Классный час по экологии, 3 класс
Классный час на новогоднюю тематику для 3 класса
Классный час для младших школьников 3 класса «Сбережем зеленую ель»
Цели мероприятия
1. Воспитывать у учащихся экологическую культуру, бережное отношение к природе.
2. Показать детям пользу труда лесовода.
Подготовка
1. Классный руководитель готовит информацию о ели.
2. Классным руководителем распределяются между детьми роли для инсценировки: ведущий, ель, воробьи (2 чел.), воздух, солнечные лучи (2 чел.), мышки (2 чел.), дети (2 чел.).
Участвуют ученики 3-го класса, классный руководитель.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Ответить на этот вопрос вам поможет вот эта загадка.
Что за дерево такое —
Вся макушка в серебре,
Расцвело у нас зимою,
В день морозный в декабре?
Что же это?
Ученики. Елка.
Классный руководитель. Правильно, это — красавица наших лесов. Ребята, а что вы знаете об этом вечнозеленом дереве? (Рассказы детей о елке.)
Каждый год в канун своего любимого праздника — встречи Нового года — люди приносят себе в квартиру самое красивое дерево наших лесов — маленькую пушистую елочку. Весной и летом, когда деревья цветут и покрыты листьями, можно найти и лучшее украшение, но зимой у нас красивее елочки дерева не найти. Обычай встречать Рождество и Новый год у нарядно украшенной елки уходит в далекие времена.
В Европе в период полного угасания природы, когда холодно, темно и мрачно, особое значение придавалось предметам, являющимся символами ее нового возрождения. Поэтому такую большую роль в праздновании Нового года играют ветки вечнозеленых или распускающихся зимой растений. Им приписывалась особая жизненная сила, которую люди пытались перенять, поставив растение в доме или прикоснувшись к нему. Сначала это были ветви слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчетом, чтобы они распустились к Новому году. Но ветки распускались не всегда, что вызывало у людей разочарование и страх. Поэтому они были заменены вечнозелеными растениями.
Елку впервые стали украшать в XVI в. во Франции, в Эльзасе. Существует легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь домой в канун Нового года, был настолько поражен красотой украшенного звездами неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветки деревьев. Придя домой, он поставил на стол елочку и украсил ее звездами и свечами. Ребята, скажите, у кого дома под Новый год стоит елочка, которую принесли из леса?
Дети отвечают.
А теперь поднимите руку, у кого стоит искусственная елочка?
Дети дают ответы. Давайте представим, сколько под Новый год люди приносят домой елок из леса. Постоит она дома неделю, другую и становится уже никому не нужной. А вот если бы она осталась расти в лесу, было бы больше пользы. Вот сегодня мы с вами и поговорим о том, какую пользу приносит эта вечнозеленая красавица лесу и что она чувствует, когда ее приносят домой в новогодний праздник. Давайте посмотрим сценку «Ель».
Сценка «Ель» по сказке Г.Х. Андерсена
Действующие лица
Ель.
Воробьи.
Солнечные лучи.
Воздух.
Мышки.
Ведущий. В лесу стояла чудесная елочка. Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь; кругом росли подруги постарше — и ели и сосны. Елочке ужасно хотелось поскорее вырасти.
Ель. Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья! Тогда я бы широко раскинула свои ветки, высоко подняла голову, и мне бы видно было далеко-далеко.
Солнечные лучи. Радуйся своей юности! Своему здоровому росту, своей молодости!
Ведущий. Так говорили елочке солнечные лучики. Ветер целовал дерево, роса проливала над ним слезы, но ель ничего этого не ценила. В Рождество срубили несколько совсем молоденьких елок. Их уложили на дровни и увезли из леса.
Ель. Куда? Куда их повезли?
Воробьи. Мы знаем! Мы знаем! Мы были в городе и заглядывали в окна! Они попадут в такую честь, что и сказать нельзя! Их ставят посреди теплой комнаты и украшают чудесными вещами.
Ель. А потом? Что было с ними потом?
Воробьи. А больше мы ничего не видали! Но это бесподобно!
