Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения
Классный час - игра, 3 класс. Лекарственные растения
Цели:
- выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- прививать экологическую культуру.
Форма проведения: игра-прогулка.
Предшествующая работа: чтение художественных произведений; прогулка, экскурсии в парк, в лес, на гору; наблюдения на дачных участках, в частном секторе; рассматривание картинок, иллюстраций о природе, лекарственных растениях; чтение описаний лекарственных растений из книг: «Лекарственные растения» под редакцией Г. Н. Кадаева, М. Д. Шинской; «Лечение растениями» Н. Г. Ковалевой; «Лекарственные растения» в научной и народной медицине издательства Саратовского университета; «Справочник по лекарственным растениям» С. Я. Соколова, И. П. Замотаева; заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.
Оформление: в зале (классе) на ковре рисунок из зеленых элементов - имитация леса, лесной поляны: объемные или двухсторонние сосенки, березки, шиповник, липа, малина, смородина. Растения: ромашка, подорожник, земляника (клубника), ландыш, зверобой, мята, чистотел, мать-и-мачеха, солодка, бессмертник, чабрец и другие широко известные растения; бревнышко (с корой) лежит на поляне, стоят 4-5 пенечков (с корой). В сторонке, на пне, - телефон.
Музыкальное оформление: песни и инструментальные произведения о природе: «Я люблю тебя, Россия», «Когда иду я Подмосковьем...», «Край родной», «То березка, то рябина» и другие.
Ход классного часа
I. Игра-инсценировка.
Входит старшеклассница в костюме Природы и останавливается на поляне. Костюм - платье бледных тонов - голубое, розовое, фиолетовое и др. с поясом. Сбоку, на поясе букетик цветов. В руках композиция из веток березы и цветов. На голове венок. Фата или шлейф прозрачный - капроновый или газовый. Вальсирует, кружась, останавливается на поляне.
Учитель с детьми подходят к «поляне».
Учитель. О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, по имени Природа!
Природа (голос издалека). Я здесь.
Учитель.
У нее для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Природа. А кто ко мне спешит?
1-й ученик. Мы, дети, матушка Природа.
2-й ученик. Пришли к тебе просить лекарственных растений.
Природа. Скажите, как можно сказать о них еще.
1-й ученик. Травы жизни.
2-й ученик. Растения-целители.
3-й ученик. Живая сила.
4-й ученик. Растения, дарящие бодрость.
5-й ученик. Кладовая витаминов.
6-й ученик. Удивительная живая сила.
7-й ученик. Творение природы.
Природа. Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях.
Учитель. Природа, позволь пройти в твои владения. Природа. Скажите мне загадки о лекарственных растениях, знаете их? Расскажите стихотворения. Дети по одному загадывают 2-3 загадки.
1) Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)
2) Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
3) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята.)
4) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш.)
ЛАНДЫШ
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг
Услышим - я и ты?
Е. Серова
ОДУВАНЧИК
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице...
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
Природа. Интересные загадки и стихотворения.
Пожалуйста, проходите, да помните правила о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь удобнее, дети. Спасибо.
А вот я вам загадаю загадки, не отгадаете. Попробуем? Я буду показывать лекарственные растения, а вы назовите их и опишите, для чего они применяются.
Природа показывает валериану, малину, шиповник или любые другие лекарственные растения.
1-й ученик. Валериана. В лечебных целях используется корневище, имеющее характерный запах. Собирать валериану рекомендуется в апреле и сентябре. Применяется при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. Это хорошее успокаивающее средство.
2-й ученик. Малина. Ее сушат, из нее делают варенье и компот. Применяют как потогонное средство при высокой температуре, ОРЗ.
3-й ученик. Шиповник. Собирать его нужно в сентябре в сухую погоду. Это хорошее средство для повышения аппетита, в шиповнике содержится много витаминов.
Природа. Молодцы, ребята, приятно вы удивили меня своими знаниями. Но это еще не все испытания, которые я приготовила для вас. Предлагаю вам принять участие в викторине «Лесная аптека».
Викторина «Лесная аптека».
1) Если ты натер в пути ногу, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)
3) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
4) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
5) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)
6) Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)
Природа. Спасибо, дети, вы очень хорошо всё знаете о растениях, их живительной силе, вырастете - будете народными целителями.
Звонит телефон.
Природа (учителю, называя по имени-отчеству). Послушайте, пожалуйста.
Из трубки. Алло, лесная поляна? Говорят из аптеки, зал фитобара, фитотерапевт. Просим Природу, детей собрать растения для витаминного чая. Будем очень благодарны.
Природа (обращается к детям). Какие растения нужны для витаминного чая?
Дети. Плоды шиповника, черной смородины, рябины, земляники, листьев малины, ежевики.
Природа. Все помнят, все знают. Молодцы!
Звонок телефона.
Учитель (взяла трубку, послушала, обращается к детям). Кто ответит фитотерапевту, какие растения нужны для аппетитного чая?
