличение в несколько раз», 2 класс

Конспект урока по математике «Анализ контрольной работы», 2 класс

Конспект урока по математике, 2 класс. Странички для любознательных. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!