Как появился Дед Мороз в России. Рассказ для детей

Кто такой Дед Мороз?
Новый год — это елка, праздничный стол и, конечно, ожидание Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника. Его любят все. Малыши пишут ему письма с пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз — это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла.
Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими Сайтами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ — Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался — морозил людей почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. В те времена его принято было задабривать. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!». В общем, дядькой он был суровым, холодным и от его ледяной любви даже веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:
...Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...
А теперь чуть далее:
...Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
...Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем.
Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминальных замашек.
Но со временем образ Деда Мороза начал смягчаться. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость — наказывает (наказание, правда, опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».
В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку — «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича — статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой — иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини сказки «Морозко», домой добирается живой и невредимой.
Кстати, в основу экранизации «Морозко» легла не только одноименная сказка, но и сюжет В. Одоевского.
Пока из грозного зимнего Мороза-воеводы постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела. Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января (а не 1 сентября, как было до этого) и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись. Только в 1852 г. в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки, сначала претендовали западные персонажи — от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой «наш человек».
Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале XX века участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками.
Чуть позднее нашему Деду Морозу, в отличие от разъезжающего в гордом одиночестве на своих оленях Санта-Клауса, дали в компанию внучку Снегурочку (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе).
Снегурочка — милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радуют снег и холод и пугает Солнце, от горячих лучей которого она тает. В отличие от других зимних сказочных персонажей — злюки Зимы, недоброго Деда Мороза и странноватого Морозко, — Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья.
Дед Мороз и Снегурочка — это те, кто дарит не только веселье, но и подарки!
Рекомендуем посмотреть:
Новогодние традиции разных стран
История Нового года для детей начальных классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!