Игры на развитие творческих способностей детей 2-3-4 года

Игры на развитие творческих способностей детей 2-3-4 года

Развивающие игры для ребёнка 2-4 лет

Игры, активирующие познавательные и творческие способности; игры, развивающие внимание, наблюдательность, умение анализировать и высказывать своё мнение.

Сравни рисунки

Цель игры: развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать, высказывать свое мнение.

Необходимые материалы и наглядные пособия: нарисуйте несколько веселых, похожих друг на друга рожиц, которые отличаются друг от друга глазами, носом, улыбкой и иным, все зависит от вашего воображения и выдумки.

Рекомендации: играйте на полу, на диване, за столом, там, где удобно ребенку, где ему комфортно.

Ход игры.

1 - й вариант: расстелите на полу одеяло, сядьте на пол вместе с ребенком, покажите ему нарисованную рожицу, которая будет эталоном, с которым необходимо будет сравнить другие рисунки. Попросите рассказать, что он видит на рисунке: глазки смеются, рот улыбается, уши маленькие, нос круглый и т. д. Затем покажите малышу другую картинку и попросите его найти отличия первого рисунка от второго, найденные отличия отмечайте галочкой. Игра обычно проходит весело и азартно, ребенок старается как можно быстрее сам, без подсказки справиться с заданием. Хвалите его за быстроту выполнения задания, за внимательность и наблюдательность.

Вариантом для сравнения могут быть и природные материалы: листья одного и того же дерева, картинки с изображением собак или кошек одной и той же породы.

В игре должен присутствовать и элемент неожиданности: после картинок, имеющих отличия, ребенку предлагаются совершенно одинаковые картинки или рисунки, но вы все равно просите найти в них отличия. Малыш долгое время не сможет дать ответ или же скажет, что он не нашел отличий или что их нет. Попросите ребенка постараться все же найти разницу. В данной ситуации он должен самостоятельно прийти к выводу, что отличий может и не быть, т. е. с помощью этого метода развивается способность анализировать, сопоставлять, приходить к определенному решению, уметь отстаивать свое мнение. После того как малыш поймет, что различий может и не быть, попробуйте вновь пойти на хитрость: после совершенно одинаковых картинок предложите для сравнения Рисунки, в которых есть различия. Понаблюдайте за его реакцией, посмотрите, как он воспримет ваше предложение, пригодится ли ему прошедший опыт и сможет ли он им воспользоваться. В любом случае хвалите ребенка за попытки разобраться в ситуации.

2-й вариант: играют все члены семьи, ведущий заранее готовит несколько рисунков снеговиков, которые очень похожи друг на друга, но имеют отличия. Игра проходит по цепочке. При помощи считал очки каждый игрок получает номер, под которым он играет. Первый номер находит и называет одно отличие, второй следующее. Из игры выбывает тот, кто не может найти отличие, ранее не отмеченное. Победителем считается тот, кто останется в конце игры один. Ведущий, начиная игру, читает стихотворение:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

А что разного у них,

Он понять не может.

Если это занятие вызывает у ребенка раздражение и непредвиденную реакцию, следует прекратить игру, но картинки оставить на видном месте. Через некоторое время малыш сам выполнит задания и придет к вам за одобрением.

Слева, справа, вверх, вниз

Цели игры: умение анализировать, выбирать частное из общего, запоминание направлений движения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, игрушки, мяч, тетрадь, цветные карандаши, небольшая низкая скамеечка.

Рекомендации: если ребенок не сможет выполнить задание, сыграйте с ним в игру «вверх-вниз», «часики».

Ход игры.

1-й вариант: расстелите на полу одеяло, сядьте на него рядом с ребенком, поставьте перед ним игрушку и попросите передвинуть ее вправо, влево, вверх и вниз. Убедитесь, что малыш понимает направления движения.

2-й вариант: нарисуйте в тетради стрелы, которые разлетаются в разных направлениях. Попросите ребенка показать стрелы, летящие вверх, вправо и т. д.

