Игра путешествие по экологии в начальной школе

Экологическая игра для младших школьников «Эко-лэнд»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для углубления и расширения знаний о природе родного края, экологических проблемах и способах сохранения природы; способствовать развитию любознательности, интереса, желания узнать больше; создать атмосферу праздника.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о природе родного края и правилах обращения с природой; правилах конструктивной командной работы;

- результаты второго уровня: развитие ценностного отношения к природе.

Форма занятия: игра-путешествие.

Подготовка зала.

На центральной стене прикреплены силуэты цветов, листьев, в середине которых буквы; все вместе составляет название игры «Эко-лэнд». Внизу - изображения зверей, птиц, деревьев. Возле центральной стены магнитная доска с игровым полем: три игровые дорожки, составленные из розовых, голубых и зеленых кружков (длинные и короткие).

В центре зала три стола со стульями для игроков и стол для ведущего. На столе ведущего две коробки - розовая и голубая. В них карточки с вопросами: в розовой - об охране окружающей среды, в голубой - о животных и растениях. Игральный кубик с точками от 1 до 6. Жетоны за правильные ответы.

В зале расставлены стулья для зрителей.

Сценарий занятия

I. Начало игры.

Под веселую музыку дети заходят в зал, рассаживаются по местам.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране Эко-лэнд. Игра будет проходить в два этапа: I - отборочный, II - основной.

На I отборочном этапе вам будут заданы вопросы, за правильный ответ каждый получает жетон. Чья команда наберет большее количеств жетонов, выйдет в финал. В финале будут соревноваться три команды. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете нашу родную природу. Она, как никогда, нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто лучше знает жизнь зверей, растений, насекомых, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы отборочного тура.

II. Отборочный тур.

Вопросы отборочного тура:

1. Какие животные живут в наших (указывается конкретный регион) лесах?

2. Кто полгода живет без обеда?

3. Назовите правила друзей природы.

4. Вспомните названия русских народных сказок, один из героев которых - заяц.

5. Загадайте загадки о зверях.

6. Какие есть поговорки, пословицы о лесе? (Много леса не губи, item леса - посади. Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. И т. д.)

7. Спойте один куплет песни о птицах.

8. Какие звери летают? (Белки-летяги, летучие мыши.)

9. Почему насекомые так называются? (Слово «насекомое» - это дословный перевод сложного слова «insectum» (лат.), что, в свою очередь, означает: «тот, у кого есть насечки». У каждого насекомого есть на животе насечки, отделяющие один участок тела от другого. В итоге все тело насекомого покрыто насечками. От этого и пошло название «насекомые».)

10. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (Возраст спиленного дерева узнают по количеству колец его древесины.)

11. Какую траву и слепые знают? (Крапива.)

12. Отгадайте загадки. (Участникам предлагаются загадки про птиц, животных.)

Подводятся итоги отборочного тура. Команды, вышедшие в финал, занимают места за игровыми столами.

III. Основной тур.

Ведущий. Итак, мы начинаем наше путешествие. Сначала мы определим, по какой дорожке вы пойдете. Каждой команде я задам вопрос; если ответите правильно, пойдете по короткой дорожке, нет - по длинной.

Вопросы основного тура:

1. Можно ли назвать паука насекомым? (Нет.)

2. У кого самое хорошее обоняние? (У бабочки.)

3. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

Ведущий. Дорожки выбраны. Ходить вы будете по кружкам, количество которых определяется кубиком. Какой вопрос вам достанется, зависит от того, на каком кружке вы остановитесь. За правильный ответ получаете жетон. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до финиша и наберет больше карточек. На каждый вопрос дается три варианта ответа, вам нужно выбрать правильный.

Ребята, позвольте представить вам жителя страны Эко-лэнд. Это маленький человечек, его зовут Экоша. Он пришел к нам в гости, чтобы рассказать о животных и растениях, которые нуждаются в защите и охране, а также о тревожных ситуациях в природе, о катастрофах, наносящих вред всему живому.

По ходу игры Экоша будет сообщать новости из мира животных, если фишка игроков остановится на зеленом кружке.

Вопросы розовых кружков (об охране окружающей среды).

1. Какая птица, обитающая в нашем крае, занесена в Красную книгу?

A) Коршун;

Б) орел-беркут; (+)

B) пустельга.

2. Какое животное, занесенное в Красную книгу, встречается в нашем крае?

A) Выхухоль; (+)

Б) ондатра;

B) заяц-русак.

3. Назовите цветы, занесенные в Красную книгу.

A) Сон-трава; (+)                         Г) колокольчик;

Б) кувшинка; (+)                           Д) ромашка;

B) венерин башмачок; (+)           Е) вьюнок.

