Что такое праздник?

Что такое праздник?

Праздник – это …

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля читаем: «Праздничный день или праздник вообще-день, посвященный отдыху, не деловой, не работный... день, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица». В «Малом толковом словаре» В. и Л. Лопатиных находим современные «добавки»: «Праздник: 1) День торжества, установленный по случаю какого-нибудь события, и само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник. Спортивный праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2) ... Общий нерабочий день (дни) по случаю такого торжества».

Праздники как социальное явление «учредить» или выдумать невозможно. Очевидно, нужны либо неординарные события, либо десятилетия переживаний, связанные с памятной датой или памятным событием, чтобы они закрепились в сознании. Но детские праздники выдумывать можно и нужно. Как бы оптимистично мы не относились к будничной жизни, она все-таки однообразна, без праздников жизнь безрадостна, однообразна, скучна, и чем она сложнее, противоречивее, труднее тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, как повод собраться вместе, отдохнуть от одинаковых будничных дней, набраться энергии для предстоящей работы. Для всех, а особенно для школьников, любой ближайший праздник - своеобразное счастье.

Праздники - это своеобразные рубежи жизни: на них ориентируются, к ним готовятся. В отведенные для него дни мы собираемся вместе и, стряхнув груз повседневных забот, переключаемся, отдыхаем, набираемся энергии, оглядываемся назад и мечтаем о будущем... Взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника - веселого, нарядного, дружественного и бывают очень разочарованны, если их ожидания обмануты. Потому время праздника мы всегда стараемся сделать ярким, разноцветным, объединяющим людей в их радости, запоминающимся надолго.

А еще праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, элементы костюмированного шоу, эмоциональность, за возможность «себя показать и других посмотреть». Детский праздник поддерживается непосредственным желанием детей играть, активно участвовать в жизни праздника, ведь для них праздники - не просто отдых, но и место выражения творчества, полного удовлетворения в тех формах, которые в учебной или будничной практике обычно принижаются или даже подавляются. Праздник же есть повод, во-первых, проявить себя как личность и, во-вторых, выразить внимание к другим людям, ведь практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга, и в праздничных поздравлениях обращение делается к людям вообще - кто его услышит - не разделяя их на тех, «кто мне нравится и не нравится»; т.о., в праздничном поздравлении дети учатся уделять внимание другим, радовать их.

Досуг в дни празднеств приносит ребенку естественную разрядку от вечной дидактической и режимной напряженности, которая накапливается в нем в одномерных, повторяющихся операциях учебных будней и внеучебных привычных деяниях, как правило, связанных с тем же процессом учебы и всеми ему сопутствующими элементами - дисциплиной, правилами школьного устава, обязанностями не всегда привлекательного характера.

Известный исследователь народного досуга И. Снегирев свободное время связывает в основном с празднествами: «Самое слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». (Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. М., 1837.)

Снегирев понятие «праздник» трактует как календарное время, когда люди отмечают важные для них события, выделенные из остальных и представленные в особом выразительном, торжественном виде обычаев, ритуалов, символов и забав, вызывающих праздничность ощущений.

А. Мазаев - один из интереснейших исследователей праздников «революционной эпохи» - также связывает их понятийную сущность со свободным временем: «С давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздничности, веселья и т. п., которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно необходимая доля всего хода жизни». (Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.)

Не отрицая связи праздника со свободным временем (это его естественная временная сущность), мы все-таки не стали бы рядополагать эти понятия. Время - лишь пространство праздника, календарное время (природно-цикличное), отражающее трудовой опыт людей, наполняет праздник как «социально-культурный акт» содержанием сущности времени, если опираться на традиции времяпровождения.

Следует согласиться с Мазаевым, что праздники - объективно свободная жизнедеятельность, «протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». Хотя, можно было бы внести некоторые коррективы и в этот оптимистический тезис.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ о празднике Новый год для школьников - подростков

Как появился Дед Мороз в России. Рассказ для детей

История появления праздников

История Нового года для детей начальных классов

Как появился праздник Новый год. Рассказ для детей 6-9 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!