Классный час «Символика России», 3 класс

Разработка классного часа для учащихся 3 класса на тему «Символика России»

Цели: познакомить с символами государства, раскрывающими значимые традиции народа, воспитывать чувство патриотизма, гражданского самосознания, формировать культуру поведения во время исполнения государственного гимна, подъёма государственного флага.

Ход классного часа

Учитель. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну - Россию.

Называлось наше государство по-разному в разные времена. Современное ее название - Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы. Какие же это символы?

На доске:

Учитель. Ребята, вступая в жизнь, вы познаете не только реальный мир, в котором живете, но и учитесь понимать мир условностей, знаки и символы, обозначающие эти реальные вещи и явления. Что же обозначает слово «символ»? А какие символы вы знаете?

Голубь - символ мира.

Якорь - символ надежды.

Солнце - символ добра.

Сердце - символ любви.

Сова - символ мудрости и др.

Учитель. Послушайте, как в словаре Ожегова толкуется слово «символ».

«То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи, чего-нибудь отвлеченного». А символика - это «совокупность каких-нибудь символов».

Тема нашего классного часа «Символика России». Послушайте отрывки из текста и догадайтесь, о каком символе идет речь.

«Впервые это появилось в Средние века среди рыцарей. (Вывешивается рисунок с изображением рыцаря.) Это нужно было для того, чтобы отличать друг друга в битве или на турнире». (Герб.)

Да, ребята, действительно, сначала они появились у рыцарей, потом у отдельных людей, которые гордились прошлым своих предков, затем у городов и государств.

Герб - это главный символ России. Что же такое герб? С помощью ключевых слов дайте определение, что такое герб.

Ключевые слова:

1. Передается из поколения в поколение.

2. Символ государственной власти.

3. Эмблема.

Ответ: Герб - это символ государственной власти, эмблема, которая передается из поколения в поколение.

Игра:

Учитель. Наше государство тоже имеет свой герб, но он не всегда был таким, как сейчас, его облик в разное время менялся.

Задание: Расположить гербы в хронологической последовательности.

1. Герб Российской империи.

2. Герб РСФСР.

3. Герб СССР.

4. Герб Российской Федерации.

Учитель. Обратите внимание на серп и молот. Это свидетельство того, что это основа жизни человека, а вокруг колосья золотой пшеницы.

Ребята, посмотрите, у нас получилась интересная картина. (Гербы Российской империи и Российской Федерации одинаковые.) Как вы думаете, почему?

Да, ребята, это было сделано в знак уважения к историческому прошлому нашей страны. С этим гербом много раз отстаивали свободу и независимость русские войны. Давайте внимательно рассмотрим герб РФ. Какие символы вы здесь видите?

1-й ученик. Герб РФ представляет собой четырехугольник с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

2-й ученик. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой.

3-й ученик. В правой лапе орла - скипетр (жезл - один из почетных знаков носителя верховной власти).

4-й ученик. В правой лапе - держава (царское яблоко, золотой шар с крестом наверху).

5-й ученик. На груди орла в красном щите - едущий на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь, дракона.

Словарная работа

Обращаемся к словарю Ожегова

Скипетр

Держава

Учитель. Ребята, а кто знает, почему центральный символ герба РФ - двуглавый орел?

Ответы учащихся.

Учитель. Существует много версий, давайте познакомимся с одной из них (фрагмент видеозаписи). Итак, корона, скипетр, держава - это символы царской власти. Но у нас эти символы оставлены в знак традиции и уважения к нашему прошлому.

Обратимся к гербу РФ. Ребята нам уже говорили, что в центре изображен всадник с копьем, который поражает черного дракона. Этот всадник - Георгий Победоносец - святой, который олицетворяет победу светлого, доброго начала над черными дьявольскими силами. Именно с его изображением русские войны сражались с татаро-монголами.

Ребята, где мы можем в повседневной жизни видеть изображение герба?

Ответы учащихся.

Учитель. Государственный флаг, как и герб, - символ достоинства страны. Флагу российскому уже почти 300 лет. Он представляет собой полотнище из трех разноцветных лент.

Игра

На доске полоски бумаги:

 красная 

 зелёная

 чёрная

 жёлтая

 белая

 синяя

Выберите цвета современного Российского флага.

Учитель. Важно не только знать цвета флагов, но уметь правильно их расположить, так как у Франции, например, флаг тоже имеет такие же цвета. А чтобы вы не забыли расположение цветов нашего флага, существует слово-помощник бесик, что значит:

бе - белый

си - синий

к - красный

Учитель. Эти цвета выбраны не случайно. Издавна наши предки предпочитали красный, белый и синий всем остальным. Одно из значений слова «красный» - красивый, прекрасный. Например, говорили «красное солнышко», «красное крыльцо», «красный угол». Расскажите о символическом значении цветов флага современной России.

1-й ученик. Красный цвет - символизировал храбрость, удаль, красоту, мужество, кровь, огонь.

2-й ученик. Синий цвет - цвет неба, означает величие, красоту, ясность, а также верность и честность.

3-й ученик. Белый цвет - это мир, чистые помыслы, чистота и святость, правда, откровенность и божественность.

Учитель. Давайте познакомимся с тем, как же утвердился бело-сине-красный флаг (фрагмент видеозаписи).

Учитель. Другой символ России - Гимн. Что означает слово «гимн»? В переводе с греческого - это торжественная песнь. А что вы знаете о гимне?

1-й ученик. Словарь определяет гимн как хвалебную песнь, хвалу и прославление в стихах или музыке.

2-й ученик. Гимны бывают чрезвычайно разнообразные: государственные, военные, религиозные в честь исторического события или героя.

3-й ученик. Гимн - это особое музыкальное произведение с легко запоминающейся мелодией, размеренным, чаще маршевым ритмом, величавостью музыки.

Учитель. Поскольку мы говорим, что это не просто песня, а торжественное музыкальное произведение, в котором прославляется государство и народ, в нем живущий, то и исполняется он по-особому. Как и когда его надо исполнять?

1-й ученик. В особо торжественных случаях — при вступлении в должность Президента и других государственных руководителей.

2-й ученик. При исполнении гимна все слушают его, обязательно стоя.

3-й ученик. Серьезно, торжественно, вдумываясь в каждое слово.

Учитель. Кто является автором стихов современного гимна? (С. Михалков.) А автором музыки? (Александров.)

Дети исполняют I куплет и припев гимна.

Учитель. Какие строки в тексте современного гимна РФ вы считаете самыми важными для себя? Почему вы так считаете? Что воспевает поэт?

Поэт воспевает вовсе не громкую славу, а тихую и светлую красоту родного края, ее просторы, славные подвиги народа и выказывает бесконечную любовь к своему народу.

Итак, сегодня мы говорили с вами о символах нашего государства. Все они означают его независимость, подчеркивают особенности и самые значимые традиции нашего государства. Каждый из символов имеет свое толкование, поскольку многие символы имеют глубокие исторические корни.

Но это вовсе не означает, что у отдельных городов нет своих символов. У нашего города также есть свой герб, свой флаг, свой гимн. Но об этом разговор у нас пойдет на следующем классном часе.

Автор: Е. И. Шаркова 

Рекомендуем посмотреть:

Классный час игра для учащихся 3-4 классов. История шариковой ручки

Внеклассное занятие в 3 классе. Одежда. История одежды

Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения

Конспект классного часа об истории Российского флага для 3 класса

Сценарий ко Дню конституции для учащихся начальных классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!