3-й вариант: попросите ребенка показать в движении или жестами, куда необходимо двигаться, если нужно идти вправо, влево, вверх (подъем на небольшую высоту — скамеечку, диван), вниз (спуск с «высоты»),

4-й вариант: игра проходит более увлекательно, если играют несколько человек. При помощи считалочки выбираются ведущий, который дает задания, и игроки, которые выполняют это задание. Ведущий просит нарисовать стрелу, летящую вверх, вправо и т. д. В конце игры определяется победитель — игрок, который сделал наименьшее количество ошибок.

5-й вариант: гуляя в лесу или на детской площадке играйте с малышом. В разговоре как бы невзначай спрашивайте: «Машина поехала вправо или влево?», «Птица полетела вверх или вниз?»

6-й вариант: игра наиболее наглядна и эмоциональна при большом количестве игроков (игра предназначена для более старшего возраста). При помощи считал очки (варианты вы можете найти в главе «Бабушкин сундук») выберите ведущего, который будет подавать команды игрокам. Игроки становятся полукругом к ведущему, который просит схватиться правой рукой за нос, затем левой рукой за правое ухо и т. д.

В конце игры обязательно подводите итоги и похвалите победителя, которому все игроки поют песенку.

Загадки

Цель игры: развитие познавательной способности, сообразительности, быстроты мышления, отстаивания своей точки зрения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: варианты загадок вы найдете здесь.

Рекомендации: играйте практически везде, используя окружающий материал для развития пытливости и любознательности.

Ход игры: данная игра может проводиться на ходу» загадайте ребенку простейшую загадку:

Два конца, два кольца

Посередине гвоздик.

Попросите малыша найти этот предмет в комнате. Пока он ищет отгадку, вы можете немного отдохнуть или заняться своими делами. В вашем арсенале может быть бесконечное число загадок, что дает возможность ребенку развиваться. Хвалите кроху за правильные ответы.

Затем поменяйтесь с ребенком ролями: теперь пусть он загадывает загадки, а вы ищите отгадку, если ее возможно найти.

Мальчик (девочка) наоборот, или перевёртыш

Цель игры: развитие контроля над поведением, понимание процесса «наоборот», умение пользоваться предоставленной свободой, развитие волевых процессов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяла, подушки, простыни, книги, палки, ритмичная музыка.

Рекомендации: не пытайтесь силой воздействовать на ребенка, если он старается все сделать по-своему, старайтесь его переиграть. В игре принимают участие все члены семьи.

Ход игры: при помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук») выберите ведущего, который будет давать задания (вести игру), игрока, который будет правильно выполнять задания ведущего, игрока-перевертыша, который будет повторять движения основного игрока, но с точностью наоборот. Включив негромкую, но ритмичную музыку, ведущий называет задание основному игроку — идти. Игрок-перевертыш должен соответственно стоять на месте. Основное задание — веселиться, ответ игрока наоборот — грустить, плакать, и т. д. Ведущий должен подбирать задания так, чтобы они не вызывали затруднений при выполнении, а при возникновении каких-либо проблем — приходить на помощь игрокам. Если ребенок не может сразу подобрать противоположного ответного действия, наводящие вопросы дадут ему возможность найти варианты ответов, но помощь со стороны ведущего должна быть ненавязчивой и минимальной. В игру включаются задания, которые могут помочь в корректировке поведения ребенка: если малыш постоянно мрачный и раздражительный и у него роль основного игрока, то давайте ему задания смеяться, веселиться и пр. Если же ребенок играет роль перевертыша, он должен, выполняя задания, хмуриться, скучать, плакать. Взгляд со стороны (как элемент неожиданности) позволяет ребенку оценивать поведение другого, сравнить его со своим и в дальнейшем пытаться контролировать свое поведение.

Облака

Цель игры: развитие воображения, наблюдательности, умения описывать увиденное, умения фантазировать, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: альбом для рисования, карандаши.

