Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения

Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения

Классный час - игра, 3 класс. Лекарственные растения

Цели:

- выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать экологическую культуру.

Форма проведения: игра-прогулка.

Предшествующая работа: чтение художественных произведений; прогулка, экскурсии в парк, в лес, на гору; наблюдения на дачных участках, в частном секторе; рассматривание картинок, иллюстраций о природе, лекарственных растениях; чтение описаний лекарственных растений из книг: «Лекарственные растения» под редакцией Г. Н. Кадаева, М. Д. Шинской; «Лечение растениями» Н. Г. Ковалевой; «Лекарственные растения» в научной и народной медицине издательства Саратовского университета; «Справочник по лекарственным растениям» С. Я. Соколова, И. П. Замотаева; заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Оформление: в зале (классе) на ковре рисунок из зеленых элементов - имитация леса, лесной поляны: объемные или двухсторонние сосенки, березки, шиповник, липа, малина, смородина. Растения: ромашка, подорожник, земляника (клубника), ландыш, зверобой, мята, чистотел, мать-и-мачеха, солодка, бессмертник, чабрец и другие широко известные растения; бревнышко (с корой) лежит на поляне, стоят 4-5 пенечков (с корой). В сторонке, на пне, - телефон.

Музыкальное оформление: песни и инструментальные произведения о природе: «Я люблю тебя, Россия», «Когда иду я Подмосковьем...», «Край родной», «То березка, то рябина» и другие.

Ход классного часа

I. Игра-инсценировка.

Входит старшеклассница в костюме Природы и останавливается на поляне. Костюм - платье бледных тонов - голубое, розовое, фиолетовое и др. с поясом. Сбоку, на поясе букетик цветов. В руках композиция из веток березы и цветов. На голове венок. Фата или шлейф прозрачный - капроновый или газовый. Вальсирует, кружась, останавливается на поляне.

Учитель с детьми подходят к «поляне».

Учитель. О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, по имени Природа!

Природа (голос издалека). Я здесь.

Учитель.

У нее для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.

Природа. А кто ко мне спешит?

1-й ученик. Мы, дети, матушка Природа.

2-й ученик. Пришли к тебе просить лекарственных растений.

Природа. Скажите, как можно сказать о них еще.

1-й ученик. Травы жизни.

2-й ученик. Растения-целители.

3-й ученик. Живая сила.

4-й ученик. Растения, дарящие бодрость.

5-й ученик. Кладовая витаминов.

6-й ученик. Удивительная живая сила.

7-й ученик. Творение природы.

Природа. Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях.

Учитель. Природа, позволь пройти в твои владения. Природа. Скажите мне загадки о лекарственных растениях, знаете их? Расскажите стихотворения. Дети по одному загадывают 2-3 загадки.

1) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны.

Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)

2) Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

3) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята.)

4) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш.)

ЛАНДЫШ

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим - я и ты?

Е. Серова

ОДУВАНЧИК

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице...

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е. Серова

Природа. Интересные загадки и стихотворения.

Пожалуйста, проходите, да помните правила о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь удобнее, дети. Спасибо.

А вот я вам загадаю загадки, не отгадаете. Попробуем? Я буду показывать лекарственные растения, а вы назовите их и опишите, для чего они применяются.

Природа показывает валериану, малину, шиповник или любые другие лекарственные растения.

1-й ученик. Валериана. В лечебных целях используется корневище, имеющее характерный запах. Собирать валериану рекомендуется в апреле и сентябре. Применяется при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. Это хорошее успокаивающее средство.

2-й ученик. Малина. Ее сушат, из нее делают варенье и компот. Применяют как потогонное средство при высокой температуре, ОРЗ.

3-й ученик. Шиповник. Собирать его нужно в сентябре в сухую погоду. Это хорошее средство для повышения аппетита, в шиповнике содержится много витаминов.

Природа. Молодцы, ребята, приятно вы удивили меня своими знаниями. Но это еще не все испытания, которые я приготовила для вас. Предлагаю вам принять участие в викторине «Лесная аптека».

Викторина «Лесная аптека».

1) Если ты натер в пути ногу, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)

3) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

4) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)

5) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

6) Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

Природа. Спасибо, дети, вы очень хорошо всё знаете о растениях, их живительной силе, вырастете - будете народными целителями.

Звонит телефон.

Природа (учителю, называя по имени-отчеству). Послушайте, пожалуйста.

Из трубки. Алло, лесная поляна? Говорят из аптеки, зал фитобара, фитотерапевт. Просим Природу, детей собрать растения для витаминного чая. Будем очень благодарны.

Природа (обращается к детям). Какие растения нужны для витаминного чая?

Дети. Плоды шиповника, черной смородины, рябины, земляники, листьев малины, ежевики.

Природа. Все помнят, все знают. Молодцы!

Звонок телефона.

Учитель (взяла трубку, послушала, обращается к детям). Кто ответит фитотерапевту, какие растения нужны для аппетитного чая?

