Что такое адаптация к школе?

Что такое адаптация к школе. Информация для родителей

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка 6—7 лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу, хотя потребность в движении остается большой.

Первоклассника встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые дети, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Как никогда остро встают вопросы: как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности?

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, например возникают чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от 2 до 4, от 7 до 9 и от 13 до 16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке («Дома я хороший, а в школе — плохой» или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.

Это надо понимать прежде всего родителям, и нужно не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов.

Поступление в школу — это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Термин «адаптация» обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную (личностную). Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой — спецификой учебного материала. Главную трудность «предметной» адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения — грамоты и математических представлений. На первый взгляд это не так. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе — самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

— личностно-мотивационного отношения к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться;

— принятия учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи;

— представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения;

— информационного отношения: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения;

— управления деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они мешают работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2—3 недели).

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм (вернее, каждая из его систем) должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Продолжительность всех трех этапов физиологической адаптации — приблизительно 5—6 недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев — в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют; по некоторым исследованиям, даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14—16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль — школьника — и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат, то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих, то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически и т. д.), то есть формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном счете — на сформированность внутренней позиции школьника.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин.

1. Индивидуальными характеристиками ребенка: его способностями, особенностями эмоциональной сферы, состоянием здоровья, особенностями семейной среды.

2. Влиянием социально-экономических и социально-культурных условий: семейным окружением, материальным состоянием семьи, ее культурным уровнем, ценностями и т. д.

Педагогический диагноз «школьная дезадаптация» обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов, и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в социальной форме.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебности), пассивного протеста (избегания), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева. Например: «И в семье, и в школе Саша Л. проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребенком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание: начинает нервничать, становится непослушным, невнимательным. Он не терпит никаких замечаний, сразу возражает, громко кричит и плачет».

Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи. Например: «Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее, во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски — весь класс смеется. Миша равнодушен к происходящему в классе, по- прежнему смотрит в окно: во дворе мальчики играют в футбол».

Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдаются напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Например: «Юля К. — девочка застенчивая, робкая, теряется перед учителем и ребятами, отвечает тихо, неуверенно. Если попросить ее говорить громче, она расплачется. Юля старается быть незаметной на уроке, но принимает поддерживающие знаки учителя („глаза в глаза“, прикосновение, одобряющая улыбка и т. д.). Безусловно, такому необщительному и тревожному ребенку требуются внимание и забота».

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.

Если ученику по каким-либо причинам не хочется идти в школу, психологи говорят о школьном неврозе. Начинается он постепенно. Ребенок просыпается с неохотой, собирается медленнее, чем обычно, ищет предлог задержаться дома. Родителям приходится его подгонять. Эти явления могут на какое-то время даже исчезнуть, а потом появятся новые симптомы — начинаются жалобы на боль в животе (наиболее частая невротическая реакция), головную боль. Характерно, что такое бывает лишь в дни, когда надо идти в школу, и, как правило, не наблюдается в выходные. Если ребенка оставить дома, его самочувствие через непродолжительное время полностью нормализуется.

Школьный невроз обычно возникает в начале обучения в школе у впечатлительных неуравновешенных детей, болезненно реагирующих на всякое изменение привычных условий жизни. Способствуют его развитию новая незнакомая обстановка, строгость и требовательность учителя, конфликтные ситуации с одноклассниками. Однако причины возникновения школьного невроза заключаются не только в перечисленных факторах. Последние являются лишь пусковым механизмом. Действительные причины исходят в значительной мере из предшествующих лет семейного воспитания, в котором допускались определенные промахи. Главные из них связаны с тем, что родители порой предъявляют к ребенку чрезмерные требования, не считаясь с его наклонностями, желаниями, врожденными особенностями нервной системы, или постоянно требуют беспрекословного выполнения своих указаний, подавляя шаг за шагом волю ребенка и другие проявления его индивидуальности. Неблагоприятное воздействие на неокрепшую нервную систему детей оказывают длительные психотравмирующие ситуации в семье, такие как чрезмерное употребление родителями или одним из них алкогольных напитков, частые ссоры, несправедливое отношение к ребенку отчима или мачехи.

Выход из этого состояния следует искать в совместных действиях родителей с учителем. В связи с тем что школьный невроз чаще развивается у ослабленных детей, которые хотя и достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников, не следует спешить определять в школу 6-летнего, а иногда и 7-летнего ребенка, если детский врач считает, что он недостаточно к этому подготовлен. А если ребенок все-таки стал первоклассником, нужно уделить ему больше внимания, ласки, помочь в занятиях, чтобы он чувствовал себя увереннее на уроке, и, конечно, проконсультировать ребенка у психоневролога, который назначит соответствующее лечение, посоветует, как быстрее и безболезненнее перестроить режим.

