Занятия с детьми 2-3-4 лет

Занятия с детьми 2-3-4 лет

Как заниматься с ребёнком от 2-4 лет

Кризис трёхлетнего возраста

В это время все больше и больше совершенствуются координация движений, умение танцевать, более плавно двигаться. Развивается способность к рисованию, пониманию музыки, умению петь. Малыш уже может играть самостоятельно, развиваются интерес и способности к конструкторским играм, пополняется словарный запас. Ребенок оперирует понятиями, может высказывать свою точку зрения, у него устанавливаются более тесные отношения со сверстниками, он учится совместным играм, играм по правилам. У него появляется интерес к половым органам, к вопросу отношения полов и рождению детей, выражен комплекс Эдипа (обожает родителя противоположного пола). Интерес к сказкам объясняется стремлением к получению ответов на интересующие вопросы и получению опыта. Малыш способен впитывать колоссальное количество информации.

В этом возрасте происходит становление самосознания, что проявляется в утверждении «я сам». У ребенка возникают потребность и ощущение самостоятельности и независимости от другого, происходит «отделение» его от взрослых. Малыш стремится к самостоятельности, но в то же время его действия и поступки — копия действий старших. Он превращается в «злостного» строптивца, который отвергает любое обращение, любую просьбу, у малыша практически автоматически вылетают слова «нет», «не хочу», «не буду». Происходит первая осознанная проба, проверка того, что можно, а что нет. Ребенок учится быть своевольным, его пробы стихийные, с излишками и переборами. Он бросает вызов всему миру: себе, родителям, окружающим.

Родителям на заметку. Каждый ребенок проходит через периоды упрямств, которые называются возрастными кризисами. Возрастной кризис — совокупность преходящих психических отклонений, возникающих при смене одного возрастного периода другим.

Малыш может восхвалять себя и свои способности. Возможны реакции своеволия (все делает сам, отказывается от помощи и стремится к самостоятельности в том, что умеет делать), упрямства (настаивает на своем не потому, что не хочет что-то делать, а из собственной прихоти, что является пробой: можно или нельзя, а если нельзя, то может быть, все-таки можно), негативизма (стремится делать все наоборот, как только с ним соглашаются, он вновь делает все наоборот, часто нанося ущерб собственным интересам), строптивости (главный симптом для кризиса 3 лет: безликий бунт против сложившегося образа жизни, против любимых ранее игрушек. В лексиконе появляются слова, обозначающие плохое отношение к вещам, не несущим ему опасности), протеста (состояние постоянного конфликта с окружающими, особенно с родителями), ревности (желание, чтобы все и вся доставалось только ему, чтобы взрослые безраздельно принадлежали ему и делали все, что он захочет). Ребенок играет в «перевертыша».

Несмотря ни на что, игра с взрослыми остается его наивысшей потребностью, что позволяет родителям умело и ненавязчиво направлять поведение и действия малыша в нужное русло. Родителям в этот период необходимо идти на шаг впереди своего чада, опережать и переигрывать, не задевая личности, не вызывая отчаянного протеста. Необходимо принять игру бунтаря и поставить его в рамки, необходимо найти время и желание (это самое главное) и стать ведущим, т. е. опережать ребенка всегда и во всем.

Родителям на заметку. Наказания в период кризисов, как правило, не действуют или приносят кратковременный эффект. В этот период родителям надо быть наиболее терпеливыми и спокойными. Давление на ребенка приводит к бурной ответной реакции.

Ребенок овладевает взрослыми формами поведения, у него появляются потребность и желание быть личностью, принимать самостоятельные решения, возникает гордость за свои достижения. Малыш настойчиво ищет ответы и способы решения проблем, при достижении положительных результатов стремится продемонстрировать свои успехи. Безразличное отношение к результатам деятельности может сильно его ранить, что объясняется обостренным чувством собственного достоинства.

