Классный час «Движение - это жизнь» 3 класс. Конспект

Конспект классного часа для младших школьников. Тема: Мир - это жизнь

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение формулы «Движение - это жизнь» и попытаемся с вами определить основные свойства живых организмов, чтобы понять, все ли вокруг нас живое. Можем ли мы сказать, что мир, нас окружающий, - это живой мир, что мир — это жизнь?

1. Главным свойством любого живого организма является, прежде всего, движение. Мы с вами выяснили, что не только перемещение организма (ходьба, бег, наклоны...) является движением, есть еще и внутреннее движение любого вещества, а раз движение - это неотъемлемая часть всего сущего, то мы вправе сказать, что все вокруг нас является живым. Мы с вами выяснили, что движение «сердечек» - атомов в материи может быть разным, именно поэтому так много разных проявлений жизни в природе вообще и даже в жизни одного явления. (Примеры: пар, вода, лед - три состояния воды; грифель, уголь, алмаз - три состояния углерода; пчела, трутень, матка-три вида пчелы.)

2. Наиболее наглядным свойством живых организмов является то, что все живое растет: котенок вырастает в кота, ребенок во взрослого человека, зернышко - в колосок, желудь - в дуб. Все живое растет, но растет по-разному. Чтобы гриб вырос большим, ему достаточно 5-7 дней, чтобы ребенок стал большим, ему понадобится 20 лет, есть такие деревья, которые вырастают за тысячи лет. Еще дольше растут камни. Сегодня мы посадим с вами в горшочек луковичку тюльпана и будем наблюдать за его ростом. Если ваши родители наблюдали за вашим ростом и делали засечки на стене или на двери, то вы можете проверить, как вы сами растете.

3. Все живые существа способны залечивать на себе раны. Вспомните, как вы разбивали коленки, а потом они заживали, появлялась новая кожа и следов от ранки не оставалось. Причем кожа у людей постоянно обновляется, растут кости, что позволяет поломанным костям срастаться. (Примеры из жизни детей.) А животные могут заменять даже поврежденные части тела. Если ящерице оторвать хвост, то он у нее через время отрастает вновь, у лангуста на месте оторванной клешни вырастает новая. У дерева вырастают новые веточки и листья каждый год.

4. Для жизни нужна энергия. Она поступает к живым существам от Солнца, воды, воздуха, земли. Их поэтому так и называют - жизнедатели, то есть они дарят жизнь всем без исключения. Давайте это проверим. Вот мы с вами посадили луковичку тюльпана. Куда надо сажать семена, чтобы из них что-нибудь выросло?

Дети. В землю.

Учитель. Значит, растению нужна энергия земли, сила ее элементов. А что будет с растением, если его перестать поливать?

Дети. Оно засохнет, погибнет.

Учитель. Значит, и вода для жизни растения необходима?

Дети. Да.

Учитель. А солнце растению нужно?

Дети. Да.

Учитель. Без солнечного тепла наступят холода и растение замерзнет, без солнечного света растение никогда не станет зеленым, будет слабым и не способным к жизни. А без воздуха растение сможет жить?

Дети. Нет.

Учитель. Без воздуха не может жить не только верхняя, надземная часть растения, но и корни, которые находятся в земле, именно поэтому около растения изредка рыхлят почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Кроме того, воздух поступает к растению с водой, а также через поры в коре и листьях, как к человеку через кожу. На примере растения мы поняли, что без солнца, воздуха, воды и земли оно расти не может. Мы не будем рассматривать примеры с животным и человеком, с птицами и другими существами, но, поверьте, при рассмотрении выводы будут те же самые. Разница будет заключаться только в том, что, например, для растения вода все равно что для нас пища, благодаря которой мы пополняем запасы израсходованной энергии. Как иногда люди говорят, приглашая человека поесть: «Иди подкрепись», то есть пополни свой запас новой энергией. Если человек долго голодает, то говорят, что он потерял много сил, значит, их надо восстановить.

5. Все живое дает потомство. Растение дает плоды, семена или побеги новых растений. У животных рождается потомство: у тигра - тигренок, у курицы - цыпленок, у жучка, у червячка... Не будет потомства - исчезнет целый вид животных. Чтобы человек не исчез с планеты Земля, он тоже должен продолжать свой род.

6. Человек имеет разум. Если он захочет понять язык растения, он может научиться понимать его. Например, тюльпан может подсказать, что скоро будет дождь, луковица может подсказать, какая будет зима, любое растение говорит человеку о том, что оно хочет пить... Если проявите внимательность и наблюдательность, вы научитесь понимать и растения, и животных. Очень многие животные, особенно те, которые дружны с человеком, имеют довольно развитый ум. Это и собаки, и кошки, и коровы, и козы и другие. Иногда их хозяева так и говорят: «Ну все понимают, только не говорят». Человек - самое развитое существо на Земле и самое умное, именно поэтому человек ответственен за все, что происходит на планете.

7. Все живое умеет приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Вот, например, летом все живут и радуются, а наступает зима, и всё меняется: у растения на время замирает жизнь; насекомые и некоторые виды животных впадают в спячку, другие животные одеваются на зиму в теплый мех, человек шьет теплую одежду и отапливает свой дом. Мы перечислили только несколько самых важных свойств жизни, но даже они позволяют нам утверждать, что мир, в котором мы живем, и есть сама жизнь. Да, жизнь разнообразна и не всегда нам понятна, но это вовсе не значит, что жизнь должна быть только человеческой. Все сущее имеет право на жизнь, и мы как самые разумные на Земле, должны это право уважать, более того, мы должны беречь жизнь других видов и помогать им. Как вы думаете, человек имеет право лишать жизни другого человека?

Дети. Нет.

Учитель. А животное или растение? Любое живое существо рождается, чтобы жить, любое живое существо имеет право на жизнь. Если человек срубил дерево, чтобы построить себе дом, он должен посадить и вырастить новое дерево, - и так во всем. Символом жизни на протяжении многих тысячелетий было именно дерево. Дерево, выросшее из маленького семени, тоже растет, цветет, плодоносит и каждой весной вновь оживает после зимней спячки, тем самым доказывая, что жизнь вечно движется, что жизнь и есть движение.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Семья и семейные ценности» в 3 классе

Классный час по экологии, 3 класс

Классный час «В гостях у природы», 3 класс

Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения

Конспект классного часа об истории Российского флага для 3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!