Первоклассников не рекомендуется загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, различных студиях, спортивных секциях. Пусть сначала хорошо адаптируются к школе. Полезно шире приобщать ученика к занятиям физкультурой в школе и дома, но не показано участие в соревнованиях, так как они приводят к нервно-эмоциональной перегрузке. Чтобы не усилить негативного отношения к учебе, очень важно создать дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований, не ругать и не наказывать за «грязь» в тетради или плохо подготовленное задание. У ребенка, которому не хочется идти в школу, но идти приходится, возникает психологическое напряжение, одним из следствий которого является обостренное восприятие раздражений (снижение порога восприятия). Это относится к раздражениям, которые приходят не только из внешней среды, но и из внутренней — от самого организма.

Дело в том, что работа органов всегда сопровождается некоторыми ощущениями (сокращение и расслабление сердца или стенок кишечника — перистальтика). Здоровому человеку это нисколько не мешает — ощущение от работающих органов ниже порога восприятия. Если же величина порога снижается, человек начинает ощущать, как работают его собственные органы, и эти ощущения могут быть неприятными и даже болезненными.

Именно так происходит при школьном неврозе. То, что чаще болит именно живот, понятно, поскольку как раз живот доставляет детям немало неприятностей. Причина — в постоянной перистальтике кишечника, возможном скоплении газов и т. д. Стоит снизиться порогу восприятия, и все это начинает ощущаться как боль.

Но это еще не невроз, а невротические реакции. Если вовремя не устранить причину этих реакций, то они могут учащаться и сформировать целый невротический комплекс. В результате проявляются такие черты, как тревожность, мнительность, неверие в свои силы, обостренное «вслушивание» в себя. Если подобная реакция возникает при любой необходимости сделать усилие — это и есть невроз. В зависимости от типа центральной нервной системы у одних детей появляется возбуждение, у других — апатия.

Все, что сказано выше, относится к вполне здоровым детям: при определенном стечении обстоятельств невроз может появиться у каждого. Но с нарушением функций центральной нервной системы он развивается особенно быстро и при меньшей силе неблагоприятных факторов.

Как же не допустить школьного невроза или преодолеть его? Прежде всего важно понять, что подневольный труд непродуктивен, он не может приносить радость. Надо сделать все возможное, чтобы учеба стала ребенку в радость, не пропало желание посещать школу.

Выделим несколько факторов, которые позволят исключить развитие школьного невроза.

Прежде всего это каждодневное внимание родителей и учителя. Важно, чтобы использовалась любая возможность похвалить ребенка. Следует поддерживать, поощрять даже самый малый успех школьника и делать это своевременно. Совершенно недопустимо, когда ребенок тянет руку, а учитель систематически осознанно на это не реагирует. А может быть, ваш ребенок боится учительницы из-за ее громкого голоса или излишне строгих интонаций? Или ему не хватает сил выдерживать учебную нагрузку, и его настроение портится по этой причине? Все это необходимо выяснить. Отношение учителя к ребенку во многом определяется тем, как сложатся с учителем ваши собственные взаимоотношения. Не жалейте усилий для того, чтобы они стали доверительными и взаимно доброжелательными. Помните: все эмоции, которые у педагога вызываете вы, так или иначе переносятся на ребенка — независимо от его поведения.

Следует знать еще об одном обстоятельстве: отмечая и поддерживая малейшие улучшения в учебе, вы укрепляете стремление ребенка к учению. Именно это важно! Если же дело доходит до критики, отметьте, что он сделал «хуже, чем мог бы», но не прибегайте к оценкам типа «плохо», «очень плохо». В любой, даже отрицательной, оценке должно проявляться уважение и доверие к ребенку. Кроме того, смысл оценки надо обязательно разъяснить.

Что еще может принести радость в школьной жизни? Конечно, дружба с одноклассниками, общие дела и интересы. Важно всячески способствовать этому и в то же время знать, не обижают ли его сверстники или старшие школьники. Поступать следует по обстоятельствам: от знакомства с родителями обидчика, установления с ними добрых отношений до обещания (естественно, не осуществляемого) «надрать уши» обидчику.

Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Гораздо полезнее настойчиво «вести» его от успеха к успеху. Тем из родителей, кто не сразу с этим согласится, напомним, как много «круглых» отличников в начальных классах «съезжают» на тройки в старших. И немало известных ученых, музыкантов, художников неважно учились в школе.

