Классный час на тему: Лето, 2 класс
Классный час на летнюю тематику для начальной школы «Утренние лучи»
Цель: познакомить с произведением К. Ушинского «Утренние лучи»; развивать внимание, ориентацию в пространстве, мышление, конструкторские способности, память.
Оборудование: у учителя — распечатки изображения солнышка (для каждого ученика), образец изображения петуха из деталей танграма, таблица (см. Приложение); у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, танграм.
Учитель. Ребята, приближается лето — самая солнечная пора в году. Трудно представить себе лето без солнца. Солнце — это символ лета, неотъемлемая его часть. Иногда оно бывает ласковым, приветливым. Иногда — нещадно палящим, знойным. Но когда оно на несколько дней исчезает, прячется за тучи и не желает показываться, уступая место дождю, мы начинаем ворчать на плохую погоду и снова ждать появления всемогущего дневного светила. Оно обогревает нашу Землю, дарит нам свет, помогает расти и зеленеть растениям... И еще много добрых дел совершает солнце.
Я хочу сегодня познакомить вас с произведением К.Д. Ушинского «Утренние лучи», повествующим о том, как под ласковыми лучами солнца все в природе оживает, радуется жизни. Послушайте его.
Учитель читает произведение полностью.
Свободные высказывания детей по поводу услышанного.
А сейчас, при повторном чтении, будем выполнять различные развивающие задания.
Итак, начинаем.
Утренние лучи
«Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю».
Давайте изобразим солнышко в тетрадях по клеточкам.
Учащиеся получают распечатки солнышка, самостоятельно копируют изображение.
Учитель. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунок. Не забудьте «очеловечить» солнышко, то есть дорисовать необходимые детали: глазки, ротик, носик и т.д. Постарайтесь, чтобы оно получилось добрым и милым.
Дети рисуют, затем обмениваются впечатлениями.
Вот какие замечательные солнышки получились у всех! А теперь придумайте на каждую букву слова СОЛНЦЕ предмет живой природы (люди, растения, животные), который оно обогревает своим теплом.
Самостоятельная работа. Проверка.
Пример
С |
О |
Л |
Н |
Ц |
Е |
сова |
оса |
липа |
налим |
цапля |
ель |
Учитель. Слушаем дальше.
«Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Жаворонок — это небольшая птица невыразительной, тусклой серой окраски. У нас в России их более 15 видов: полевой, лесной, степной, хохлатый, рогатый и другие. Мы с вами чаще всего можем увидеть полевого жаворонка, который вьет свое гнездо прямо в поле, среди травы.
Жаворонки — замечательные певцы, особенно полевой жаворонок, причем интересно, что поет только самец.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
В. Жуковский
Поиграем в слова. Придумайте и запишите как можно больше слов из букв слова ЖАВОРОНОК, постарайтесь также составить самое длинное слово.
Идет самостоятельная работа. Учитель проверяет ее.
Подсчет количества придуманных слов, выявление победителя, а также ученика, придумавшего самое длинное слово.
Примеры: жар, нож, вор, кран, корж, кора, кожа, нора, рожок, норка, ворона, корона, корова, ножовка.
Учитель. Читаю дальше.
«Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он себе добывать сочную травку на завтрак».
Все вы видели зайца на картинках. Какого он цвета?
Ответы детей.
А вот я вам сейчас расскажу историю про зеленого зайца.
Зеленый заяц
Летом все было зеленое на лугу: зеленая трава, зеленая листва, зеленые деревья. По зеленой траве скакали зеленые лягушки и громко кричали: «Квак-квак».
Ну а потом на эту зеленую лужайку пришел серый заяц. Его увидел лягушонок и принялся корить:
— Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеленым. Ступай и перекрасься.
Пошел заяц, перекрасился, и никто его не узнал. Только все сказали: «Посмотрите, какая смешная лягушка. У нее очень-очень длинные уши».
Г. Цыферов
Учитель. Чему учит эта сказка?
Ответы детей.
А сейчас расшифруйте пословицу, которая выражает главную мысль этой сказки.
Ответ. Чужим умом умен не будешь. (Читаем строчками.)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы детей.
Учитель. Продолжаю чтение.
«Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-реку!» Куры слетели с насеста, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать».
Давайте выложим изображение петушка из деталей танграма.
Учитель вывешивает на доску образец.
Самостоятельная работа. Проверка.
Учитель. Помните, что было дальше?
«Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум — полетела собирать медок с душистых цветов».
Учитель демонстрирует таблицу (см. приложение).
Учитель. Рассмотрите внимательно таблицу, найдите закономерность и вычислите, на каком цветке сейчас находится трудолюбивая пчелка.
Устная коллективная работа.
Мы приблизились к окончанию.
«Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю, светит ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул».
Пока маленький лентяй спал (сонлив, да ленив), мы уже успели выполнить массу полезных заданий. Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы:
— Куда попал первый луч? (На жаворонка)
— Второй луч? (На зайчика)
— Третий луч? (В курятник)
— Четвертый луч? (В улей)
— Пятый луч? (В детскую)
На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Приложение
Рекомендуем посмотреть:
Стихи про месяц июль для дошкольников
Наблюдение за природой летом в старшей группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!