Классный час по трудовому воспитанию, 2 класс

Конспект классного часа для учащихся начальной школы. Тема: Искусство как высокое качество труда

Учитель. Когда мы с вами пытались понять, что такое красота, мы сравнили картины, написанные большим мастером - художником В. М. Васнецовым, и рисунком, который нарисовал человек просто так, без всякого смысла, который скорее можно назвать каракули, чем рисунок. Сегодня мы не будем брать эти каракули, а возьмем рисунок начинающего художника, который только начал учиться рисовать (взять рисунок начального класса школы искусств), и сравним его с картинами Васнецова. Как, по-вашему, в чем их основное отличие? (Ответы.) Начинающий художник еще не научился хорошо рисовать, а многое просто не умеет еще нарисовать (лицо человека нарисовать может, а чувства выразить на нем не может), картина новичка не притягивает наше внимание так, как картина мастера. Как вы считаете, что должен приобрести начинающий художник, чтобы стать мастером?

Дети. Знания, опыт, умение (технику, мастерство рисования), трудолюбие. (Помочь детям наводящими вопросами.)

Учитель. А знаете ли вы, как называют человека, который приобрел все то, о чем вы говорили? Человека, который дошел до умения или знания многим опытом, называют ИСКУСНЫМ человеком. Искусник, искусница, мастер, дока - так называют искусного в чем-либо человека. Вы читали сказку «Марья- искусница»? В ней говорится о женщине, которая все делала очень умело и хорошо, поэтому ее никто не мог победить, а она всегда выходила победительницей. Кое-как может сделать каждый, но только искусный человек сделает все хорошо, красиво и качественно. Вы уже знаете, что трудолюбие - это...

Дети. Любовь к труду.

Учитель. Только трудолюбивый человек может стать искусным, только трудолюбивый человек может выполнять свою работу качественно потому, что только благодаря трудолюбию он приобретает опыт наилучшего ее исполнения. А зачем вообще нужно стремиться делать что-то очень хорошо, зачем нужно качество и что это такое? Вот перед вами кубики. Если я хочу узнать у вас количество кубиков, что вы сделаете, чтобы ответить мне на вопрос «СКОЛЬКО на столе кубиков?»

Дети. Мы их посчитаем.

Учитель. Значит, КОЛИЧЕСТВО отвечает на вопрос «сколько?». А если мы захотим узнать качества кубиков, нам следует задать вопрос «КАКОЙ?». Кубик какой? Синий, пластмассовый, красивый... Если вы едите хлеб, а я хочу узнать у вас качество хлеба, как вы можете мне ответить на вопрос «какой хлеб?»

Дети. Вкусный, невкусный, свежий, несвежий, горячий...

Учитель. Если вы скажете «вкусный», то я буду знать, что качество хлеба хорошее, а если невкусный, то качество хлеба...

Дети. Плохое.

Учитель. А теперь скажите мне: качество - это важно или не очень. (Ответы.) Мы все хотим для себя качественных продуктов и вещей, мы все хотим дружить с людьми, которые обладают хорошими качествами характера, мы хотим видеть высокое качество во всем и везде. Если мы хотим хорошее качество для себя, то и мы должны давать хорошее качество другим. Ведь если, например, кондитер, научившийся хорошо выпекать пирожные, будет их выпекать вкусными только для себя, а для других невкусными, будет ли это правильно?

Дети. Нет.

Учитель. Значит, хорошее качество - это забота всех людей без исключения друг о друге: врач должен хорошо лечить, учитель хорошо учить, швея хорошо шить и т. д. А можно ли приравнять качество и красоту? (Ответы.) Красивый еще означает превосходный, лучший, а это и есть определение качества, качества высокого достижения. Какой вывод мы можем сделать из того, о чем только что говорили? КРАСОТА - это еще и высшее качество чего-либо, созданного искусным человеком.

Высшее качество, высшее достижение человека в любом труде, красота, которую искусный человек создает своими руками, называют одним словом - ИСКУССТВО. Искусство - это, прежде всего, высокая степень умения, достижения, мастерства в любой сфере деятельности. Об этом никогда не надо забывать, потому что мерилом (мерой) искусства всегда является красота. Можно назвать искусством картины художника Васнецова?

Дети. Да.

Учитель. Картины Васнецова, Репина, Сурикова (показать иллюстрации) и многих других художников - это высокое качество творчества (труда) этих выдающихся художников. Эти картины яркое подтверждение русской пословицы «Всякая работа мастера хвалит» в самом хорошем ее смысле. (Выучить.) Надо только понимать, что хорошая, качественная работа мастера восхваляет и прославляет, а плохая, некачественная позорит. Именно в этом главный смысл пословицы, то есть какова работа, такое и воздаяние за нее. А как, вы думаете, между собой связаны качество и количество? (Ответы.) Чем больше будет попыток сделать что-то своими руками (чем больше количество), тем все лучше и лучше будет становиться качество (больше опыта), то есть при накоплении опыта количество постепенно переходит в качество. (Примеры: посмотрите свои прописи в начале и в конце тетради, посмотрите свои рисунки, которые вы рисовали в детском саду, и нынешние...) Символом достижения высокого качества может служить запуск воздушного змея: при неумении змей не может подняться, а при умелом запуске змей может взлететь гак высоко, что его не будет видно.

