Рассказ о празднике Новый год для школьников - подростков

Про Новый год для детей школьного возраста

Новый год — особенный праздник. С одной стороны, он самый серьезный из всех: ведь наша жизнь измеряется годами, и каждый раз 1 января воспринимается как новый рубеж. А с другой стороны, этот же праздник и самый несерьезный: даже взрослые люди радуются, как дети, ждут подарков от Деда Мороза и верят в новогодние чудеса. Ни один из других праздников не имеет такого количества бесконечно милых сердцу атрибутов: елки, гирлянды, игрушки, подарки, свечи, бенгальские огни, фейерверки, мишура, маски, шампанское, конфетти, хороводы...

Теперь уже трудно представить, что наши далекие предки обходились без всего этого великолепия, ведь традиция отмечать приход Нового года с таким размахом складывалась постепенно, на протяжении веков.

В языческие времена наступление Нового года связывали с пробуждением природы, с весной, с надеждами на богатый урожай и безбедную жизнь. С принятием христианства Новый год у нас стали праздновать по византийскому календарю, 1 сентября. Так продолжалось до тех пор, пока царь Петр I не привез из Европы идею «лета исчислять по-новому», т.е. вести летосчисление не от «сотворения мира», как раньше, а от «рождества Христова» — 1 января. «По большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, — говорилось в указе, изданном Петром 15 декабря 1699 года. — А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сне, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет». В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет», а с 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

В 12 часов ночи 31-декабря Петр вышел на Красную площадь и самолично запустил в небо первую ракету. Утром 1 января 1700 года он командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек, и вечером того же дня москвичи увидели в небе грандиозный фейерверк. Подобным образом у нас празднуют Новый год вот уже 300 лет.

Самый главный атрибут новогоднего праздника — украшенная елка. Уважение к этому дереву проявляли еще древние племена, задабривая якобы живущего в нем духа леса. В дальнейшем елку стали называть «деревом Христа», воздавая ей особенные почести под Рождество. В XVII веке она была уже распространенным атрибутом Рождества в Германии, Франции, скандинавских странах. Украшали ее бумажными цветами и фигурками, яблоками, пряниками, а к середине XVIII века еще и бумажной мишурой. Рождественскую елку стремились нарядить во все самое лучшее, и поэтому в конце XVIII века на ее ветвях появились позолоченные и посеребренные картофелины, бывшие в то время большой редкостью в Европе. С 1815 года на елках стали зажигать свечи. Украшенные фруктами, сладостями, орехами, свечами, елочные ветви зачастую не выдерживали такого груза и обламывались, и с 1850 года догадливые немецкие стеклодувы начали производство легких полых стеклянных игрушек. Это новшество благоприятно отразилось на ассортименте елочных украшений, ведь в виде стеклянной игрушки стало возможным представить все, что угодно: и зверюшку, и человечка. Вскоре фантазия повела немецких мастеров еще дальше: в 1877 году Йоханнес Эккарт изобрел музыкальную подставку под елку. Механизм заводился ключом, и елка медленно вращалась под звуки вальса. Следующим отличился английский телефонист Ральф Моррис, предложивший заменить восковые свечи, украшавшие елку, на электролампочки. Так в 1906 году появились электрические гирлянды, которые моментально получили распространение по всему миру.

С тех пор ничего принципиально нового люди пока не придумали, а энергия устроителей шоу направилась в стремление создать что-нибудь «самое-самое». Так, жители итальянского города Губбио нарядили самую большую — 60 метров! — елку в мире, растущую на склоне горы Индижино. Для этого им понадобилось 15 км электрических проводов и разноцветных гирлянд. А вот американцы повесили на елку в г. Лантаи самое большое количество украшений — две тысячи штук. Самая «долгоиграющая» елка стоит в парке г. Сен-Клаус (штат Индиана, США): она украшена игрушками круглый год.

Там, где не растут елки, украшают другие деревья и с ничуть не меньшей уверенностью рассчитывают на то, что в положенный срок под ними обязательно появятся подарки. Таинственным сказочным персонажам, ответственным за это важное дело, морозные новогодние деньки кажутся жаркими: ведь нужно успеть развезти по адресам миллионы ярких свертков, кулечков и коробочек. Так было не всегда: в древние времена скандинавские, да и русские сказки и легенды рассказывали о Морозе — хозяине лесов и полей, злом старике, который, будучи не в настроении, мог и погубить холодом. Подарков от пего не ждали, а, наоборот, задабривали его подношениями. Обращаясь к нему ласково — Морозко, или уважительно — Мороз Иванович, на Руси рассчитывали на ответное снисхождение могущественного владыки.

