Задача: развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.
* * *
Воспитатель (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле.
Далее предлагает детям придумать, что могло случиться с облачком, куда оно могло уплыть, с кем повстречаться, во что превратиться?
Воспитатель помогает детям развивать сюжетную линию сказки, выслушивает разные версии, предлагает для обсуждения свои. По мере сочинения он записывает предложения детей, затем зачитывает полную сказку. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает нарисовать иллюстрации к сказке и оформить в альбом с текстом, который написан печатными буквами (для читающих детей).
— развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, воображение, пластику;
— активизировать знания о явлениях неживой природы.
* * *
Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».
На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло» «ветер» сидит на скамейке, закрыв глаза, а «облака» передвигаются легким бегом на носочках по всей площадке.
На слова «Облака попарно сбились и в кого-то превратились» «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ.
На слова «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка» «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ.
После слов «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги» «облака» должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.
Творческая гостиная «Лето»
Задачи:
— знакомить с произведениями искусства, отражающими летние явления в природе (музыка, живопись, стихи);
— уточнять и расширять представления о явлениях неживой (облака) и живой природы (шмель);
— формировать интерес к произведениям искусства, родной природе.
Оборудование: аудиозапись музыкальных произведений (К. Дебюсси «Облака», С. Майкапар «Облака плывут», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»), репродукции картин (И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем»), бумага для рисования, краски, лист ватмана, клей.
Тема «Ветер, ветер, ты могуч»
Загадывание загадок о ветре
Задача: развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.
* * *
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
* * *
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
* * *
Без рук, без ног,
Под окном стучится,
В дом просится.
* * *
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
* * *
Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет,
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
* * *
Пыль поднимает,
Деревья качает,
Воет-завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет,
Волны поднимает.
* * *
Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой.
* * *
Озорной повеса
Пролетел над лесом,
Крыльями взмахнул —
Лист с дерева отряхнул.
Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»
Задачи:
— формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;
— объяснять свои умозаключения.
* * *
Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.
Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»
Задачи:
— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;
— закреплять представления о ветре.
* * *
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он: Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.
Дети разбиваются на две команды, одна из которых — «Ветер», другая — дети.
Команды выстраиваются в две линии напротив друг друга, обозначенные на земле. Команда детей произносит слова:
Все мы сильные ребята,
Мы — ребята-дошколята.
Против ветра устоим,
В схватке с ветром победим.
Команда «Ветер» отвечает:
Я могучий, сильный ветер.
Я сильнее всех на свете.
Победить меня нельзя,
Зря стараетесь, друзья!
После этих слов команды сближаются друг с другом, дети попарно упираются руками и ногами, пытаясь пересилить противника и сместить его за черту (ветер средней силы). Затем команды встают спинами друг к другу, обхватывают в шеренге друг друга за талию. Играющие пытаются столкнуть друг друга за линию уже целой командой (ветер сильный).
Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.
Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры
Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.
* * *
Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.
Дидактическая игра «Расскажи о себе»
Задачи:
— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);
— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;
— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.
* * *
Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.
Дидактическая игра «Лесные цветы»
Задачи:
— уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края;
— формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением времени года;
— выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать;
— активно использовать словарь по теме;
— развивать память, воображение, мышление.
* * *
Воспитатель зачитывает небольшие по объему отрывки из рассказов или стихотворений, с которыми дети были знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предложенных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети выполняют игровую роль юных защитников природы, «выращивают» лесные цветы, которые люди часто рвут и этим наносят вред природе. В конце игры каждый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в воображаемом венке. Венок сплетается из рук в хороводе. Дети вместе с воспитателем водят хоровод. Количество текстов определяется дифференцированно.
Расцвело в лесу растение с белоснежными и ароматными цветочками, как у ландыша. Листья у растения небольшие, собраны в розеточку у самой земли и формой очень походят на листья дерева — груши. Отсюда и название растения. Листья зимуют под снегом и не теряют после зимы своего зеленого цвета. Цветет растение все лето, но не каждый год.
Вероника дубровная
Почти сразу после грушанки начинает цвести нежными голубыми огоньками другое растение. Увидеть цветы его можно только в ясную погоду — перед ненастьем голубые лепестки цветов скручиваются, и цветы как бы исчезают. Каждый отдельный цветок на стебельке цветет недолго, но следом раскрываются все новые и новые. На месте отцветших появляются цветы-коробочки с семенами. Растение любит расти больше всего около могучих дубов, в дубравах. Отсюда и второе слово в названии растения. А первое — имя девочки.
Иван-да-марья
Зацветет голубыми цветами вероника дубровная, и почти тут же на другой стороне полянки засветится желтыми и синими огоньками другое чудесное растение. Цветки у него желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Зацветает растение обычно в конце мая и цветет до самого сентября. В его названии есть мужское и женское имя.
Аквилегия или водосбор
По берегам рек, на лесных опушках, в горах, садах в начале лета можно встретить это цветущее растение. Оно многолетнее, цветки колокольчатые, крупные, с характерными шпорцами. В них по утрам набирается роса. Отсюда и народное название растения. Цветки бывают синие, голубые, фиолетовые, розовые, красноватые, белые. Охотно растет в затененных местах.
Пионы
Зацветают эти растения в июне. Их нередко называют соперниками чудесных роз. Это необыкновенно красивые многолетники. Окраска у них самая разнообразная: можно встретить снежно-белые, красные, розовые цветки. А как они крупны, пышны! У многих сортов приятный аромат, очень красивы махровые цветки. Красив куст растения и после отцветания. Дикорастущее растение имеет целебные, болеутоляющие свойства («марьин корень» или пион уклоняющийся).
Интересная игра для старших дошкольников на летнюю тему
Лето красное
(игра для детей 5-7 лет) Цель. Познакомить детей с одним из видов народного искусства (традиционная роспись Полховского Майдана), со своеобразием красок и элементов, употребляемых в этой росписи. Закреплять знания о разноцветье красок летнего периода, используемых в этой росписи. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи. Материал. Изделия из Полховского Майдана; изображение изделий, украшенных этой росписью, шаблоны изделий, подлежащие украшению именно этой росписью, детали элементов росписи. Задание
1. Выбрать «изделие» для росписи.
2. Из предложенного количества деталей выбрать те, которые являются элементами традиционной росписи Полховского Майдана.
3. Расположить на шаблонах изделий детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.
4. Рассказать о своей работе, а также о своеобразии этой росписи, прорекламировать ее. Правила
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл. Алгоритм проведения
1. Педагог говорит:
— Скоро лето красное придет. Почему лето называют красным? Лето собирает все разноцветье красок в природе. Какие только цвета не встретишь в этот период времени! Люди давным-давно заметили эту красоту и постарались запечатлеть ее. Посмотрите на эти изделия: сколько красок, форм, линий использовано при их росписи!
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием:
— Сегодня мы с вами будем работать с цветами лета. В ходе нашей игры каждый из вас может попробовать свои силы, умения при росписи и рекламе своих изделий.
3. Дети выполняют игровые действия.
4. В конце игры подводится итог. Автор: Лариса Юрьевна Павлова