Ученик (берет трубку). Полынь горькая, тысячелистник.

Фитотерапевт. Из аптеки. Большое спасибо, дети.

Природа. О, человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер... Цени ее доверие!

Учитель у телефона, набирает номер, слышен зуммер, затем раздается звонок.

Учитель. Аптека, фитобар... Наши дети хотят с вами поговорить.

Ученик (у телефона). Мы вам можем предложить растения: листья мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки, сосновые почки, шалфей.

Аптека. Огромное вам спасибо! Для нашего бара так нужны именно эти растения. Сейчас похолодало, столько простуды, люди кашляют. Это прекрасный сбор для грудного чая.

1-й ученик.

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны.

2-й ученик.

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленые весны.

Природа. Как чудесно вы все знаете о природных богатствах растений!

3-й ученик. А есть еще растения лекарственные. Можно я позвоню в аптеку? Фитобар? Вам нужны такие растения - ромашка, цветы (или, не называя, загадывает загадку или читает стихотворение), малина, плоды (можно стихотворение или загадку), мать-и-мачеха, липа, цветок?

Белая рубашка,

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок?  (Ромашка.)

 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.  (Малина.)

 

До чего ж цветок пригож –

Он на солнышко похож.  (Ромашка.)

СТАРАЯ ЛИПА

В нашем городе растет

Липа золотая,

Ярким золотом цветет,

Землю осыпая.

А на липе той живет

Золотая птица,

Песня, что она поет,

Золотом искрится.

Аптека. Ой, спасибо, спасибо, ведь это для потогонного чая при простудах.

Спасибо большое, ребята, вам,

Кто с простудой придет, чайку тому дам.

Ведь людям всем известно:

Чай потогонный пить полезно!

Звучит мелодия песни Д. Кабалевского «То березка, то рябина» или «По малину в сад пойдем», или «Мак-мак, красный мак».

Природа. Как хорошо с вами...

Звонит телефон. Учитель берет трубку и слышит голос фитотерапевта из аптеки.

Фитотерапевт. Дорогие дети, мать Природа предлагает вам прийти к нам в фитобар, откушать нашего чудесного удивительного чая, чая бодрости. Приходите, пожалуйста.

Звучит мелодия песни «На чашку чая» или «У самовара» из репертуара группы «Веселые ребята». В зал фитобара входят дети, Природа, учитель. В зале расставлены 4 столика, на каждом из четырех видов чая для угощения: потогонный, витаминный, грудной, чай для увеличения аппетита.

Фитотерапевт. Итак, как ваши дела?

1-я группа детей. У нас плохой аппетит!

Фитотерапевт. Найдите в зале свои растения и садитесь.

2-я группа детей. У нас вялость, усталость, большая утомляемость.

Фитотерапевт. Значит, вам нужны витамины. Найдите по растениям свой витаминный чай.

3-я группа детей (держатся за горло, голову). Простыли, температура.

Фитотерапевт. Чтобы выгнать простуду, надо хорошо пропотеть. Найдите свой чай - потогонный.

Если нет нужных растений, можно использовать картинки с их изображением. Можно налить мёд в горшочки как рекомендуемую добавку к чаю.

II. Чаепитие.

Во время чаепития тихо звучит (в качестве фона) мелодия «На дальней станции сойду» («Полевые цветы», «Городские цветы» или «Подорожник-трава»).

Дети. Спасибо за чай.

III. Заключение.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

Природа (обращается к детям). Дети, скажите, как можно изучать лекарственные растения?

1-й ученик. По картинкам.

2-й ученик. По гербариям.

3-й ученик. По живым растениям.

4-й ученик. На прогулках, экскурсиях.

Природа. Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные сокровища леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей?

1-й ученик. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

2-й ученик. Нельзя срывать растения для букетов.

3-й ученик. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

4-й ученик. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

5-й ученик. Собирая лекарственные растения, нужно обязательно оставлять их и в природе, чтобы они размножались.

6-й ученик. Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя - ландыш, валериана, первоцвет.

7-й ученик. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных.

Дети поднимают вверх картинки с нарисованными ландышами, фиалками, подснежниками, кувшинками, колокольчиками.

Дети. Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов - нельзя! Они занесены в Красную книгу.

Цветы можно нарисовать на карточке с двух сторон, прикрепить изображение к палочке, рейке и т. п.

Природа. Молодцы дети, правильно. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите.

Дети (все вместе).

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Природа. Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

(Обращается к хозяйке фитобара.) Большое спасибо за чудесные лечебные чаи.

Хозяйка. Вам спасибо за растения, за стихи, за то, что вы очень хотите заботиться о родной природе. Я вам подарю рецепты чая из растений. (Раздает открытки с рецептами детям и гостям.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Семья и семейные ценности» в 3 классе

Классный час на нравственную тему, 3 класс

Конспект классного часа об истории Российского флага для 3 класса

Классный час по экологии, 3 класс

Классный час в 3 классе «Куклы в нашей жизни»

Нет комментариев. Ваш будет первым!