Родительское собрание в 4 классе. Воспитание детей в семье

Конспект родительского собрания для 4 класса на тему «Об ошибках и трудностях в воспитании, о путях их преодоления»

Составлено и проведено И.Н. Спирковой

Цели:

— оказать помощь родителями в решении некоторых проблем воспитания;

— содействовать организации сотрудничества родителей и педагогического коллектива.

Участники: родители учащихся четвертого класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. За неделю до родительского собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся, делает его анализ.

Анкета для учащихся

1. Когда ты ложишься спать?

2. Сколько раз в день ты ешь?

3. Каждый ли день ты умываешься и чистишь зубы?

4. Сколько времени ты делаешь уроки?

5. Вызывают ли уроки затруднения? Если «да», то кто тебе помогает?

6. Сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе?

7. Сколько времени ты проводишь у телевизора?

8. Какие передачи смотришь?

9. Чем ты любишь заниматься?

10. Как окружающие относятся к твоим увлечениям?

11. Часто ли тебя хвалят? За что?

12. Часто ли тебя наказывают? За что?

II. Классный руководитель готовит информационную часть собрания.

III. Один из членов родительского комитета помогает классному руководителю изготовить памятки для родителей.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— на доске написаны тема и план родительского собрания;

— на доске помещается плакат: «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» (Конфуций);

— памятки для родителей.

* * *

I. Вступительное слово классного руководителя

Тема нашего собрания «Об ошибках и трудностях воспитания, о путях их преодоления», несомненно, актуальна. При неправильных приемах воспитания у детей могут выработаться нежелательные черты характера, плохие привычки. Нужно позаботиться о том, чтобы предупредить эти ошибки, вырастить психически уравновешенного человека, способного адекватно реагировать на разнообразное влияние окружающей среды.

II. Информационная часть «Профилактика нервных срывов»

Забота о нервной системе ребенка начинается с первых дней его жизни: режим, рациональное питание, выполнение гигиенических требований. Существуют и правильные приемы воспитания, которые помогают формированию здоровой нервной системы у ребенка. Какие причины могут привести ребенка в состояние чрезмерного нервного возбуждения? Это и разноречивые, порой противоположные требования родителей, и беспорядочность родительских распоряжений, и болевые раздражения, и угрозы, провоцирующие детские страхи, и тревожность.

В раннем возрасте дети особенно ранимы и восприимчивы к нервным потрясениям. Чувства преобладают над разумом. Ребенок, являясь постоянным свидетелем ссор в семье, не может еще разобраться, кто прав, а кто виноват. От этого непонимания его переживания бывают острее, чем у взрослых. Атмосфера вражды, в которой приходится жить ребенку, может стать причиной его нервного состояния. Появление нервности чаще всего встречается у детей, физически ослабленных. На период детства падает большое количество инфекционных заболеваний, что представляет благоприятную почву для нервных состояний. Дети со слабой нервной системой плохо приспосабливаются к окружающей среде, не способны преодолевать трудности, у них понижается работоспособность, ухудшается внимание. Нервные дети легче поддаются дурному влиянию. У нервных детей разные симптомы: одни — вялые, безынициативные, другие — слишком подвижные, суетливые, не контролирующие свое поведение. Детская психика гибка. При благоприятных условиях дети поправляются. Основной метод лечения —- психотерапия. Но ряд приемов применим и в домашних условиях. Это перемена обстановки, устранение причины заболевания, приток радостных впечатлений, лечение словом, стимуляция с целью пробуждения в ребенке желания выздороветь.

Классный руководитель делает обзор анкетирования учащихся класса.

III. Информационная часть «Капризы у детей»

Родителям предлагается ответить на три вопроса.

♦ Сталкивались ли вы со случаями капризов у вашего ребенка?

♦ В чем они проявлялись?

♦ Как вы выходили из ситуации?

Родители отвечают на предложенные вопросы.

Очень часто родители жалуются на капризы детей. Каприз — не болезнь. Но поступать следует так, как поступает доктор, когда лечит больных. Он сначала узнает, какая болезнь у больного, потом находит причину, а затем подбирает средства, чтобы устранить эту причину и освободить больного от болезни.

Что такое капризы? Капризами называют действия, которые лишены смысла или разумного основания. Капризничают не только дети, но и взрослые. Однако здоровый сильный человек не капризничает. Так что одна из причин детских капризов — слабость ребенка (слабость здоровья, нервов, воли). Почему слабые дети капризничают? При помощи капризов, плача, нытья из-за пустяков ребенок старается, сам того не ведая, вознаградить себя за слабость. По-настоящему что-либо делать, проявить себя он не умеет. Вот он и растрачивает силы в капризах. Ему нужно показать себе и окружающим, что он что-то значит, что он имеет силу. Такому ребенку хочется обращать на себя внимание окружающих, слушать их похвалы, заставлять их исполнять свои желания. Но в то время, как здоровый ребенок добивается этого своей умелостью, слабый ребенок старается достигнуть цели капризами. Чаще всего капризными бывают дети изнеженные, заласканные. Чем больше потворствуют его прихотям, тем ненасытнее становится желание всеми и всегда командовать. Когда вне семьи такие дети встречают противодействие капризам, в них возникает чувство обиды. Свое озлобление они вымещают на тех, кто покорно и с любовью терпит все от них, т.е. чаще всего на родителях. Но не только заласканность вызывает детские капризы, но и несправедливое, черствое отношение к ребенку.