В этот период у ребенка происходит формирование видения себя в зеркале своих поступков и достижений, ему необходимо получать оценку своей деятельности, при помощи этого он сравнивает себя с окружающими его людьми, что ведет к быстрому развитию самосознания. Возникает новая система ценностей, где не последнее место занимают достижения, которые оцениваются окружающими.

Знание подводных течений и особенностей детских кризисов, доброе, внимательное и терпеливое отношение к ребенку позволят Вам и малышу пройти данный период с наименьшими потерями, что не вызовет отрицательных последствий в ваших с ним отношениях в будущем.

Как и раннее в этом возрасте очень полезны игры на развитие ребёнка.

 

Игры, развивающие физические данные ребенка (общую моторику, координацию, силу и ловкость)

Мартышка

Цель игры: развитие общей моторики, координации, цепкости, вестибулярного аппарата, массаж активных зон рук, развитие и подкрепление эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастическая стенка, турник, канат, матрац, яблоко, банан.

Рекомендации: во время игры старайтесь быть рядом, чтобы прийти на помощь в нужный момент. Играть можно как дома, так и на детской площадке.

Ход игры.

1-й вариант: играем дома. Расскажите ребенку сказку о маленькой обезьянке, которая живет в тропическом лесу, лазает по деревьям, веселится и прыгает. Попросите его изобразить маленькую любопытную обезьянку, показать, как она двигается, как прыгает. Если дома есть спортивный комплекс, то попросите «мартышку» достать банан, который нужно предварительно прикрепить на середине шведской лестницы, на небольшом расстоянии от земли на канате. По мере того как ребенок осваивается со снарядами, фрукты поднимайте все выше и выше. Внизу на полу должен лежать матрац, чтобы малыш, спрыгивая, не ушибся. В этот период малышу интересны необычные упражнения: висеть вниз головой, зацепившись ногами за перекладину, или на одной руке с поеданием банана одновременно. В этот момент стоит подстраховать ребенка, а по окончании игры рассказать небольшую историю об обезьянке, которая висела вниз головой и подавилась. Ей было очень нехорошо, она долго кашляла и не могла заниматься своим любимым занятием — лазить по деревьям. В дальнейшем спросите ребенка о том, что может произойти, если есть в неподходящих условиях.

2-й вариант: играем дома. Если дома нет спортивного комплекса, заменить перекладину может папа. Отец и малыш встают лицом друг к другу, папа берет Ребенка за кисти рук, а тот пытается вскарабкаться по папе и перевернуться. При этом стоит обратить внимание на руки: фиксация не должна быть строгой, иначе ребенок не сможет сделать кувырок. После того как ребенок освоил упражнение, он может делать подряд несколько кувырков, что вызывает у него бурный восторг. Если малыш боится, не пытайтесь форсировать события. Когда он сделает свой первый кувырок, обязательно похвалите его за смелость и ловкость.

3-й вариант: играем дома. Научите ребенка кувыркаться через голову на матраце. Покажите ему, как необходимо держать руки и ноги, как надо сгруппироваться, чтобы перекувыркнуться через голову. Радости малыша не будет предела, если он усвоит уроки.

4-й вариант: играем на детской площадке.

Во время прогулке «маленькая мартышка» может полазить по снарядам и на детской площадке. Первое время будьте рядом. По мере того как ребенок освоился, давайте ему шанс на самостоятельность, но в вашем присутствии (наблюдайте за ребенком со стороны на небольшом расстоянии от него).

5-й вариант: играем в лесу. Во время прогулки по лесу выберите неровную местность, чтобы были и подъемы, и спуски. Попросите «обезьянку» спуститься по склону и вновь подняться. Предложите пройти по поваленному дереву, попробовать забраться на дерево.

Игра проходит веселее, если вы играете с ребенком вместе, а соревновательный процесс прибавит азарта и положительных эмоций.

Каждый раз подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается.

