Классный час на тему: Имена, 2-3 класс
Игровой классный час об именах для начальной школы
Игровой час для младших школьников 8-10 лет
Цель: расширять представления детей о разнообразии имен и их форм, истории возникновения древнерусских и современных имен; развивать внимание, память, фонематический слух, мышление.
Оборудование: у учителя — модель (рисунок) солнышка.
Учитель. Наверно, на земле не найдется ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и самого-то человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так, например, дошло до нас имя вождя крупнейшего восстания рабов в стране Италии, жившего более двух тысяч лет назад. Расшифруйте его.
Ответ. СПАРТАК.
Это имя носит известный артист, сыгравший Карлсона в детских телепередачах и спектаклях, Спартак Мишулин. Есть футбольная команда с таким названием. Все это говорит о том, что имя Спартака живет, о нем помнят.
Основное предназначение имени — отличать одного человека от других людей. В древности считалось, что от выбора имени зависит вся будущая жизнь человека. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему качествами.
Так, например, в Древней Руси имена-обереги — Гнилозуб, Опухлой, Ончутка (черт) — призваны были оберегать дитя от дурного глаза.
Конечно, такие имена сейчас кажутся нам смешными, потому что они больше напоминают прозвища. А впрочем, в те далекие времена разницы между именем и прозвищем практически не было.
У каждого имени своя история. Одни имена, например, отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.
а) 1, 2, 4, 7, 10, 5.
б) 6, 8, 9, 3, 5, 11, 5.
в) 12, 7, 13, 9, 14, 10.
КОД:
М |
И |
Н |
Л |
А |
Ч |
У |
Е |
Р |
Ш |
В |
К |
Д |
Я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Ответ: а) МИЛУША, б) ЧЕРНАВА, в) КУДРЯШ.
Другие имена подчеркивали особенности характера малыша. Сейчас я произнесу эти имена по звукам, а вы назовите целиком.
Ответ. ПИСКУН, ДОБРЫНЯ, НЕСМЕЯНА, ШУМИ- ЛО, НЕУПОКОЙ.
Третьи имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочтите их, правильно подобрав «ключик».
ЙОВРЕП
ЯНУРОТВ
КЯЬТЕРТ
Ответ. ПЕРВОЙ, ВТОРУНЯ, ТРЕТЬЯК. Читаем справа налево.
Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы... Догадайтесь, на что указывали эти имена? (Время рождения). А также: Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей). Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).
Но более 1000 лет назад произошло важное событие в истории страны: крещение Руси. Известно, что до этого жители Руси были язычниками, то есть верили не в одного бога, а в разных богов. После крещения Руси стали верить в Иисуса Христа. Обряд крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Таким образом вместе с христианством появились и новые имена, взятые из перечня святых, помещенного в церковном календаре. Большинство наших с вами, современных имен взяты из этого списка и имеют древнегреческое происхождение, либо взяты из латинского языка. Исконно славянских же имен осталось очень мало. Например, такие. Прочтите их, пользуясь стрелками.
Ответ. 1. Людмила. 2. Светлана. 3. Владимир.
У каждого из вас тоже есть имя, причем, очень красивое. Может быть, кто-то может рассказать, почему родители его так назвали?
Отклики детей.
Сейчас я прочту из словаря значения ваших имен и их происхождение. Постарайтесь запомнить.
КРАТКИЙ СЛОВАРИК ИМЕН С УКАЗАНИЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Александр — греч.: защитник людей.
Алексей — греч.: защитник..
Андрей — греч.: мужественный.
Антон — греч.: боец.
Артем — греч.: здоровый.
Борис — русск. и болг.: «бороться плюс слава».
Василий — греч.: царственный.
Валерий — лат.: сильный.
Виталий — лат.: жизненный.
Владимир — слав.: владеющий миром.
Вячеслав — слав.: большая слава.
Игорь — сканд.: молодой.
Иван — евр.: божья благодать.
Кирилл -греч.: повелитель, хозяин.
Константин — лат.: постоянный, твердый.
Максим — греч.: величайший.
Михаил — евр.: как бог.
Николай — греч.: победитель народов.
Никита — греч.: победитель.
Олег — сканд.: святой.
Павел — лат.: малый, небольшой.
Петр — греч.: камень, основание (веры).
Сергей — лат.: высокий (в духовном смысле.)
Федор — греч.: Божий дар.
Александра — греч.: мужественная.
Алла — греч.: другая, вторая, следующая.
Анастасия — греч.: воскресшая.
Анна — евр.: благодать.
Валентина — лат.: сильная.
Галина — греч.: тихая, спокойная.
Екатерина — греч.: всегда чистая.
Елена — греч.: солнечная, факел.
Ирина — греч.: мирная.
Ксения — греч.: иностранка, странница.
Людмила — слав.: людям милая.
Лариса — греч.: чайка.
Маргарита — греч.: жемчужина.
Марина — лат.: морская.
Наталья — лат.: природная.
Ольга — сканд.: святая.
Светлана — слав.: светлая.
Софья — греч.: мудрая.
Татьяна — греч.: учредительница, устроительница.
Тамара — евр.: пальма. Юлия — лат.: кудрявая.
Сейчас имена у вас короткие: Таня, Дима, Надя, Витя, потому что вам всего 7—8 лет. Но вы подрастете — и имя ваше подрастет: Татьяна, Дмитрий, Надежда, Виктор. А когда станете совсем взрослыми, то к имени еще и отчество добавится: Татьяна Владимировна, Дмитрий Николаевич и т. д.
Давайте потренируемся превращать краткое имя в полное. Послушайте стихотворение Г. Ла- донщикова.
Алла клумбу поливает,
Боря воду подает,
Вера вишенку сажает,
Галя песенку поет.
Дима шарик надувает,
Ева с ежиком играет,
Женя лепит пирожки,
Ира ходит с кратким.
Коля строит дом с трубою,
Леня чинит самосвал,
Маша машет мне рукою,
Надя чистит самовар.
Сначала попробуйте угадать количество имен, прозвучавших в стихотворении. (12) Запишите имена, которые вы запомнили.
Самостоятельная работа.
Проверка.
А теперь я буду читать это стихотворение по строчкам, а ваша задача — тут же изменять краткое имя на полное.
Коллективная работа.
От полного или краткого имени можно образовать уменьшительное, ласковое имя. Конечно же, папы и мамы называют вас так: Натуся, Юляшка, Андрюша, Вовочка или Вовчик, Юрик, Олюшка и т. д. Давайте встанем в круг. Сейчас я буду ходить по кругу и вручать кому-либо из вас вот это солнышко. Тот, у кого окажется в руках солнышко, все согревающее своим теплом, должен будет ласково обратиться по имени к соседу слева и к соседу справа и сказать: «Привет,... Надюша, Сереженька, Галочка, Димуля и т. д.».
Примечание. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не услышит свое уменьшительное имя.
Подведем итог. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»
Рекомендуем посмотреть:
Классный час по трудовому воспитанию, 2 класс
Классный час на тему: Дружба, 2 класс
Классный час о животных, 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!