Рекомендации: альбом и простой карандаш возьмите с собой на прогулку.

Ход игры.

1-й вариант: на прогулке обратите внимание ребенка на плывущие по небу облака. Предложите ему определить, на что они похожи. Затем предложите малышу рассказать, куда и откуда плывет облако, что заставило его пуститься в путешествие, что ожидает его впереди. После небольшого рассказа попросите нарисовать облако (используйте альбом и простой карандаш). Придя домой, пусть малыш дорисует картину цветными карандашами.

2-й вариант: попросите ребенка найти облако, похожее на медведя, домик и т. д. (предварительно окиньте взглядом небо, чтобы знать, что просить найти среди скопления облаков). И в этом случае попросите сочинить сказку об облаке, которое путешествует по небу. Дома попросите малыша нарисовать облако.

3-й вариант: данный вариант можно использовать для снятия напряжения и установления доверительного эмоционального контакта с ребенком. Днем или вечером, когда малыш ложится спать, сядьте рядом с его кроватью или на кровать, попросите его закрыть глаза и увидеть облако, которое плыло сегодня днем (вчера и т. д.) по небу. Попробуйте рассказать ребенку сказку, которую он сам придумал об облаке днем. При этом говорите тихим и спокойным голосом, попросите кроху следовать глазками за облаком. Как правило, ребенок быстро засыпает, а если был возбужден или капризничал, то быстро успокаивается.

Веселый счет

Цель игры: обучение ребенка счету, закрепление счета и порядковых числительных, развитие кругозора.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, проезжающие машины, идущие навстречу по улице пешеходы, тетрадь, карандаши или ручки.

Рекомендации: для обучения счету можно использовать стихотворение С. Маршака «От одного до десяти».

Ход игры: если ребенок уже сталкивался со счетом или умеет считать до 3, а может, и до 5, для закрепления навыков считайте с ним, когда выходите на прогулку, считайте дома, машины, сначала вместе с малышом, а потом предоставьте ему возможность делать это самостоятельно. Ребенок довольно быстро запоминает счет от 1 до 10.

С помощью стихотворения С. Маршака вы сможете показать ребенку и написание цифр.

Возьмите 2 тетради: одна тетрадь для вас, другая тетрадь для малыша. Прочитайте кусочек стихотворения:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Покажите ребенку, как пишется цифра в книге, затем медленно напишите единицу сами. Попросите малыша скопировать ваш рисунок, повторяя стихотворение. И так постепенно двигайтесь от цифры к цифре-

Наиболее изобретательные родители могут разыграть пантомиму: мама читает стихотворение, а папа показывает цифры жестами, застывает в «цифровых» позах. В дальнейшем к пантомиме можно привлечь и ребенка, когда он освоит счет и цифры. В данном случае следует просить показать цифры не в строгом порядке, а вразнобой. Обязательно хвалите малыша за пластику, выдумку.

Изучаем азбуку

(Азбука для домашнего пользования, для самых маленьких Т.В. Боковой)

Цель игры: изучение букв, их написания, развитие слуховой и зрительной памяти.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь, цветные карандаши.

Рекомендации: наиболее удачной для изучения букв является азбука для самых маленьких Т.В. Боковой.

Ход игры. Вся азбука поделена на блоки. В каждом из них представлена базовая буква, относительно которой идет объяснение написания других букв. Материал очень нагляден, малыши с большим удовольствием изучают веселую азбуку, легко запоминают буквы и учатся читать.

Рассмотрим изучение азбуки на примере буквы «Л». На тетрадном листе нарисуйте все буквы группы «Л» ив зависимости от предложенных стихотворений и операций наглядно покажите ребенку, как из «Л» получаются «А», «Д», «М». Заучивайте стихотворения наизусть, они помогают малышу запоминать буквы.

