Урок русского языка, 4 класс. Имена существительные
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Цели: познакомить с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные»; совершенствовать умения писать с большой буквы собственные имена существительные; обогащать словарный запас собственными и нарицательными именами существительными, развивать навык точного употребления их в речи.
Оборудование: учебник русского языка (авторы С. В. Иванова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова), карточки-помощницы.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
1. 3рительно - слуховой диктант.
На доске написан текст.
Иду по тропинке,
У самой сосны
С..неет подснежник –
Фонарик в..сны.
Сигналит, что скоро
В з..леный наряд
Оденется лес
И п..ля з..шумят.
А. Чепуров
К доске вызывается ученик и вставляет пропущенные буквы, объясняя их постановку. Текст закрывается и записывается под диктовку.
- Укажите над словами известные части речи.
2. Сопоставление собственных и нарицательных имён существительных.
- Прочитайте текст, написанный на доске.
Велика наша страна. Ее пересекают широкие реки. На юге высятся горы. Глубоки наши озера. У нас есть моря.
- А теперь послушайте текст, который прочитаю вам я.
Велика наша страна. Ее пересекают широкие реки: Волга,
- Чем различаются текст, написанный на доске, и текст прочитанный?
- Назовите реки, которые вы знаете. Какой частью речи являются эти слова?
- Назовите существительные, которые являются названием городов.
II. Работа по теме урока.
1. Знакомство с правилом. Чтение про себя.
- Какие существительные называют собственными? нарицательными?
- Если открыть атлас, трудно будет сосчитать все географические названия. Одних лишь озер, больших и малых, на территории нашей страны около двухсот тысяч, одних только рек у нас около ста тысяч. И почти у каждого озера, каждой реки или речушки - свое название. Попробуйте представить себе, сколько у нас городов, сел, деревень и других населенных пунктов. И каждый из них как-то назван.
- Никакая географическая карта не может вместить все географические названия, существующие на земле.
- А как они произошли? Существует специальная наука, изучающая происхождение названий рек, городов, сел, улиц, морей, озер. Называется она топонимикой. Наука эта чрезвычайно увлекательная. Каждому любознательному человеку весьма интересно узнать, почему так назван город, в котором он живет, почему названа так, а не иначе река, на которой стоит город, наконец, как возникло название улицы, по которой он каждый день ходит.
- Не менее увлекательна наука, изучающая имена людей. Называется она ономастикой. Наверное, каждому интересно знать, как возникают имена, фамилии, что они означают.
2. Упражнения в написании собственных имен существительных.
3. Работа с рубрикой «Давай подумаем».
4. Обогащение словарного запаса.
- Может ли собственное имя стать нарицательным?
- Между именами собственными и нарицательными нет «китайской стены»: имена собственные могут переходить в нарицательные, и, наоборот, нарицательные могут становиться собственными.
- Вольт, ампер, кулон, ватт, герц, ом - это бывшие фамилии ученых, в честь которых названы данные единицы измерения.
- Френч и Галифе - это фамилии лиц, носивших одежду такого покроя.
- Многие названия танцев «хранят» память о тех местах, где они возникли, где их танцевали охотнее всего. Из города Таренто пришел народный неаполитанский танец тарантелла, из Кракова - краковяк, мазурка - из Польши (по названию одной из польских провинций), полонез - тоже из Польши (значит «польский»), молдовеняска - из Молдавии.
- По именам городов и провинций названы десятки вин и тканей: шампанское, портвейн, мускат, кашемир, крепдешин, бостон и другие.
- Шрапнель, наган, монета, силуэт, меценат, лазарет, бойкот, георгин, баян, жокей и другие - это все имена, которые когда-то принадлежали людям.
- История каждого слова увлекательна и требует тщательного изучения. Конечно, значительно чаще нарицательные слова переходят в собственные имена. В названиях городов Грозный, Шахты, Изюм, Орел мы без труда узнаем слова, известные нам как имена нарицательные.
- В русском языке немало нарицательных слов, образованных от собственных имен. Давайте обратимся к карточке- помощнице (каждому раздается таблица).
Работа с карточкой.
Слово |
Что означает |
Откуда взято это слово |
1 |
2 |
3 |
Баян |
Музыкальный инструмент |
По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в «Слове о полку Игореве» |
Бойкот |
Организованная общественная борьба с чем-нибудь, с каким-нибудь лицом, учреждением путем их систематического игнорирования |
По имени англичанина, к которому в 1880 году впервые была применена эта мера борьбы со стороны арендаторов, которых он притеснял, управляя имением одного лорда в Ирландии |
Георгин |
Крупный садовый цветок |
По имени петербургского ботаника Георги |
Суворовец |
Воспитанник Суворовского военного училища |
По имени великого русского полководца Суворова |
- В таблицу можно включить множество слов (фильдеперс, одеколон, бостон, шампанское и др.). Этим вы займетесь дома.
5. Работа в парах. Выполнение упражнения из учебника.
III. Итог урока.
Домашнее задание.
- Подобрать в таблицу нарицательное слово, образованное от собственного, и записать, что оно означает и откуда взято. В тетради записать предложение, в котором будут фамилия, имя, отчество.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок
Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и тетерев»
Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки
Нет комментариев. Ваш будет первым!