Главным героем новогоднего праздника в России Дед Мороз стал примерно 100 - 150 лет назад. Его характер, конечно, изменился: он стал гораздо добрее и даже приносит детям подарки под елочку.

Внешне наш Дед Мороз очень похож на американского Санта-Клауса, что неудивительно: ведь он значительно моложе. А вот родословная Санта-Клауса берет свое начало в странах Скандинавии: именно там в первое воскресенье декабря отмечается день рождения святого Николая, по преданию, преподнесшего дочерям бедняка сказочные дары и спасшего тем самым их от нищеты. Многие поколения детей считали святого Николая своим покровителем, не догадываясь о том, что ему уготована еще большая слава и поистине всемирное признание. Дело в том, что в начале XIX века нью-йоркский учитель древнегреческого языка Климент Кларк Мур сочинил рождественскую сказку по мотивам легенд и преданий разных народов, и главным героем в ней стал святой Николай, или Санта-Николас. Автор для удобства сократил это имя и подарил миру Санта-Клауса. Он подробно описал внешность сказочного волшебника: белая борода, красный кафтан, красные штаны и сапоги, неизменная трубка во рту... В этом описании без труда угадывался помощник Мура по дому, толстый голландец, портрет которого как нельзя лучше подошел для этой цели. Сказка Климента Кларка Мура была опубликована, но еще долгих 40 лет Санта-Клаус жил только на ее страницах. Лишь в 1862 году, на радость благодарным потомкам, сказка попалась на глаза молодому художнику Томасу Насту, который оценил по достоинству замечательный персонаж и без промедления украсил его портретом обложку новогоднего номера журнала «Хасперс». Успех оказался ошеломляющим, и Санта-Клаус начал свое триумфальное шествие по странам и континентам. Его образ постепенно обрастал новыми подробностями. Стало известно-, что разъезжает он в санях, запряженных северными оленями, носы которых в сочельник горят, как красные фонарики, и освещают дорогу в темном зимнем лесу; что сани его нагружены подарками для послушных детей; что родиной его является Лапландия — это официально провозглашено решением ООН в 1984 году...

К нам в Россию под Новый год приходит Дед Мороз — прямой потомок Мороза Ивановича. После выхода в свет замечательной сказки А. Н.Островского у Деда Мороза появилась и внучка Снегурочка. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года объявлен расположенный на севере Вологодской области город Великий Устюг.

В других странах можно встретить самых разнообразных сподвижников Санта-Клауса. Родство некоторых из них со святым Николаем очень отдаленное, что не мешает им, тем не менее, приносить людям радость и, конечно, подарки. В Германии дети ждут доброго Вайнахтсманна, в Швеции — гнома Юля Томтена, живущего в подвале каждого дома и складывающего подарки детям в чулки. Во Франции Деда Мороза зовут Пэр Ноэль, и он повсюду появляется со своим напарником — Пэром Фуэттаром, дающим советы относительно подарков, так как ему известны все факты примерного или неудовлетворительного поведения детей. В Греции к детям приходит святой Василий, в Чехии — Микулай, в Колумбии — Папа Паскуале, в Панаме — Папай Ноэль, в Австрии и Швейцарии — Сильвестр-Клаус, в Великобритании — святой Стефан. В богатейших восточных культурах, из которых мы с удовольствием черпаем традиции встречи Нового года, конечно же, не может не быть собственных сказочных персонажей, аналогичных нашему Деду Морозу: в Японии это бог Хотейошо с глазами на затылке, плавающий на спине карпа, в Монголии — мифический погонщик скота. Но и в этих странах традиционный Санта-Клаус — не менее долгожданный гость.