Для заучивания берите по одному блоку из азбуки. Периодически спрашивайте и просите ребенка написать буквы алфавита, чтобы убедиться, что он понимает, какие превращения претерпевают буквы, когда превращаются одна в другую. Обязательно хвалите малыша за успехи.

Кто сидит или что стоит за ширмой?

Цель игры: развитие быстроты мышления, воображения, способности узнавать предметы или животных по отдельным элементам и частям тела.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением животных, предметов мебели, домашней утвари и иного, лист цветного картона, который будет служить ширмой, канцелярские кнопки, ножницы.

Ход игры: предварительно подберите несколько картинок, лист цветного картона разрежьте таким образом, чтобы он закрывал картинку, но не полностью» чтобы оставался небольшой фрагмент, который и будет объектом изучения малыша. Вырежьте столько ширм, сколько у вас картинок. Определите, что вы оставите на картинках как опознавательный знак. Прикрепите ширмы ко всем изображениям.

Посадите ребенка напротив себя и расскажите, что приходил волшебник и закрыл картинки ширмой, чтобы никто не догадался, что там нарисовано, но он очень торопился и полностью закрыть изображение не успел. Спросите малыша, сможет ли он по одной детали угадать, кто или что находится за ширмой. Картинки доставайте одну за другой, хвалите ребенка за его сообразительность и быструю реакцию.

Когда ребенок будет высказывать вам свое предположение, спросите его, почему он так думает и как пришел к такому выводу. Отмечайте оригинальные ответы и предположения (лучше всего записывайте в специальную тетрадь).

Животные и их детеныши

Цель игры: развитие познавательной способности, пополнение словарного запаса.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры.

1-й вариант: находясь с малышом на улице, обращайте внимание на гуляющих кошек, собак. В неторопливой беседе вы можете начинать игру: видишь, побежала кошка, она спешит к своим детям. Как мы их назовем:

У кошки — котенок.

У лошади — жеребенок.

У козы — козленок.

У свиньи поросенок.

У овцы — ягненок.

У собаки — щенок.

У утки — утенок.

У курицы — цыпленок.

2-й вариант: сядьте рядом с ребенком, разложите карточки с изображениями животных, придумайте сказку о кошке, которая забыла, как называют ее детей. Попросите помочь бедной кошке в ее горе. И вновь воспользуйтесь приведенными выше словосочетаниями для лучшего запоминания. В конце игры обязательно проверьте, насколько малыш запомнил предложенные ему сочетания слов.

Похвалите его за хорошую память и сообразительность.

Что в комнате имеет круглую форму?

Цель игры: развитие воображения, быстроты реакции, ориентации в окружающей обстановке, познавательной способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: «волшебные» (солнцезащитные) очки.

Ход игры: сядьте рядом с ребенком, возьмите очки, наденьте их и скажите: «Это не простые очки, их оставила фея, когда гостила у нас ночью и принесла нам красивые сны. Эти очки волшебные, потому что, когда я их надеваю, я могу видеть только круглые вещи». Потом вы надеваете очки и восклицаете следующее.

1. «Вот это да, я вижу массу круглых предметов! Вон там (укажите предполагаемый участок поиска) я вижу что-то интересное. Как ты думаешь, что я вижу? »

Внимательно слушайте, на что указывает ребенок, не пропустите ни одного предмета, которые он вам перечисляет (розетка, настенные часы и т. д.). Похвалите малыша.

2. Затем отдайте очки малышу, пусть он их наденет, при этом вы должны ему напомнить, что он может видеть только круглые предметы. Попросите ребенка перечислить круглые предметы в комнате (колеса игрушечных машин, поднос и т. д.).

3. Попросите малыша закрыть глаза и представить, что он вышел в этих волшебных очках на улицу. Предложите вновь перечислить малыша круглые предметы (колеса машин, огни светофоров и т. д.).

4. Попросите малыша вернуться домой и перечислить круглые предметы на кухне (крышка от кастрюли, сковорода и т. д.).

