Что должен уметь ребёнок в 2 года
Развитие ребёнка 2 лет
Как заниматься развитием и воспитанием ребёнком 2 лет
Вашему ребенку исполнилось два года. Он уже такой большой, но еще такой маленький. Скорее всего, он уже отлично может кушать сам, хорошо ходит и бегает, знает всех близких родственников. Чего же вам еще ждать от своего малыша?
Все аспекты развития ребенка — физический, умственный, психический — взаимосвязаны. Ребенок, имеющий достаточно устойчивую нервную систему и хорошее настроение, быстро осваивает речь, активно двигается, постоянно расширяя свои знания и умения.
Малыш по-прежнему растет, прибавляет в весе. Как правило, в два года девочки весят 12,6 ± 1,7 кг при росте 86 ± 3,87 см, мальчики — 13 ± 1,2 кг, 88,27 ± 3,7 см. Разумеется, это средние показатели. Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному плану, поэтому рост и вес вашего малыша могут отличаться от средних показателей как в большую, так и в меньшую сторону.
По мере взросления нервная система ребенка укрепляется, в связи с этим меняется распорядок дня и режим питания. Ребенку в этом возрасте, как правило, бывает достаточно одного дневного сна. Но каким бы ни был режим, его необходимо соблюдать, поскольку он задает определенный ритм жизни малыша. Если поддерживать этот особый ритм, ребенок будет менее раздражительным и капризным.
В два года малыш начинает стремиться к самостоятельности. Это проявляется в первую очередь в том, что он старается следить за собой: может сам намыливать и мыть руки, вытирать их полотенцем, самостоятельно кушать. Ребенок может активно помогать вам одевать и раздевать его: натянуть или снять носочки, шапку, надеть или снять обувь. Если обувь ребенка на шнурках, научите его самостоятельно снимать расшнурованные вами ботинки. Старайтесь, чтобы остальную одежду он полностью снимал сам. Исключением может быть одежда, у которой застежки находятся сзади. Сначала он будет раздеваться медленно. Помните, что это требует от него немалых усилий. Поэтому наберитесь терпения и не вмешивайтесь. На своем примере показывайте правильную последовательность действий. Научите ребенка выворачивать вещи на лицевую сторону и раскладывать по определенным местам. И обязательно поощряйте успехи малыша!
С первых шагов проявления самостоятельности учите ребенка основам гигиены: как пользоваться полотенцем, зубной щеткой, пастой, расческой, носовым платком. Чтобы малыш с удовольствием умывался, создайте ему комфортные условия: крепкую скамеечку под ноги (чтобы доставать до раковины), красивое детское мыло, небольшое полотенце с петелькой, чтобы его было удобно повесить на вешалку, сделанную специально по росту ребенка.
В основном дети в два года могут довольно понятно выражать свои мысли и желания. Однако в этом возрасте они еще не могут контролировать свои эмоции. Поэтому одновременно с самостоятельностью появляется протест против вмешательства со стороны. Часто у детей этого возраста первая реакция на слова и просьбы родителей — слово «нет». Маленький ребенок еще не в состоянии сделать выбор и его решения могут очень быстро меняться. Ваше чадо продолжает свою исследовательскую «карьеру» и пробует на вкус, запах и цвет все окружающие его предметы.
Как раз в этом возрасте появляется вопрос «Почему?». Ребенок хочет знать все об окружающем мире. Получая большой объем информации, он составляет свою картину окружающего мира. Происходит бурное эмоциональное развитие.
Кроме того, многие дети после двух лет стремятся к общению с людьми. Некоторые дети с удовольствием проводят время в большой шумной компании, другие долго и тщательно выбирают себе друзей. У ребенка появляется желание помогать взрослым: он пытается подметать, вытирать стол или нести сумку. Малыш с радостью выполняет несложные поручения, например, принести или отнести что-нибудь, поставить на стол.
После двух лет ребенок вполне может содержать свои игрушки в порядке, — конечно, не без помощи взрослых. А чтобы ему было проще это делать — у каждой вещи должно быть свое место. Беспорядок в игрушках и вещах рассеивает внимание и мешает ребенку сосредоточиться. Если же ребенок находит вещи всегда на одних и тех же местах, это с самого раннего возраста прививает представления о порядке и аккуратности.
Для ребенка двух лет просто необходимо движение. Он уже умеет ходить, бегать, залезать на высоту. Но его умения нужно совершенствовать. Бывает так, что первый опыт ребенка был негативным (он ударился или его толкнули). В такой ситуации очень важен настрой родителей. Ребенок, часто не зная, как относиться к тем или иным событиям, смотрит на реакцию взрослых. В данной ситуации очень важно помочь малышу, не ругать и не запугивать его. Подход «А вдруг ты упадешь...» очень быстро усваивается детьми и вырастает у них в определенный стереотип мышления и страха, что «вдруг случится плохое и мне будет больно». Поощряйте ребенка, чаще говорите ему, что он справится.
Поскольку ребенок уже умеет ходить, дайте ему возможность делать это самостоятельно. Не держите его все время за руку. Так он развивает координацию. Разумеется, это не касается случаев, когда вы переходите через дорогу или находитесь в другом оживленном и потенциально опасном месте.
Самостоятельность ребенка активно развивается. В два с половиной года он уже аккуратно ест и обходится без нагрудника. Малыш знает, для чего нужна ложка или вилка, и может значительно быстрее орудовать ими во время еды. В этом возрасте он легко запоминает и выполняет правила поведения за столом: не торопиться, не разбрызгивать пищу, хорошо ее прожевывать, вытирать рот салфеткой. Разумеется, только живой пример родителей поможет ребенку усвоить правила. Это значит, что и родители должны не на словах, а на деле соблюдать эти правила вместе с ребенком. Все указания, идущие вразрез с вашим поведением, отрицательно влияют на поведение ребенка. Малыш откажется следовать правилам, а вы рискуете перестать быть авторитетом для ребенка.
Маленькие дети очень любят быть чистыми и нарядными. Поэтому нужно прививать им правила гигиены: утренние и вечерние умывания, мытье рук после туалета и перед едой, и обязательно после прогулки. Ребенок в состоянии бережно относиться к одежде, убирать на место игрушки и разные домашние предметы. Если ваш малыш этого не делает — стоить уделить развитию этих навыков особое внимание, чтобы заложить фундамент для усвоения полезных привычек в дальнейшем. А поможет вам в этом характерная для детей этого возраста любовь к определенной последовательности действий, к своеобразным ритуалам. Например, перед тем как кушать, малыш обязательно посадит любимую куклу рядом или, проснувшись утром, встанет и побежит смотреть в окошко, чтобы узнать, какая там погода. Так можно приучить ребенка вечером ходить в душ, мыть руки перед едой, после прогулки ставить валенки сушиться и складывать на батарею рукавички, перед сном убирать все игрушки по местам. Все эти полезные привычки ребенок без труда может усвоить посредством игр и соблюдения своеобразных ритуалов.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет
Игры на прогулке для детей от 2 до 4 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!