Дополнительный литературный материал

Как Павлика по телевизору показали

Вы когда-нибудь замечали, как по-разному играют во дворе дети? На первый взгляд вроде бы все чем-то заняты и все что-то делают, но если присмотреться повнимательнее, то вы увидите очень важное. Одни что-то строят, придумывают, делают, соревнуются между собой, кто лучший. А другие дети ничем умным и толковым не хотят заниматься, не нравится им все то, где надо потрудиться. Такие подолгу от нечего делать слоняются по двору и находят для себя глупые и легкие занятия. То камень в забор швырнут, то поломают или оторвут что-нибудь, то палкой помашут, то ногой по какой-нибудь железке начнут стучать. Вот точно таким же был и Павлик.

Выходя во двор, он долго высматривал и придумывал, чем бы ему заняться, но почти все занятия и игры ему не нравились. Скучно ему было строить и что-нибудь делать. Проще было ломать, кидать, разбивать, а то и вовсе сидеть на скамейке, ногами махать да ботинком землю ковырять. Самого главного Павлик не понимал, что от праздности и ничегонеделания всегда человек глупеет и еще больше скучать начинает.

Однажды Паша был занят своим любимым делом - смотрел в окно. Он мог так целыми часами рассматривать из окна проезжающие машины и прохожих, идущих по улице. И тут он услышал, как старшая сестра позвала его из соседней комнаты:

- Иди скорей сюда, тебя здесь по телевизору показывают.

- Как это показывают? - удивился Павлик и пулей влетел в комнату, где сестра смотрела телевизор. По телевизору показывали передачу про обезьян.

- А где же я? - спросил он сестру.

- Садись, садись, сейчас тебя опять могут показать, надо подождать. Ты еще в своей кепке красной и майке зеленой был, в которой ты летом по двору бегал, помнишь?

- Помню.

- Ну тогда смотри внимательно и не пропусти себя, - сказала сестра, а я пока пойду поем.

Павлик стал внимательно смотреть телевизор, чтобы заметить, когда его самого начнут показывать. Обезьяны шумели, с криками размахивали палками, стучали ими по деревьям и занимались всякой ерундой. Потом они стали ковыряться пальцами в земле, чем-то швырять друг в друга, а под конец даже подрались между собой. И вдруг женский голос в телевизоре сказал:

- Обезьяны отличаются от человека тем, что не могут и не хотят работать и заниматься чем-нибудь полезным, они всегда лишь глупо развлекаются.

Потом голос женщины замолчал, а на экране появился какой-то бородатый дядька в очках с микрофоном в руках и заговорил:

- Уважаемые телезрители, обратите внимание еще раз на эту ученую обезьяну. Она может надевать штаны, есть ложкой еду и даже чистить зубы после еды. И тут показали обезьяну в красной кепке и зеленой майке. Она сама надевала на себя штаны, ложкой брала из тарелки еду и зубной щеткой могла чистить зубы.

- К сожалению, сказал бородатый дядька, мы ее никак не можем научить заниматься каким-нибудь полезным и делать какую-нибудь работу. Она лишь все разбрасывает, наводит беспорядок. А любимое ее занятие - с утра и до вечера подолгу разглядывать посетителей зоопарка. Некоторые ученые, - продолжал дядька, - считают, что обезьяны не стали людьми только из- за того, что любили праздность, боялись работы и не хотели трудиться, поэтому они своим умом так сильно отстали от человека.

Эта передача про обезьян Павлику очень сильно запомнилась. Теперь каждый раз, когда ему ничем не хочется заниматься, а хочется придумать глупое развлечение, он почему-то сразу вспоминает ту обезьяну в красной кепке и зеленой майке и страшные слова бородатого дядьки: «Не стали людьми, потому что любили праздность.

Вопросы к тексту:

1. Почему обезьяны не стали людьми? (Любили праздность и ничегонеделание.)

2. Чем Павлик был похож на обезьян? (Не любил трудиться и смотрел на прохожих.)

3. Все ли детские занятия и игры бывают глупыми и бесполезными?

4. Какие вам больше нравятся игры: те, в которых ничего не надо делать, или те, в которых нужно поработать, построить, придумать?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: Лето, 2 класс

Классный час «Как дарить подарки», 2 класс

Классный час на тему: Дружба, 2 класс

Внеклассное мероприятие по трудовому воспитанию в начальной школе

Классный час на тему: Имена, 2-3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!