Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Зима

Урок литературного чтения во 2 классе. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, воображение, мышление; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать содержание произведения, понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; отгадывать загадки; быстро отвечать на вопросы учителя и товарищей.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, отрывки из произведений, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима». Потренируем наше внимание, память. А чтобы было интересно, проведем конкурсы.

III. Работа по теме урока

Конкурс 1. Разминка

(Учитель читает загадки, дети должны быстро их отгадать.)

На прогулке бегуны

Одинаковой длины,

Через луг бегут к березке,

Тянут две полоски. (Лыжи.)

 

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу. (Санки.)

 

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры —

Помчались с горы. (Санки.)

 

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (Коньки, лед.)

 

Льется речка — мы лежим.

Лед на речке — мы бежим. (Коньки.)

 

Он на вид — одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется... (сноуборд).

 

Сажусь и качусь,

С горы я мчусь.

Но это не санки,

А просто... (ледянка).

 

Чудо-дворник перед нами:

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина.)

 

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

 

По снегу покатите —

Я подрасту.

На костре согрейте —

Я пропаду. (Снежный ком.)

 

Что за странный человек

Прибыл в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик.)

 

Зимний дождь

Из звездочек-малышек

Не стучится в окна,

Не гремит по крыше.

Дождик этот

В воздухе искрится,

А потом на землю

Скатертью ложится. (Снег.)

Конкурс 2. «Это чье?»

Соедините стрелками авторов и их произведения.

С. Есенин                           «Светло-пушистая...»

С. Михалков                       «Дело было в январе...»

А. Барто                              «Чародейкою Зимою...»

Ф.Тютчев                            «Зимним холодом...»

И. Бунин                             «Береза»

К. Бальмонт                       «Новогодняя быль»

Конкурс 3. «Назовите автора»

Учитель приготовил карточки с отрывками из прочитанных в этом разделе произведений. Ученик выходит к доске, выбирает карточку, читает отрывок и называет автора.

Карточка 1

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез... (С. Дрожжин.)

Карточка 2

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Елочка. Взрослые деревья — сосны и ели — издали смотрели на нее и не могли налюбоваться — такая он была стройная и красивая.

Маленькая Елочка росла, как все елочки в ее возрасте: летом ее поливали дожди, зимой засыпало снегом. (С. Михалков.)

Карточка 3

Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.

Говорит один Мороз другому:

- Братец Мороз — Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить? Отвечает другой:

- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз - Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось, и встретим кого. (Русская народная сказка.)

Карточка 4

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев.)

Карточка 5

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака. (С. Есенин.)

Карточка 6

Утром кот принес на лапках

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег! (Я. Аким.)

IV. Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки — на плетень.

Тири-тири, тень-тень-тень!

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 212. Выполните задания 3 и 4.

2. Музыкальное сопровождение

— Кто из вас сумел подобрать музыку к нашим произведениям? (Прослушивание музыки.)

3. Чтение стихов

(Учитель раздает карточки со стихами. Дети выразительно читают.)

Ходят елки по одной,

Ходят парами,

Тротуаром, мостовой

И бульварами.

Скоро, скоро Новый год!

Вся с иголочки

К вам придет и к нам придет

Гостья — елочка.

И. Токмакова

 

Шел по лесу Дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

3. Александрова

 

Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В темном небе, в мягкой туче

Спит луна.

Тихо в поле. Темный-темный

Смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный,

С елки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

Весь в звездах,

В белой шапке и в пуховых сапогах.

М. Клокова

 

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

— Где вы, вьюги и метели?

Что ж не будите меня?

Непорядок на дворе —

Грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге

На поля умчались вьюги,

И метели налетели,

Застонали, засвистели,

Все царапины земли

Белым снегом замели.

Н. Артюхова

 

Наступает Новый год.

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанье сбудется,

Чего б он ни хотел.

Е. Серов

 

Горит огнями елочка,

Под нею тени синие,

Колючие иголочки

Как будто в белом инее.

Она в тепле оттаяла,

Расправила иголочки,

И с песнями веселыми

Пришли мы к нашей елочке.

Л. Некрасова

VI. Рефлексия

- Что вы узнали на уроке?

~ За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

VII. Подведение итогов урока

- Что объединяет произведения этого раздела?

- Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Конспект

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Носов «Живая шляпа»

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Чуковский «Путаница»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Осеева «Почему?»

Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Вы знаете?..»

Нет комментариев. Ваш будет первым!