Ель. Может быть, и я пойду такой же блестящей дрогой! Ах, я просто изнываю от тоски и нетерпения! Хоть бы скорее пришло Рождество! Ах, если б я уже стояла убранная в теплой комнате! А потом? Потом, верно, будет еще лучше! Иначе, зачем бы и наряжать меня? Только что именно будет? Ах, как я тоскую и рвусь отсюда!
Воздух. Радуйся нам! Радуйся нам и своей юности, лесному приволью!
Ведущий. Но она и не думала радоваться, а все росла да росла. Подошло, наконец, Рождество. В лес пришли дровосеки и нашу елочку срубили самую первую. Грустно ей было расставаться с родным лесом, — она ведь знала, что больше никогда не увидит своих милых подружек. Как тяжко ей было, грустно! Деревце пришло в себя только тогда, когда очутилось вместе с другими деревьями во дворе.
Дети. Чудесная елка! Такую-то нам и нужно!
Ведущий. Нашу елочку внесли в большую комнату, поставили в кадку с песком и стали наряжать. Тут наша елочка стала трепетать.
Ель. Ах, поскорее бы настал вечер, и зажгли свечки. А что же будет потом? Может, явятся сюда из лесу другие деревья, чтобы полюбоваться на меня? А может, прилетят к окошкам воробьи? Или, может быть, я врасту в эту кадку, и буду стоять тут такой нарядной и зиму и лето?
Ведущий. Да, многого она не знала! От напряженного ожидания у нее даже заболела кора, а это для дерева также неприятно, как для нас головная боль. И вот, наконец, наступил долгожданный вечер, наша елочка засверкала разноцветными огоньками. Вдруг в комнату ворвалась целая толпа детей, они стали плясать вокруг елки, поднялся такой шум и гам, что просто в ушах звенело. А наша елочка думала и не понимала ничего.
Ель. Что же они делают? Что это значит?
Ведущий. И вот праздник подходит к концу. Детям разрешили обобрать дерево. Как они набросились на нарядную красавицу! Только ветви трещали. Теперь уже на нашу елочку никто не смотрел, и она стала никому не нужна. На следующее утро снова пришли люди.
Ель. Сейчас опять меня начнут украшать!
Ведущий. Так подумала елка. Но люди вытащили ее из комнаты, поволокли по лестнице и засунули в самый темный угол чердака.
Ель. Что же это значит? Что мне здесь делать? Что я увижу и услышу?
Ведущий. И она, прислонившись к стене, все думала, что про нее забыли совсем. Потом старалась себя успокоить.
Ель. На дворе зима! Земля затвердела и покрылась снегом; нельзя, значит, снова посадить меня в землю, вот и придётся постоять под крышей до весны! Как это умно придумано! Какие люди добрые! Вот только здесь так темно и пусто... Нет даже ни единого зайчика... А в лесу-то как было весело! Кругом снег, а по снегу зайчики скачут! Хорошо было...
Мышки. Пи-пи! (Выскочили из норки и принялись обнюхивать дерево и шмыгать между его ветвей.) Ужасно холодно здесь! А то совсем было бы хорошо. Правда, старая ель?
Ель. Я вовсе не старая! Есть много деревьев постарше меня!
Мышки. Откуда ты? И что ты знаешь? Расскажи нам, где самое лучшее место на земле? Ты была там? Была ты когда-нибудь в кладовой, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока? Туда войдешь тощим, а выйдешь оттуда толстым.
Ель. Нет, такого места я не знаю! Но я знаю лес, где светит солнышко и поют птички!
Ведущий. И она рассказала им о своей юности. Мышата никогда не слышали ничего подобного.
Мышки. Как же ты много видела! Как ты была счастлива!
Ель. Счастлива? Да, пожалуй, тогда мне жилось недурно.
Ведущий. Чем больше елка рассказывала, тем яснее она припоминала свое прошлое, и ей казалось, что она пережила много хороших дней. Вскоре мышата разбежались, и ель вздохнула.
Ель. А ведь как было хорошо, когда эти резвые мышата сидели вокруг меня и слушали мои рассказы. Теперь и этому конец!