Снайпер

Цель игры: развитие общей моторики, ловкости, глазомера, мышц тела, соревновательного азарта и стремления к борьбе, необходимости играть по правилам.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пустые коробки, теннисные мячи, пластмассовые кегли, свисток, секундомер.

Рекомендации: играть лучше всего в комнате, где достаточно места, или на лужайке. Игра предусматривает минимум 3 участников.

Ход игры: при помощи считалочки (варианты вы найдете в главе «Бабушкин сундук») разбейтесь на две команды.

Игровое поле. Обозначьте линию, от которой пойдет отсчет, она же будет и финишной чертой. На небольшом расстоянии от этой линии поставьте табуреты, на которых будут стоять коробки с теннисными мячами (первая линия), чуть дальше на полу разместите пластмассовые кегли (вторая линия), далее на табурет положите коробку с мячами (третья линия), и последняя четвертая линия — пустые коробки.

1-й вариант: по свистку участники команд бегут до первой линии и пробуют сбить как можно больше кеглей на второй линии (число мячиков по усмотрению, лучше всего 5). После того как снаряды закончились, игроки бегут на следующий рубеж и пытаются попасть мячиками (их число произвольное) в пустые корзины. Каждое попадание и сбитая кегля — один заработанный балл. После выполнения задания игроки возвращаются на место. Потенциал игры огромен: правилами можно обговаривать способ передвижения, бег, прыжки и иное. Подведение итогов может предусматривать и самого меткого, и самого быстрого, и самого упорного. Все участники игры могут быть отмечены и могут получить награды, что придает игре привлекательность, а участникам — стремление к лучшим результатам.

2-й вариант: если же не находятся партнеры для игры, то можно играть и с одним ребенком, игровое поле в этом случае проходится по свистку на время. Улучшение показателей точности, времени является поводом для похвалы.

Кавалерист

Цели игры: развитие чувства ритма, координации движения, выработка осанки, укрепление мышц спины.

Необходимые материалы и наглядные пособия: невысокий стул, бревно или поваленное дерево, небольшой мешочек с песком, небольшая книга или мягкая игрушка.

Рекомендации: при проведении игры четко считайте, чтобы ребенок совершал движения в такт счету.

Ход игры.

1-й вариант: игра в домашних условиях. Возьмите невысокий стул, пусть ребенок сядет на него, как будто оседлал коня. Расскажите малышу, как необходимо двигаться в седле, чтобы лошадка не сбросила седока. Проследите, чтобы его спина была прямой. Четко считайте, на счет раз — ребенок немного приподнимается, как будто в стременах, на счет два — опускается, и т. д. Во время движения можно проговаривать стихотворение.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И на ней поеду в гости.

2-й вариант: несколько усложните игру: положите на голову «кавалериста» небольшой мешочек с песком, мягкую игрушку или небольшую книгу. Ребенку необходимо во время движения постараться, чтобы предмет не упал, а продержался до конца игры. Следите за тем, чтобы малыш не горбился, а сидел прямо. В дальнейшем, по мере усвоения игры, движения ребенка и поза приобретут уверенность, свободу и раскованность.

3-й вариант: играем на прогулке. В качестве коня используйте поваленное дерево, бревно. В остальном ход игры остается прежним.

4-й вариант: еще более усложните игру. «Кавалерист» должен проскакать на воображаемой лошади сначала без мешочка на голове, потом с ним, сначала на месте, потом передвигаясь по комнате или по лужайке и т. д.

Хвалите ребенка за правильность выполнения задания, за ловкость. Игра пройдет веселее, если с ребенком будет играть кто-то из взрослых и выполнять все перечисленные задания, соревнуясь. В таком случае можно будет выявить самого ловкого, самого грациозного седока.

Снежный человек (играем зимой),

человек-амфибия (играем летом)

Цель игры: развитие общей моторики, мышц ног, рук, тела, координации движения, силы и ловкости, умения преодолевать трудности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: санки, легкий мяч.

Рекомендации: после окончания игры ребенка следует быстро переодеть.

Ход игры.