4. Через сколько лет полиэтиленовый пакет распадется на безопасные для экологии компоненты?

A) 100 лет;

Б) 220 лет; (+)

B) 80 лет.

5. Через сколько лет распадется на безопасные для экологии компоненты консервная банка?

A) 90 лет; (+)

Б) 150 лет;

B) 120 лет.

6. Влияют ли на окружающую среду разливы нефти?

А) Да; (+)

Б) нет.

7. Бабочка, занесенная в Красную книгу.

A) Махаон; (+)

Б) голубянка;

B) лимонница.

8. Оправится ли лес после пожара?

A) Да; (+)

Б) нет;

B) никогда.

9. Кто больше страдает при разливе нефти в море?

A) Животные;

Б) птицы; (+)

B) растения.

10. Назовите вымирающих животных.

A) Панда; (+)

Б) голубой кит; (+)

B) крокодил.

11. Что изучает экология?

A) Природу; (+)

Б) связи в природе; (+)

B) способы охраны природы. (+)

12. Если рассмотреть лишайники в городе, то можно сказать о том...

A) какая экологическая обстановка в городе; (+)

Б) в каком состоянии деревья;

B) это ни о чем не говорит.

13. Что такое заповедник?

A) Территория, на которой живут и охраняются животные; (+)

Б) территория, закрытая для посещения человеком;

B) территория, где собирают исчезающих животных.

14. Что такое охрана вида?

A) Когда все виды картошки охраняются от колорадского жука;

Б) когда охраняют вид от полного уничтожения; (+)

B) охрана вида от нападения.

15. Что нужно сделать с мусором, прежде чем его выбросить?

A) Тщательно отсортировать и упаковать в пакеты; (+)

Б) ничего не делать;

B) просто выбросить.

16. Выберите правильную последовательность зарастания болота.

A) Болото - лес - торфяник;

Б) лес - болото - торфяник;

B) болото - торфяник - лес. (+)

Вопросы голубых кружков (о растениях и животных).

1. У каких рыб икру вынашивает самец?

А) Треска; Б) морской окунь; В) морской конек. (+)

2. Какие рыбы строят гнездо?

А) Акула; Б) камбала; В) корюшка. (+)

3. Что общего у кактуса, барбариса, розы?

А) Колючки; (+) Б) засухоустойчивость; В) место обитания.

4. Какую пользу приносят семенам животные?

A) Обрабатывают для быстрого прорастания; (+)

Б) рыхлят почву;

B) перерабатывают листья, превращая их в перегной.

5. Какие животные носят детенышей на спине?

А) Кенгуру; Б) обезьяны; (+) В) жаба пипа. (+)

6. Какие организмы выдерживают температуру 75-90 °С?

А) Моллюски; Б) микробы; (+) В) раки.

7. В каком лесу меньше всего трав?

А) Смешанном; Б) лиственном; В) хвойном еловом. (+)

8. Кто ведет общественный образ жизни?

А) Пчелы; (+) Б) муравьи; (+) В) человек. (+)

9. Волк является предком:

А) другого волка; Б) собаки; (+) В) лисицы.

10. Чем полезны волки?

A) Не приносят пользы;

Б) убивают больных животных; (+)

B) съедают здоровых животных.

11. Какие растения имеют кислый вкус?

А) Ревень; (+) Б) кислица; (+) В) щавель. (+)

12. Какое растение предсказывает ненастье, дождь?

А) Одуванчик; Б) подорожник; В) кислица. (+)

13. Какой цветок три раза меняет цвет?

А) Колокольчик; Б) медуница; (+) В) лютик.

14. Назовите лекарственные растения.

А) Зверобой; (+) Б) душица; (+) В) подорожник. (+)

15. Назовите правильно составленную пищевую цепочку.

A) Клевер - бабочка - лягушка - уж; (+)

Б) уж - лягушка - бабочка - клевер;

B) лягушка - уж - бабочка - клевер.

16. Приносят ли пользу жабы и лягушки?

А) Да; (+) Б) иногда; В) нет.

17. С помощью чего защищает себя растение барбарис?

А) Веток; Б) колючек; (+) В) запаха.

18. С помощью чего защищает себя божья коровка?

А) Окраски; (+) Б) крыльев; В) ядовитой жидкости. (+)

19. Могут ли животные контролировать свою численность?

А) Да; (+) Б) нет; В) иногда.

20. Рысь охотится:

А) Днем; Б) ночью; (+) В) в любое время суток.

21. Полезны ли пауки?

А) Да; (+) Б) нет; В) иногда.

22. Грибы - это:

А) Растения; Б) животные; В) ни то ни другое, это отдельный класс.(+)

23. В нашей местности рысь обычно охотится:

А) на зайцев; (+) Б) косуль; В) птиц.

