Кукольный спектакль для детей 3-5 лет

Кукольный спектакль для дошкольников младшей – средней группы «Заячьи хитрости»

Программное содержание: расширить знания детей о жизни зайцев-русаков в природе; познакомить с особенностью повадок зайца-русака в момент погони; с помощью схематической модели и объемного макета показать особенности заячьей норы (логова) в разное время года и вызвать у детей желание её изобразить; побуждать детей к активному речевому общению, включению в деятельность педагога; способствовать проявлению положительных эмоций.

Активизация словаря: петля, двойка (вздвойка) - объяснение в тексте.

Материал: высокая ширма или настольная декорация леса (время года любое); куклы зайца-беляка, собаки; плотный лист бумаги со схематичным планом передвижения зайца- русака к своему «дому» - месту лёжки; три рисунка с изображением заячьего дома в весенний, летний и зимний периоды года; материал для конструирования макетов логова зайцев-русаков: сухие древесные веточки и травянистые растения, тонкая бумага зелёных оттенков (один большой лист), белая вата.

Роль зайчонка-русачка выполняет сменный воспитатель, роль собаки - помощник воспитателя.

Ход спектакля

Картина леса. На переднем плане виден пенёк. По лесу бежит «зайчонок-русачок». За ним гонится «собака»: лает, принюхивается к следу «зайца». «Зайчонок» делает несколько кругов вокруг пенька, затем запрыгивает на него и наблюдает за «собакой», которая продолжает бегать вокруг пенька. «Собака» останавливает свой бег, вертит головой по сторонам и удивляется.

Собака. Интересно, куда этот зайчонок подевался? Ведь только что был здесь! Не иначе как на небо улетел...

Смотрит вверх и с грустным видом отправляется прочь.

«Зайчонок» смотрит «собаке» вслед, затем спрыгивает с пенька и оборачивается к детям.

Русачок. Здравствуйте, дети! Мы с братишкой Белячком договорились встретиться в лесу и пойти к вам в гости. И вот я шел-шел по лесу, а эта собака ка-а-ак погонится за мной, а я ка- а-ак побегу, а она меня из виду потеряла и ка-а-ак пошла по моему следу...

Воспитатель предлагает детям спросить «зайчонка», зачем он по кругу вокруг пенька бегал.

Русачок. Это я так следы свои запутываю. Спасаюсь от погони. Пробегу кругом, как бы сделаю петельку, а потом как прыгну в сторону, вот как сегодня на пенёк, и сижу тихо-тихо. Собака или даже лиса бегают по кругу по моим следам, носом в землю тычутся, а меня не видят.

Воспитатель. Да, хитро придумал. Русачок, а если б пенька в нашем лесу не было, чтобы ты сделал?

Русачок. А я бы всё равно по кругу побежал. Вот так. (Показывает бег.) А потом бы ка-а-ак прыгнул в сторону... (Прыгает и исчезает.) Говорит, не показываясь: «Это у нас, у зайцев, называется «сделать скидку».

Схематический план пути русака на лёжку (обозначен крестиком). Направление хода указано стрелками

Логово зайца-русака в разрезе:

1 - логово на твердом грунте или на плотном снегу;

2 - летнее логово в песчаных дюнах; 3 - снежная нора

Воспитатель предлагает детям позвать «зайца-русачка» и убедить его в том, что их не надо бояться, что они не причинят ему зла. «Зайчонок» снова появляется перед детьми.

Воспитатель. Русачок, а кто тебя так научил прятаться: мама-зайчиха или папа-заяц?

Русачок. Нет, я сам. Да это каждый зайчонок от рождения знает! А я ещё умею «двойку» и «тройку» делать!

Воспитатель. Двойку? Ты что же, плохо учишься в лесной школе?

Русачок. Да нет. «Двойка» и «тройка» - это наша заячья хитрость. «Двойка» («вздвойка») - это когда я, спасаясь от погони, бегу сначала вперёд (показывает действие), а потом по тем же следам возвращаюсь назад (показ) и... Угадайте, что я потом делаю? Правильно, я делаю в сторону один прыжок, а потом ещё один. (Прыгает и исчезает.) Вы видите меня? Нет? Вот я! (Садится на ширму.)

Русачок. А вы, дети, можете сделать такую же «двойку»?

Дети вместе с воспитателем выполняют увиденное действие под комментирование «зайчонка».

Русачок. Я вам, дети, ещё принёс картинку-загадку. Еле донес. Она такая большая. (Наклоняется и подаёт воспитателю большой плотный лист бумаги со схематичным планом пути зайца-русака к своему дому - месту лёжки.) Найдите-ка дорогу к моему дому. (Крестик на листе обозначает место лёжки зайца.)