1-й вариант: «Снежный человек».

Выберите солнечный, не очень морозный день. В лесу найдите сугробы, сквозь которые будет пробираться ваш «снежный человек». Незаметно для ребенка закиньте в сугроб вашу варежку. Попросите малыша принести вам варежку или попытайтесь наперегонки с ребенком добраться до нее. Насколько это возможно, старайтесь не помогать крохе, пусть он сам доберется до варежки и обратно. Похвалите малыша за его бесстрашие и решительность. Поваляйтесь с ним в снегу, закапывайте и откапывайте друг друга. Возвращайтесь домой на санках, после такой нагрузки малыш будет обессиленным, поэтому стоит позаботиться о транспорте. Веселым будет и ваш совместный спуск на санках с горы. После того как вы придете домой, переоденьте ребенка в сухую одежду.

2-й вариант: «Человек-амфибия».

Выберите солнечный, довольно жаркий день, время проведения игры — до 11 ч или после 16 ч, когда солнце не так припекает. Бросьте недалеко от берега надувной мяч. Наперегонки с ребенком попытайтесь добежать до него и вернуться обратно. Поиграйте с малышом на мелководье в футбол. После игры разотрите малыша полотенцем и переоденьте. Следите, чтобы он не перегрелся на солнце.

Хвалите малыша за быстроту и ловкость.

Гимнаст наоборот

Цель игры: развитие вестибулярного аппарата, равновесия, координации, эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мягкое одеяло, бодрая, ритмичная музыка.

Рекомендации: задания выполняйте медленно, постепенно повышая их сложность.

Ход игры: расстелите на полу одеяло, включите музыку. Помогите ребенку встать в позу вверх ногами, головой вниз, опираясь на руки, придерживая его за лодыжки. Зафиксируйте малыша в данной позе, дайте ему время привыкнуть к ней. На первое время игра вверх ногами заключается в том, чтобы ребенок смог адаптироваться и рассмотреть вещи и предметы в комнате в несколько непривычном для него ракурсе. После того как малыш освоится, можно приступать к выполнению силовых упражнений.

Отжимания наоборот — ребенок сгибает руки и приближает тело к полу, выпрямляет руки и т. д. Вы немного поддерживаете малыша, потому что он не справляется с предложенной нагрузкой.

Стойка на одной руке — ребенок поочередно поднимает над полом то одну, то другую руку. Вы по-прежнему его поддерживаете и помогаете в выполнении упражнения.

Упражнения могут быть самыми разнообразными, вы можете проявить выдумку для проведения игры.

Можно обыграть выполнение упражнений как выступление гимнаста на воображаемой арене цирка, где множество зрителей ждут его выступления: с выходом, аплодисментами и поклонами.

Звери в зоопарке

Цель игры: развитие координации движений, контроля над совершаемыми движениями, умения выполнять просьбы и задания взрослых.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, яркие картинки с изображением животных.

Рекомендации: попробуйте провести игру без наглядных материалов. Если ребенку это будет трудно, покажите ему картинки или игрушку.

Ход игры: расскажите малышу сказку о том, где живут звери, когда их привозят из леса, пустыни в город. Предложите ребенку пойти в воображаемый зоопарк.

Проходя мимо «вольеров с животными», вы видите слона, он говорит: «здравствуйте» и мотает головой, а хобот поднимает верх и трубит, что тоже означает, что он вас приветствует. Попросите ребенка изобразить слона. Потом вы переходите к следующему вольеру, где видите медведя. Он переминается с лапы на лапу, потом встает на задние лапы и поднимает переднюю лапу вверх, что значит, что он приветствует вас и просит лакомство.

Подобным образом переходите к следующей клетке и давайте ребенку задание, ваша выдумка подстегнет воображение малыша.

Если ребенок растерялся или не помнит, как выглядит воображаемое животное, напомните ему, показывая картинки или игрушки.

