История появления праздников
Как и когда появились праздники
Экскурс в историю
У каждого времени свои песни и... свои праздники.
На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу XIX века в русском календаре на год приходилось 98 праздничных дней и держали мы в ту пору первое место в Европе по праздничным «загулам». А каково положение с праздниками в иных эпохах и странах? Если искать идеальные эталоны, достойные образцы праздничного досуга, то его корни не в первобытном обществе, а, скорее, в афинской противоречивой рабовладельческой демократии (все-таки рабовладельческой). Античный праздничный досуг формировался в общепринятых рамках философской оценки. Но эти рамки не сдерживали здоровой многоцветной праздничности досуга.
Исследователи мира досуга древних греков отмечают принципиальную особенность организованного досуга афинян, выражающуюся в наличии здоровой Праздничности, но не Праздности (это отличает главный праздник великого Дионисия). Активная праздничность была выверенной антитезой ленивой праздности. Праздность сродни унынию, праздник сродни жизнеустройству, состоянию счастья, естественной потребности свободного человека, его карнавальному мироощущению, бодрости и оптимизму. Праздник всегда напоминает о связующих узах - семьи, коллектива, в общем, единого человеческого сообщества, к которому мы все принадлежим. Современная отечественная практика организации праздников школьников, молодежи делает первые робкие шаги навстречу такому идеалу.
Античный досуг предстает в органической связи с гражданской активностью взрослых и детей, в убедительной многосторонности жанров и видов досуга, которые создавали богатые условия для вовлечения практически всего населения Афин (естественно, помимо рабов) в сферу праздничной культуры. Возможности самодеятельного творчества лиц любого возраста, пола, сословия реализовывались в течение недели в строго выверенных и поддержанных государством формах нравственно-религиозного, театрально-художественного, спортивно-физического, обрядно-ритуального, музыкально- песенного, конкурсно-состязательного досуга. Жертвоприношения, молитвы, пиршества, красочные процессии, шествия, философские диалоги, карнавалы сочетались с народными собраниями, посещениями кладбищ.
Праздничный досуг древних греков поднимался над обыденщиной, еще раз подчеркивал и утверждал гражданские свободы и демократию. Такой мощный поток духовных и физических наслаждений, эстетических удовольствий был ориентирован на всю афинскую общину. Цель его не скрывалась: поставить культуру полноценного досуга, в том числе праздников, выше обязательного труда, доказать его высшую социальную сущность. Возможно, сквозь призму далеких лет можно идеализировать афинский феномен массового праздничного досуга. Но, в отличие от поздних зрелищных, созерцательных его видов, он был объективно деятельным и полнокровным. В этом его историческая заслуга. Досуг для афинян - прежде всего, разнообразие праздников, которые пронизывал дух агностики (соревновательности, состязательности). «Праздник - не праздность», - вот что исповедовалось в Афинах. Праздник - главный смысл и оправдание духовного существования людей, радость физического, интеллектуального и творческого напряжения, выход из состояния повседневности. По утверждению Перикла, у афинян праздников было больше, чем где- либо в иных странах. Особое значение на празднествах придавалось обрядам и церемониалам - торжественные и всеобщие факельные шествия, массовые хороводы, манифестации подчеркивали равенство политических прав всех свободных граждан. На празднествах обязательно соревновались драматурги и различные театральные группы.
Непременным атрибутом праздников афинян были разнообразные конкурсы, начиная с произнесения изысканных тостов во время пира и кончая состязаниями атлетов, поэтов, музыкантов, известных ораторов, философов. Участие в празднествах было свободным.
У Перикла же встречаем мысль о том, что одни получают радость на праздниках, организованных государством, другие изгоняют печаль из души и наслаждаются в частных домах. Наслаждения и коллективная радость укрепляли духовные связи между людьми, способствовали формированию общих жизненных целей и идеалов, что рассматривалось философами Греции как главнейшая социальная функция праздника. Так было когда-то. Участие в подготовке и проведении праздничных торжеств почиталось долгом и честью всех свободных граждан древнегреческих городов. Только рабы были лишены этого права - им разрешалось лишь смотреть, присутствовать.
Любопытно, что Аристотель как выразитель эллинского сознания считал, что дети не способны осознать смысл праздников, ибо он недостижим для несовершеннолетних. Вместе с тем он рассматривал праздники как часть воспитания, формирующего эмоциональную природу человека, очень важную для социальной жизни. Крупнейший педагог XXI столетия А. Макаренко предостерегал: детских праздников не должно быть много. А их много, и число их продолжает расти. Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки хорошо. Пусть праздники будут! И не раз в году, как день рождения, а периодически. Психологи считают, что нужен хотя бы один праздник в месяц. В конце концов, не каждый праздник адресован буквально всем. И не каждый ребенок, школьник будет рваться на любой праздник. А будет выбирать. Так было бы из чего выбирать! В реестр выбора следует отнести праздники государственные, международные, профессиональные, школьные традиционные, школьные нетрадиционные, а также массовые мероприятия праздничного характера.
Рекомендуем посмотреть:
Какие есть международные праздники
Нет комментариев. Ваш будет первым!