Дети совместно с педагогом по стрелкам и с помощью пальчика руки показывают путь передвижения «зайчонка» к дому. Можно использовать маленькие плоскостные модели зайчат. Во время разговора с детьми обращается внимание на использование в речи детей следующих слов: узкий, длинный, короткий, петелька, скачок, прыжок, «двойка» («вздвойка»), путает следы, спрятался.

Воспитатель. Русачок, крестик на твоей картинке - это и есть твой дом?

Дети отвечают за «зайчонка».

Русачок. Да, это место, где я лежу. Оно так и называется - «лежка».

Малыши повторяют повое слово «лежка» и объясняют его значение. Для детей среднего возраста можно использовать термин «логово».

Воспитатель предлагает детям попросить «зайчонка» рассказать о том, как лее он строит свой дом.

Русачок. Я об этом рассказывать не буду. Вы попробуйте сами догадаться. Сейчас я вам дам «фотографии» трех моих домиков. Расскажите, как я их построил и в какое время года в них можно жить.

Воспитатель для малышей может предложить для рассматривания только один рисунок с изображением снежной заячьей норы.

«Зайчонок» подаёт воспитателю один, два или три рисунка логова зайцев в разрезе. Русачок может принимать участие в обсуждении. На рисунке под номером один изображен «дом», который русак не строит. Просто ложится в небольшое углубление под кустиком и лежит. (Закрепляется значение слова «лежка».) Русачок спрашивает у детей, в какое время года он может жить в таком «доме». На рисунке под номером два изображена неглубокая нора, в которой зайцы прячутся летом от сильной жары. На третьем рисунке изображено логово зайца-русака зимой - срез глубокой снежной норы. Педагог восхищается заячьими хитростями, замечательными заячьими домиками и выясняет у детей желание сделать разные виды домиков русака.

Методико-технологическая цепочка данной проблемы: создание детьми и педагогом декорации лесной полянки - ролевой диалог зайца-русачка с детьми о заячьих хитростях - картинка-загадка о лёжке зайца-русака - рисунки-загадки «Как Русачок строит свой дом и в какое время года можно жить в нём» - продуктивная творческая деятельность «Дом для Русачка» - домашнее задание для родителей: совместно с ребёнком сшить перчаточного зайчонка Русачка или Белячка - приобретение определённых жизненных «знаний-мыслей».

Примечание: выбор определённого вида продуктивной деятельности зависит от творческого подхода воспитателей к данному развивающему моменту. Интерес для детей представляет конструирование макетов весенне-летних и зимних домиков зайчонка-русачка. С помощью сухих веточек или веток с листьями создается лесная полянка. Тонкий лист бумаги зеленоватых оттенков, сжатый руками детей, имитирует травянистый покров, в котором дети делают углубление - лежку зайца. Из белой ваты дети могут создать как снежную нору для зайчишек-русачков, так и самих зайчишек. Старшие дошкольники могут сделать игрушки зайчат из помпонов, которые дети конструируют из отходов разноцветной шерстяной пряжи. Лапки делаются из проволоки, обвитой пряжей, а ушки - из кусочков фетра, бумаги. Большой интерес у детей вызывает коллективная работа «Картинка под стеклом». Толстую мокрую шерстяную нить каждый ребёнок наматывает на карандаш, связывает концы нити. После просыхания нити возникает спираль, из кусочков которой дети создают образы зайчат, их среду обитания. Для изображения деревьев можно использовать ткань. Сюжет композиции раскладывается детьми на стекле. А затем сверху прикрывается таким же стеклом или другим прозрачным плотным материалом. Обе половинки стекла скрепляются лесками, скотчем, и картина готова. Можно украсить ею стену.

Содержание данного мероприятия вызовет интерес и у старших дошкольников. Но воспитателям старших и подготовительных групп рекомендуется обратить внимание на следующий аспект своей деятельности. Практическая работа автора с дошкольниками показала, что детям 5-7 лет иногда даются поверхностные и неинтересные знания о жизни тех или иных животных. Наблюдаются искажения научных фактов - грубое несоответствие поведенческих действий, повадок сказочных образов животных с их реальным поведением в природе. Задача воспитателя - учиться пользоваться научно проверенными данными, уметь преподносить их детям таким образом, чтобы внутренний мир ребёнка стал бы чище, светлее и добрее.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие в средней группе «Лес – наше богатство»

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада

Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Одежда»

Конспект занятия в средней группе на тему: Моя семья

Нет комментариев. Ваш будет первым!