Теперь, когда мы узнали источники детских капризов, нужно выбрать пути борьбы с ними. Что необходимо сделать? Во-первых, надо укрепить ребенка, сделать его сильным, смелым. Во-вторых, изменить поведение взрослых по отношению к нему. Родители должны проявлять к детям ровное, справедливое, спокойное отношение. Ребенок не должен быть свидетелем гневных родительских вспышек, резких переходов от одного поведения к другому. Спокойствие должно наблюдаться в обстановке, одежде, игрушках ребенка. Нужно избегать пестроты, постоянной смены вещей, частой покупки игрушек. Важно вести себя так, чтобы ребенок не чувствовал постоянного контроля. Постоянное вмешательство взрослых напрягает нервы ребенка, и он становится раздражительным, капризным, упрямым. Кроме таких способов борьбы с капризами, родители должны способствовать укреплению здоровья ребенка в целом. Важно правильное питание. Устраните из пищи раздражающие вещества и приправы. Чаще используйте молочную и растительную пищу. Замечательным примером укрепления здоровья является также закаливание организма.

Постарайтесь сохранять спокойствие по отношению к капризам ребенка, быть справедливыми, не расхваливать чрезмерно, но и не оставлять «в тени» достоинства. Спокойное, ровное, иногда хладнокровное отношение — надежный способ борьбы с капризами ребенка.

Классный руководитель раздает родителям памятки.

Памятка для родителей капризных детей

1. Причины детских капризов:

— слабость ребенка (его здоровья, нервов, воли);

— чрезмерная заласканность;

— несправедливое, черствое отношение.

2. Способы решения проблемы «слабости» ребенка:

— правильное питание (отказ от раздражающих веществ, использование молочной и растительной пищи);

— занятия спортом, закаливание;

— соблюдение режима дня.

3. Способы изменения своего отношения к ребенку:

— отказ от чрезмерной ласки;

— отказ от постоянных выговоров и упреков;

— ровное, спокойное, справедливое общение с ребенком;

— проявление равнодушия к капризам ребенка; хладнокровное отношение — надежное средство борьбы с детскими капризами.

IV. Информационная часть «Детское упрямство»

Родители также жалуются и на упрямство детей. Что означает упрямство? В нем ребенок проявляет свою силу, способность к противодействию? Если «да», то надо ли вступать в борьбу с этой силой? Ответить на эти вопросы однозначно сложно. Тем, что мы каждый раз, когда ребенок оказывает нам противодействие, заставляем его подчиняться, добиваемся того, что ребенок чувствует себя бесконечно слабым. В окружающих же он всегда будет видеть враждебную силу. Бывают случаи упрямства, требующие противодействия. В таком случае родители должны проявить спокойную, разумную, твердую настойчивость. При соблюдении уважения к ребенку!

Важно, в первую очередь, разобраться в причине упрямства. Часто корень упрямства лежит не в ребенке, а вне его — в обстановке жизни, поведении окружающих. Ребенок растет и накапливает силы. Эти силы ищут выхода, применения. Теперь представьте, что ребенок не имеет своего угла, игрушек, материала для занятий, которые ему по душе, друзей. Жизнь идет серо, без интереса. Ребенку нечем заняться, и он будет проявлять свою силу в бессмысленном упрямстве. Чтобы искоренить упрямство, нужно искоренить ошибки, допущенные в воспитании. Сделайте так, чтобы жизнь у ребенка стала интересной, чтобы он смог проявить себя в увлекательной игре, в общении со сверстниками. Он должен иметь свой угол. Последите за собой — не проявляете ли вы упрямства в отношениях с близкими людьми? А ведь ребенок во всем подражает взрослому! Упрямство нужно не ломать, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели.

Классный руководитель раздает памятки для родителей.

Памятка для родителей упрямых детей

1. Проявляйте спокойную, разумную, твердую настойчивость.

2. Уважайте ребенка.

3. Проанализируйте свое поведение. Всегда ли вы показываете ребенку положительный пример?

4. Помогите-наполнить жизнь ребенка интересными делами.

5. Ребенок должен иметь свой уголок.

6. Упрямство нужно не ломать, а направлять силы ребенка на полезные в жизни цели.

V. Итог собрания

Родители задают вопросы и высказывают пожелания.

Решение собрания

1. Приняв информацию к сведению.

2. Использовать в практике воспитания детей в семье памятки и советы педагога.

Литература

Дела Торе А. Ошибки родителей. М.. 1984.

Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1988.

Мудрость воспитания: Кн. для родителей. М., 1988.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и тетерев»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Нет комментариев. Ваш будет первым!