24. Что обусловливает пол у крокодилов?

A) хромосомы;

Б) температура окружающей среды; (+)

B) ничего.

25. Где создаются наиболее комфортные условия для животных и растений?

А) в парке; Б) заказнике; В) заповеднике. (+)

Зеленые кружки (зкологические новости от Экоши).

Охраняемые растения.

1. Сон-трава - первоцвет. Встретишь ее и залюбуешься красотой фиолетовых цветов. Они кажутся пушистыми, легкими и теплыми. Сказочный цветок сон-травы пытался оживить Данила-мастер, когда задумал сделать свой каменный цветок.

2. Венерин башмачок Легенда гласит, что прекрасная богиня Венера растеряла все свои башмачки. Там, где она их оставила, выросли чудесные цветы.

Нектара в цветках нет, но насекомые все равно забираются в цветок и долго из него не могут выбраться, пачкаются в липкой пыльце. Семена образуются очень редко, а прорасти могут только на пятнадцатый год, когда нить гриба (грибница) случайно проткнет это семя, и за счет гриба будет жить новый цветок. Грибы как бы являются нянькой-кормилицей. Только жизнь цветка висит на волоске: вырубают леса, исчезают грибы, а вместе с ними и венерин башмачок. Их еще собирают в букеты, а это тоже гибель для растения.

3. Марьин корень. Из корня цветка варила зелье, выгоняла хворь Марья-знахарка. А где такой цветок лучше растет, знала Марья-травница. Вот и прозвали в народе этот цветок марьиным корнем. Растение полезное, лекарственное. Корневище и корни применяются в народной медицине. Марьин корень дает семена, но они могут долго не прорастать. Люди перенесли это растение в сад.

Памятка

Никогда не рви эти цветы сам и останови жестокую руку тех, кто собирает дикорастущие растения для продажи, кто по недомыслию целыми охапками уносит их из леса домой, и твои зеленые друзья отблагодарят тебя за доброту и внимание к ним.

Охраняемые животные.

1. Выхухоль. Живет около воды, плавает и выискивает моллюсков, личинок насекомых, зимой мелких рыб и корневища с помощью носа-хоботка. У него перепончатые лапы и длинный хвост-руль, с помощью которых выхухоль хорошо плавает. Зато на суше передвигается очень медленно. Занесен в Красную книгу.

2. Летучие мыши. Представляют большой интерес для ученых: конструкторы изучают механизм их полета; умение этих животных понижать температуру своего тела подсказало врачам способ лечения некоторых болезней. Также приносят пользу, поедая насекомых-вредителей. Иногда люди нарушают покой мышей во время зимней спячки, от чего они погибают.

3. Белка-летяга. Отличается от своих собратьев меньшим размером, более круглой мордочкой и пушистым мехом. Во время прыжка, планируя, может преодолевать расстояния до 100 м. Белке-летяге грозит вымирание, поэтому необходим полный запрет на отстрел и отлов.

Охраняемые птицы.

1. Черный аист. Там, где они гнездятся, ставятся метки- объявления: «Осторожно! Здесь живет редкая птица. Имеет охранную грамоту в Красной книге». Очень редкая птица, селится обособленно, прилетает всегда обратно в свое гнездо. Зимует в Африке.

2. Степной орел, беркут, белохвостый орел. Живут рядом с водой, питаются рыбой, птицами, грызунами. Зимуют в теплых странах. Там где появляются люди, эти птицы покидают свои гнезда.

Памятка

Запомни! Ты - человек, хозяин природы. Ты поступаешь, как настоящий хозяин, настоящий человек, если не разоряешь гнезда птиц, не уносишь с собой их яйца, не ловишь птенцов. Никогда не бери птенцов в руки, иначе родители перестанут их кормить, и они погибнут от голода.

За неуклюжим птенцом наблюдать, конечно, интересно, но лучше делать это незаметно: тогда и птенец, и его родители будут спокойны.

IV. Подведение итогов, награждение победителей.

- Дорогие ребята! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в нашей игре-путешествии по стране Эко-лэнд. Человек - единственное разумное существо на Земле, он умнее и сильнее всех, поэтому все свои знания и умения он должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля. Надеемся, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять больший интерес к ней, оберегать ее. Любить можно то, что хорошо знаешь. Игра показала, что вы много знаете о природе. Наша задача - не только обогащать и расширять эти знания, но и проявлять бережное отношение к окружающему миру.

Рекомендуем посмотреть:

Игра путешествие по станциям. Начальная школа

Сценарий игровой программы по экологии для детей начальных классов

Экологическая игра для 3 класса

Зимние подвижные игры для школьников

Игра на тему «Деревья» для учащихся начальной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!