В некоторых странах в роли Деда Мороза выступают персонажи, к которым даже слишком общее определение «добрый дедушка с бородой» никак не подходит. В Индии к детям приходит богиня Лакшми, в Италии — добрая ведьма Ла Бефана, которая спускается в дом через дымоход, сидя на огненной метле, чтобы принести хорошим детям подарки, а плохим — угольки. В Финляндии на помощь Санта-Клаусу приходит не кто иной, как козлик в красной шубе Иолупукки, символизирующий осла, на котором Христос когда-то въехал в Иерусалим. В Дании подобного козленка зовут Юлеманден, в Норвегии — Юлебукк. Кроме того, к детям этих двух стран наведываются также и гномики. Дальше — еще удивительнее: маленьким жителям Аляски приносит подарки морской тюлень, а туземцам островов Самоа — морской червь Палоло...

Взрослея, мы перестаем верить в Деда Мороза и в сказки вообще, но под Новый год происходит необъяснимое: с первыми струйками искрящегося «дождя» в привычную повседневную жизнь просачивается удивительное состояние — ожидание чуда. Действительно, если люди до сих пор спорят, стоит ли верить в Бога, то так ли уж все ясно по поводу существования Деда Мороза?.. .

В волшебное новогоднее время настоящее на минуточку замирает на пороге будущего, оглядываясь на прошлое, история замедляет свой ход, а люди прячут все былые огорчения под яркими карнавальными масками. С некоторых пор новогодние маскарады стали традицией. Впрочем, способ обмануть злых духов путем сокрытия своей персоны существовал всегда и везде. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, из которых возникли сначала культовые представления, затем — традиционные народные зрелища, а обычай устраивать маскарады в связи с новогодними праздниками зародился в Древнем Риме. Уже тогда было замечено, что «как Новый год встретишь, так его и проведешь», а потому римляне веселились от души. Чаще всего они использовали маски животных, которые имели форму целой головы и надевались наподобие шлема, популярны были также костюмы языческих богов, демонов, а мужчины, кроме того, с удовольствием рядились в женские платья. Наряду с другими наиболее удачными изобретениями человечества новогодний маскарад веками шествует через времена и безвременье с неизменным триумфом, практически не изменяясь. На дворцовых празднествах XVIII века в Петербурге среди ряженых можно было встретить все тех же персонажей — зверей, чертей, фальшивых «дам»... Екатерина II «сама езжала в маскарады, где садилась в ложу замаскированная. Она приезжала всегда в чужой карете, но ее тотчас узнавали по походке и неразлучной с нею свите. Она очень любила, когда переднею маски плясали вприсядку». Позже, во времена царствования Николая I, пляски вприсядку уступили место хороводам: весь двор являлся одетым в домино — особый маскарадный костюм в виде длинного плаща с капюшоном — и совершал процессию через все покои дворца, двигаясь ровными и правильными рядами. Возможность оставаться неузнанным открывала новые просторы любителям анонимных розыгрышей и разнообразных интриг, которые редко можно было назвать безобидными. В легкомысленном кружении масок и блеске сияющих огней, случалось, вершились судьбы государств...

Среди простого народа был распространен обычай наряжаться под Рождество кто во что горазд и ходить по улицам с шутками и прибаутками, заглядывая в каждый дом. Маски для подобного действа подбирались по принципу «чем страшнее — тем лучше»: волки, свиньи, черти. Веселье принимало самый необузданный характер, а способы самовыражения — крайние формы.

В наше время сложные и дорогие маскарадные костюмы более ассоциируются с фольклорными фестивалями, карнавалами и праздником Хэллоуина, чем с традиционными новогодними развлечениями. Что и говорить, к маскараду мы стали относиться проще, повсеместно превратив его исключительно в детское мероприятие. Малыши с восторгом примеряют смешные звериные мордочки с ушками и настоящие лисьи хвосты, тинейджеры — страшные «лица» всевозможной нечисти и «волчьи клыки», а любящие родители задолго до праздника берут на себя заботу по обеспечению своего чада самым лучшим карнавальным костюмом. Сами же взрослые чаще всего ограничиваются лишь изящной полумаской в тон нарядного платья. Приобретая новые формы, праздник, тем не менее, остается таким же ярким, долгожданным и волшебным. Мы все также ждем от него чудес и начинаем верить в сказку, когда на пороге появляется Дед Мороз и произносит: «С Новым годом, с новым счастьем!»

Рекомендуем посмотреть:

Новогодние традиции и угощения народов разных стран мира

Как появился праздник Новый год. Рассказ для детей 6-9 лет

История Нового года для детей начальных классов

Что такое праздник?

Как появился Дед Мороз в России. Рассказ для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!