Ведущий. Однажды утром явились люди прибрать чердак. Вытащили оттуда и нашу ель. Сначала ее довольно грубо бросили на пол, потом слуга поволок ее по лестнице вниз.
Ель. Ну, теперь для меня начнется новая жизнь!
Ведущий. Вот на нее повеяло свежим воздухом, блеснул луч солнца — ель очутилась на дворе, ее бросили прямо в крапиву, а на верхушке все еще сияла золотая звезда.
Ель. Теперь я заживу.
Ведущий. Обрадовалась ель и расправила свои ветви. Ах, как они поблекли и пожелтели! Во дворе играли те самые ребятишки, что прыгали и плясали вокруг елки совсем недавно. Самый младший увидел звезду на елке и сорвал ее.
Ребенок. Поглядите-ка, что осталось на этой гадкой старой елке.
Ведущий. Крикнул он и наступил на ее ветки; ветви захрустели. Ель посмотрела на молодую, цветущую жизнь вокруг, потом на саму себя и пожелала вернуться обратно на чердак. Вспомнились ей и молодость, и лес, и мышата, радостно слушавшие ее рассказ.
Ель. Почему я не радовалась, пока было время? А теперь все прошло, прошло!
Ведущий. Пришел человек и изрубил елку на куски, вышла целая вязанка растопок. Как жарко запылали они над большим костром! Так она вся и сгорела.
Классный руководитель. Ребята, вам жалко елочку? Как вы думаете, где ей было лучше — в лесу или дома? Почему?
Дети высказывают предположения
А как вы думаете, как новогодний праздник сделать радостным и веселым для нас с вами и для елочки?
Дети отвечают
Так вот давайте же представим себе, что мы оказались с вами в лесу, выбрали самую красивую елочку, нарядили ее и устроили веселый праздник. Давайте споем песню «Елочка — зеленая иголочка».
Не рубили елочку
Мы под Новый год —
Возле дома нашего
Елочка растет.
Припев:
Елочка, елочка,
Зеленая иголочка
Шишки золотистые,
Искры серебристые
Вся ты в белом инее.
Только небо синее
Облепили елочку
Звезды и флажки.
И горят на елочке
Чудо-огоньки
Припев.
Возле нашей елочки
Водим хоровод
Здравствуй, здравствуй, елочка,
Здравствуй, Новый год.
Припев
Давайте подумаем, какую же пользу могут получить от Этого дерева жители леса?
Дети отвечают
Может ли лес существовать без ели?
Дети высказывают предположения.
Чтобы вырастить маленькую елочку до 1 м потребуется 8 лет, а чтобы вырастить гектар спелого хвойного леса, требуется 80—100 лет. Для этого нужен терпеливый труд нескольких поколений.
Сейчас мы с вами немного поиграем. Покажем нашей елочке, какие мы внимательные. Игра называется «Чего на елке не бывает». Не забывайте, что наша елочка нарядная стоит на улице, мы ее не срубали, а пришли и нарядили. Итак, я называю предмет, если он может висеть на елке, значит, хлопаем, если нет — то топаем. Мягкая игрушка. Звонкая хлопушка. Петенька-Петрушка. Старая подушка. Белые снежинки. Пестрые картинки. Рваные ботинки. Плитки-шоколадки. Зайчики из ватки. Красные фонарики. Хлебные сухарики. Яркие флажки. Шапки и платки. Вкусные конфетки. Свежие газетки. Разноцветные шары. Нити яркой мишуры.
Дети отвечают.
Молодцы! Вы были очень внимательными! Ребята, скажите, довольна елочка, что мы пришли сегодня к ней и устроили такой праздник? Что мы пожелаем елочке на прощание?
Дети отвечают.
Литература
Андерсен Г.Х. Сказки и истории. М., 1992.
Астрохин В.Г. Лесная хрестоматия. М., 1988.
Кардаш Л.М. Хранители Псковских лесов. Псков, 2000.
Читаем, учимся, играем // Журнал сценариев для библиотек. 1999. № 3.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на нравственную тему, 3 класс
Конспект классного часа об истории Российского флага для 3 класса
Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения
Нет комментариев. Ваш будет первым!