Жонглер

Цели игры: развитие мышц ног, рук, ловкости, координации движений, массаж активных зон стоп и ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия: плоские небольшие игрушки, коробки, одеяло.

Рекомендации: игрушки или коробки должны быть, насколько это возможно, одинаковыми по весу и величине.

Ход игры: расстелите на полу одеяло, пусть ребенок немного поваляется на нем.

1-й вариант: попросите малыша лечь на спину и поднять ноги под прямым углом (помогите ему в этом), пусть он зафиксирует это положение, а мышцы несколько привыкнут к нему. Первое время необходимо ограничиться только вышеописанным заданием. В дальнейшем, по мере того как ребенок освоится, Можно приступать ко второй части игры: на стопу одной ноги осторожно положите игрушку или коробочку, нужно удержать игрушку, чтобы она не упала. После усвоения этого действия игрушку укладывают и на другую стопу. Теперь необходимо удержать и не уронить две игрушки. В дальнейшем можно усложнить задание: попросить ребенка сгибать и разгибать ноги в коленях так, чтобы предметы не упали.

2-й вариант: ребенок ложится на одеяло на спину, вытягивает руки вверх под прямым углом. На его ладони укладываются игрушки, малыш сгибает и разгибает руки в локтях так, чтобы они не упали. В дальнейшем усложните задание: ребенку необходимо попытаться встать с пола так, чтобы игрушки не упали с ладоней (рекомендовано сначала попытаться встать с одной игрушкой, а потом с двумя).

Хвалите ребенка за ловкость.

Затем поменяйтесь ролями и выполните это упражнение сами, посоревнуйтесь, кто из вас самый ловкий.

Любознательный удав

Цели игры: развитие гибкости, координации движения, вестибулярного аппарата, формирование мышечного корсета.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло.

Рекомендации: перед тем как выполнять упражнения необходимо размяться.

Ход игры: постелите на пол одеяло, пусть ребенок немного поваляется, потянется. Проведите с ним небольшую зарядку. Потом расскажите малышу историю о том, как из зоопарка сбежал удав, который был добрым и любознательным (предварительно можно показать ребенку мультипликационный фильм «38 попугаев», «Зарядка для хвоста», где удав показан добрым и рассудительным). Удав хочет все знать. Попросите ребенка изобразить удава, в дальнейшем попросите его посмотреть, что он видит на столе, за окном и т. д. Малыш должен попытаться выполнить задание без помощи рук (удав поднимает тело до пояса). Движения удава тоже выполняются без помощи рук и ног (только движения туловищем). Попросите «удава» свернуться клубком, а затем быстро выпрямиться. Игра довольно сложная и требует подготовки и тренировки. Поэтому ребенка обязательно надо хвалить за малейшие достижения.

Попробуйте изобразить удава сами, пусть ваш змей будет более медлительным и несколько неуклюжим. Посоревнуйтесь с малышом: два удава хотят доползти до игрушки, кому удастся сделать это первым?

В этом возрасте очень полезны игры на развитие мелкой моторики рук

Полезные советы для родителей

➣ Для ребенка покой — это его движение, этим он отличается от взрослого человека.

➣ Постепенно игры все больше и больше усложняются, но родителям необходимо помнить, что нужно периодически возвращаться к более простым занятиям, если ребенок перенес какое-либо заболевание или плохо себя чувствует.

➣ Мышление ребенка в этот период характеризуется анимизмом, он проецирует свое «я» на вещи, наделяет их жизнью и сознанием.

➣ В своем воображении ребенок рисует то, что ему необходимо для полноты жизни, чтобы испытать всю гамму чувств.

➣ Необходимо помнить, что успех приходит не сразу и порой не ко всем.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие творческих способностей детей 2-3-4 года

Игры на развитие внимания дошкольников

Игры, развивающие речь ребёнка 2, 3 лет

Математические игры для детей 2, 3 лет

Игры на развитие мелкой моторики детей 2-3-4 года

Нет комментариев. Ваш будет первым!