Ученик (берет трубку). Полынь горькая, тысячелистник.
Фитотерапевт. Из аптеки. Большое спасибо, дети.
Природа. О, человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер... Цени ее доверие!
Учитель у телефона, набирает номер, слышен зуммер, затем раздается звонок.
Учитель. Аптека, фитобар... Наши дети хотят с вами поговорить.
Ученик (у телефона). Мы вам можем предложить растения: листья мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки, сосновые почки, шалфей.
Аптека. Огромное вам спасибо! Для нашего бара так нужны именно эти растения. Сейчас похолодало, столько простуды, люди кашляют. Это прекрасный сбор для грудного чая.
1-й ученик.
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны.
2-й ученик.
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Природа. Как чудесно вы все знаете о природных богатствах растений!
3-й ученик. А есть еще растения лекарственные. Можно я позвоню в аптеку? Фитобар? Вам нужны такие растения - ромашка, цветы (или, не называя, загадывает загадку или читает стихотворение), малина, плоды (можно стихотворение или загадку), мать-и-мачеха, липа, цветок?
Белая рубашка,
Желтенький платок.
Как зовут целебный
Полевой цветок? (Ромашка.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
До чего ж цветок пригож –
Он на солнышко похож. (Ромашка.)
СТАРАЯ ЛИПА
В нашем городе растет
Липа золотая,
Ярким золотом цветет,
Землю осыпая.
А на липе той живет
Золотая птица,
Песня, что она поет,
Золотом искрится.
Аптека. Ой, спасибо, спасибо, ведь это для потогонного чая при простудах.
Спасибо большое, ребята, вам,
Кто с простудой придет, чайку тому дам.
Ведь людям всем известно:
Чай потогонный пить полезно!
Звучит мелодия песни Д. Кабалевского «То березка, то рябина» или «По малину в сад пойдем», или «Мак-мак, красный мак».
Природа. Как хорошо с вами...
Звонит телефон. Учитель берет трубку и слышит голос фитотерапевта из аптеки.
Фитотерапевт. Дорогие дети, мать Природа предлагает вам прийти к нам в фитобар, откушать нашего чудесного удивительного чая, чая бодрости. Приходите, пожалуйста.
Звучит мелодия песни «На чашку чая» или «У самовара» из репертуара группы «Веселые ребята». В зал фитобара входят дети, Природа, учитель. В зале расставлены 4 столика, на каждом из четырех видов чая для угощения: потогонный, витаминный, грудной, чай для увеличения аппетита.
Фитотерапевт. Итак, как ваши дела?
1-я группа детей. У нас плохой аппетит!
Фитотерапевт. Найдите в зале свои растения и садитесь.
2-я группа детей. У нас вялость, усталость, большая утомляемость.
Фитотерапевт. Значит, вам нужны витамины. Найдите по растениям свой витаминный чай.
3-я группа детей (держатся за горло, голову). Простыли, температура.
Фитотерапевт. Чтобы выгнать простуду, надо хорошо пропотеть. Найдите свой чай - потогонный.
Если нет нужных растений, можно использовать картинки с их изображением. Можно налить мёд в горшочки как рекомендуемую добавку к чаю.
II. Чаепитие.
Во время чаепития тихо звучит (в качестве фона) мелодия «На дальней станции сойду» («Полевые цветы», «Городские цветы» или «Подорожник-трава»).
Дети. Спасибо за чай.
III. Заключение.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Природа (обращается к детям). Дети, скажите, как можно изучать лекарственные растения?
1-й ученик. По картинкам.
2-й ученик. По гербариям.
3-й ученик. По живым растениям.
4-й ученик. На прогулках, экскурсиях.
Природа. Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные сокровища леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей?
1-й ученик. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
2-й ученик. Нельзя срывать растения для букетов.
3-й ученик. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
4-й ученик. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
5-й ученик. Собирая лекарственные растения, нужно обязательно оставлять их и в природе, чтобы они размножались.
6-й ученик. Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя - ландыш, валериана, первоцвет.
7-й ученик. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных.
Дети поднимают вверх картинки с нарисованными ландышами, фиалками, подснежниками, кувшинками, колокольчиками.
Дети. Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов - нельзя! Они занесены в Красную книгу.
Цветы можно нарисовать на карточке с двух сторон, прикрепить изображение к палочке, рейке и т. п.
Природа. Молодцы дети, правильно. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите.
Дети (все вместе).
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Природа. Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Обращается к хозяйке фитобара.) Большое спасибо за чудесные лечебные чаи.
Хозяйка. Вам спасибо за растения, за стихи, за то, что вы очень хотите заботиться о родной природе. Я вам подарю рецепты чая из растений. (Раздает открытки с рецептами детям и гостям.)
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на тему «Семья и семейные ценности» в 3 классе
Классный час на нравственную тему, 3 класс
Конспект классного часа об истории Российского флага для 3 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!