Как же все-таки быть, если в момент сборов в школу ребенок начинает жаловаться на какое-нибудь недомогание? Проконсультируйтесь с врачом. Если вы убедились, что серьезных причин для жалоб нет, а есть только нежелание идти в школу, то оставлять ребенка дома не следует. Тогда он уже не будет так сосредоточиваться на своих болезненных ощущениях. В противном случае возникнет и укрепится рефлекторная связь между болями и сбором в школу, и жалобы будут лишь усиливаться.

Постарайтесь поднять настроение ребенка перед школой.

Это могут быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии, к примеру интересной поездке куда- либо. Ни в коем случае не следует обещать ребенку вознаграждение за сам факт посещения школы, иначе он непроизвольно начнет заниматься вымогательством. Только теперь жалобы на боли в животе будут способом не остаться дома, а добиться приятного.

В физиологии высшей нервной деятельности существует специальный термин — «подкрепление». И животные, и человек склонны продолжать только такую деятельность, которая подкрепляется, то есть за которой следует приятный результат. Похвала учителя или родителей — это и есть подкрепление. Получив его, ребенок будет стараться и дальше. Если же одобрения нет, то угасает и интерес к этой деятельности, она начинает вызывать неприязнь как деятельность, в которой нет ничего приятного. Это так понятно, ведь мы и сами вовсе не стремимся продолжать дело, которое приносит одни неприятности.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах.

1. К рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам.

2. Приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор.

3. Поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

Пять вопросов в конце недели. Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов.

1. Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

2. Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

3. Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т. д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких — нет?

4. Какой из дней запомнился более всего? Почему?

5. С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Беседа по классной фотографии. Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?»

В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т. п.

Как я закончу четверть (год)? За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

Плюсы и минусы школьного дня. Эта несложная диагностика-игра позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки, зерен красной и белой фасоли и т. п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше — радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное — увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого плюса и минуса, хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать вам сам.

Копилка школьных успехов. Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это «копилка школьных успехов», в которую, например, будут «складываться» пятерки и четверки. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины- бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть так, что за получаемые пятерки вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое копилки оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача — сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

Как только копилка оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней.

Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это просто несправедливо.

Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу

Каждое утверждение оценивается в 2 балла, если оно выражено у ребенка или возрастает в своей интенсивности в последнее время, в 1 балл — если проявления встречаются периодически, 0 баллов — отсутствуют в поведении ребенка.

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что — слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Очень часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы жизни, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях или поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найди с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает детский сад или школу.

Оценка результатов

0—4 балла — отклонения несущественны или являются выражением возрастных особенностей ребенка;

5—9 баллов — есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательным к состоянию нервной системы ребенка;

10—14 баллов — есть признаки нервного расстройства, но необязательно достигающего стадии заболевания;

5—19 балов — невроз был или будет в ближайшее время;

20—30 баллов — невроз у ребенка несомненен.

Причины детского невроза могут быть биологическими (особенности строения и функционирования нервной системы: осложненная беременность и роды, заболевания во внутриутробном развитии ребенка, травмы головы, наследственный фактор) и социальными (макросоциальные условия жизнедеятельности в семье, социуме: конфликты в семье, рассогласованность в воспитании, недостаток внимания и любви, неуравновешенность родителей и т. д.).

Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка

Каждое утверждение оценивается в 2 балла — если полностью отражает состояние, в 1 балл — частично, 0 — отсутствие признаков.

1. Легко расстраиваюсь, раздражаюсь по пустякам, долго не могу прийти в себя.

2. Становлюсь все более чувствительным, ранимым и обидчивым.

3. Все труднее контролирую свои чувства и эмоции, хотя потом и переживаю чувство вины.

4. Все больше беспокоюсь, волнуюсь без видимых причин, не могу ждать, как обычно, нетерпелив и непоследователен в своих действиях и поступках.

5. Начинаю видеть опасность там, где ее нет, и более чем часто сомневаюсь в правильности своих решений.

6. Все менее жизнерадостен и активен в новых контактах, многое уже воспринимаю в мрачном свете, часто ворчу и злюсь, как потом оказывается — совсем не по тому поводу.

7. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт.

Оценка результатов

0—4 балла — благополучное состояние нервной системы, в стрессовых ситуациях возможно некоторое повышение нервозности;

5—9 баллов — наличие эмоционального стресса, вы болели неврозом или заболеете в ближайшее время;

10—14 баллов — невроз уже есть, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Рекомендуем посмотреть:

Подготовка детей 4-5-6 лет к школе

Обучение ребёнка математике

Психологическая готовность к школьному обучению

Развивающие игры для детей 5-7 лет

Как подготовить руку дошкольника к письму. Консультация для родителей

Нет комментариев. Ваш будет первым!