Как подготовить руку дошкольника к письму. Консультация для родителей
Подготовка руки ребёнка дошкольника к письму
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения — достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. У многих детей 6—7 лет это умение сформировано недостаточно.
Для проверки уровня развития мелких движений у дошкольника можно использовать задание «Езда по дорожке». Предложите ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома. Объясните, что он должен провести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция звучит так: «Ты — водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце взрослый показывает, как надо „ехать по дорожке“). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».
Результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш отрывался от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как низкий, если имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также если есть ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Часто приходится слышать сетования родителей будущего первоклассника на то, что ребенок — левша, и недостаточное развитие мелкой моторики якобы этим и объясняется. Такое мнение ошибочно. Если ребенок держит карандаш в левой руке, это надо учесть в процессе обучения, однако леворукость сама по себе не является показателем низкого уровня развития движений. Уровень развития мелкой моторики руки дошкольника (независимо от того, левая или правая рука является ведущей) зависит от того, как часто ему приходится «тренировать» свои пальчики, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием или другими видами деятельности. И если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, используйте оставшееся до школы время для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движений.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
• пальчиковая гимнастика;
• игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
• занятия с пластилином;
• занятие с конструкторами: закручивание гаек, шурупов;
• игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
• вырезывание ножницами;
• рисование различными инструментами и материалами: ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т. д.;
• работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, аппликация;
• графические упражнения: штриховка-обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов;
• раскрашивание картинок в книжках-раскрасках;
• узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка, обведение по контуру, дорисовывание.
Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее — от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Пальчиковая игра — это инсценировка рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. п.
Каждое занятие по подготовке к письму целесообразно начинать с пальчиковых игр, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения упражнений пальчиковой гимнастики — 3—7 минут.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать мелкие предметы, угадывать их с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней — шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких деталей: семян, пуговиц, веточек и т. д. Любят дети (а потому и охотно занимаются этим) аппликации с использованием крупы или семян. Например, для изображения снега прекрасно подойдет манная крупа или рис, для оформления песчаного берега пригодится пшено или горох и т. д.
Вырезывание ножницами — один из необходимых навыков, которым должен владеть дошкольник. К сожалению, многие дети испытывают затруднения при работе с ножницами. Родители боятся вкладывать этот инструмент в руку малыша, считая его опасным, стараясь избегать лишних, на их взгляд, хлопот и тревог. Конечно, на первых порах, пока ребенок только начинает работать ножницами, взрослому придется быть рядом: приучать пальчики малыша правильно держать инструмент, объяснять правила безопасного пользования им. Следует уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезывания — навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать вместе с ребенком, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, то есть учиться планировать предстоящее действие. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Рисование, раскрашивание — самые распространенные, известные всем детям и родителям занятия для развития мелкой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда правил: необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Выполняя работу по раскрашиванию (в отличие от работы, связанной с написанием букв), ребенок не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — усвоении и выполнении необходимых для письма гигиенических правил. С ними надо познакомить ребенка как можно раньше и постоянно следить за их соблюдением, доводя их выполнение до автоматизма. К ним относятся: выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку. На это родителям надо обращать внимание сразу, как только ребенок начинает свои первые шаги в рисовании, не ждать, когда он «повзрослеет и сам поймет», ведь переучить всегда труднее, чем научить (а иногда и невозможно).
Не стоит ограничиваться каким-то одним материалом для рисования. Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след, что тоже тренирует руку ребенка для дальнейшей работы.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений руки помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание из бумаги корабликов, самолетиков, фигурок зверей. Сегодня на полках книжных магазинов огромное количество пособий по оригами для разного возраста, в том числе для дошкольников.
В работе с ребенком очень важно использовать подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их:
а) штриховать только в заданном направлении;
б) не выходить за контуры фигуры;
в) соблюдать параллельность линий.
Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребенка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен — этого делать не стоит. Можно работать с ребенком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребенок рисует фигуры — кружочки, квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку), упражнения на выработку наклона (особенно в тетрадях с дополнительной разлиновкой). Можно учить ребенка писать основные элементы прописных букв: прямую наклонную короткую линию, прямую наклонную длинную линию, наклонные линии с закруглениями внизу, вверху, вверху и внизу, длинной наклонной с петлей, полуовал и овал. Все это является важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.
Таким образом, к моменту поступления в школу дети:
• знают и соблюдают гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
• умеют ориентироваться в тетради, на строке, на странице; выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки; уверенно пользоваться ножницами; изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.
Упражнения, облегчающие обучение письму
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму полезна методика Т. В. Фадеевой.
Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем — на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе лежат 10—15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6. Один конец ручки дети зажимают средним и указательным пальцами правой руки, при этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, дети вкладывают ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т. д.
Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Представив, что у них в ладошках мячик, дети делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Во время занятий письмом у ребенка может появиться писчий спазм. Это проявляется в том, что пальчики немеют, начинают побаливать, подрагивать, вначале чуть-чуть, едва заметно. Если вовремя не обратить на это внимание и не принять необходимые меры, дрожь в пальцах может стать постоянной или резкая боль сведет пальцы, как только он возьмет ручку или карандаш. Для предупреждения и снятия писчего спазма можно использовать упражнение «Не дрожать!»
Выполнять его следует внимательно, при этом следить за дыханием.
Ребенок садится, поджав под себя ноги, делает вдох через нос и складывает ладони на уровне глаз (1). Затем, вдыхая через рот, чуть смещает правую ладонь вниз (2). Одновременно сгибает пальцы левой руки, охватывая ими кончики правой руки (3). Делая вдох через нос, разгибает пальцы левой руки, одновременно смещая чуть вверх правую ладонь, сгибает пальцы, охватывая ими кончики пальцев левой руки (4). Упражнение следует повторить 10—15 раз.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие игры для детей 5-7 лет
Подготовка детей 4-5-6 лет к школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!