5. Попросите ребенка посмотреть на себя в зеркало сквозь волшебные очки и найти то, что напоминает круг (рот, ноздри и т. д.).

дайте ребенку любую иллюстрированную книгу и предложите рассмотреть ее сквозь волшебные очки, попросите найти как можно больше круглых предметов.

Подобным образом можно проводить исследования окружающего мира при помощи волшебных очков, надев которые, можно видеть только треугольные или квадратные вещи, или только красные или синие, большие или маленькие. Импровизируйте, старайтесь, чтобы игра проходила весело и интересно.

Танграм

Танграм — старинная китайская игра, состоящая из геометрических фигур, при помощи которых складываются разнообразные фигурки.

Цель игры: развитие логического и ассоциативного мышления, мелкой моторики, быстроты принятия решения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: цветной картон, линейка, карандаш, ножницы. Игра изготавливается своими руками.

Из цветного картона вырежьте 3 квадрата (размеры на усмотрение самих родителей), разметьте квадраты простым карандашом так, как показано на рисунке «Танграм». Разрежьте квадраты.

Ход игры: приготовьте вместе с ребенком необходимые для игры фрагменты.

Задание 1: сложите из имеющихся фрагментов фигурки, которые изображены на рисунке 3. Задания довольно сложные, но решаемые. Попросите малыша сложить нарисованные на рисунке фигурки.

Задание 2: в дальнейшем, когда ребенок освоится, можно попросить его придумать новые фигурки. Поощряйте творческие порывы, придуманные фигурки зарисовывайте, чтобы их тоже включать в дальнейшую игру.

Задание 3: попробуйте предложить малышу сложить фигурки на время. Вы тоже можете включиться в игру, тогда соревновательный процесс пойдет веселее.

Разрезанные квадраты храните в специальной коробке или конверте.

Шахматная доска

Цель игры: развитие познавательных способностей, логического мышления, внимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картон, ножницы, простой карандаш, шахматная доска. Игра делается своими руками.

Вырежьте из плотного картона квадрат 10x10 см, Расчертите его, как шахматную доску. Нанесите на Доску линии разреза (см. рис. Шахматная доска). Возьмите ножницы и разрежьте шахматную доску на 6-7 частей.

Рекомендации: головоломка достаточно трудна, поэтому стоит возвращаться к ней неоднократно, чтобы решить поставленную задачу.

Ход игры: сядьте рядом с ребенком, покажите ему настоящую шахматную доску, чтобы он мог рассмотреть ее в натуральную величину и познакомиться с новым для него предметом. Затем положите на шахматную доску разрезанный картон. Попросите малыша сложить фрагменты, чтобы доска приняла первоначальный вид.

Хвалите ребенка за быстроту и сообразительность. В данную игру можно играть довольно долго, потому что вариантов разрезать шахматную доску великое множество.

Полезные советы родителям

➣ Независимый образ мыслей и умение вынести соответственное суждение являются важными направлениями в развитии интеллектуальных способностей у детей.

➣ Зрелость не равнозначна возрастной категории и означает то состояние развития, которое позволяет со всей полнотой раскрыть человеческие способности.

➣ Веселые стихотворения помогают лучше запомнить и усвоить как алфавит, так и счет.

➣ Возраст, в котором ребенок начинает читать или считать, не является индикатором уровня одаренности.

➣ Отсутствие навыков чтения в большинстве случаев является результатом отсутствия интереса, а не способностей.

➣ Необходимо, чтобы у ребенка была возможность отсрочить ответ, чтобы выработать и избрать способ действия.

➣ Многие дети обладают выраженной внутренней потребностью к совершенствованию. Они не успокаиваются на достигнутом, не поднявшись на высший уровень.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие мелкой моторики детей 2-3-4 года

Игры, развивающие речь ребёнка 2, 3 лет

Математические игры для детей 2, 3 лет

Игры на развитие внимания дошкольников

Занятия с детьми 2-3-4 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!